В статье рассматривается коммуникативно-когнитивный подход при развитии речи у дошкольников второй младшей группы. Анализируются научные публикации по проблеме. Сделан вывод об эффективности коммуникативно- когнитивного подхода. Доказано, что при развитии речи у дошкольников задействуются психические познавательные процессы, выполняющие функцию рационального познания. Описывается эмпирическое исследование с примерами литературной лексики.
Ключевые слова: речь, дошкольники, коммуникативно-когнитивный подход.
Введение. Актуальность исследования обуславливается тем, что в настоящее время особое внимание уделяется развитию системы дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве закладываются основные черты характера ребенка и развиваются психические познавательные процессы.
В психологии принято исследовать речь ребенка в контексте общения, так как речь возникает в процессе взаимодействия со взрослыми и выступает как средство общения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и др.).
В исследованиях М. И. Лисиной изучалась роль коммуникативного фактора в процессе развития детей дошкольного возраста. Ею выделены ряд аспектов, влияющих на становление и развитие речи. В результате автором установлено, что связь развития речи с содержанием потребности в общении несомненна. Подчеркивается роль эмоционального общения на основе деятельностного подхода в развитии и обучении дошкольников.
Е. В. Турковская дала теоретическое обоснование системообразующей роли коммуникативного подхода в контексте решения образовательных задач обучения иностранным языкам. И хотя дети младшего дошкольного возраста изучают иностранный язык эпизодично, коммуникативная составляющая в данном случае обязательно присутствует [3].
Многими учеными доказано, что без учета возрастных закономерностей психического развития детей невозможно выстроить программу по развитию речи у младших дошкольников. Научные труды Н. И. Гуткиной, Н. А. Лемяскиной, В. А. Москвина, А. Л. Сиротюк, О. Л. Соболевой, и др подчеркивают важность учета психофизиологических и возрастных особенностей дошкольников.
Д. С. Коваленко, О. С. Дворжец считают, что использование разных форм электронных образовательных ресурсов способствует улучшению коммуникативных умений и развивает когнитивные процессы [1].
Развитие речи дошкольников в соответствии с законами когнитивного развития в настоящее время активно исследуется как в теории, так и в практике.
Разработка программы речевого развития дошкольников в соответствии с основными принципами дифференционной теории и с возрастными закономерностями психического развития детей — следующий, закономерный шаг в развитии данной проблемы когнитивной психологии (Н. И. Чуприкова) [5].
Коммуникативно-когнитивный подход к развитию речи у дошкольников младшей группы — это личностно-ориентированная концепция. Ее методическая основа заложена в необходимости формирования у воспитанников представления о изучаемом языке и способности к речевым действиям.
Таким образом, была сформулирована цель исследования — определить принципы реализации коммуникативно-когнитивного подхода при развитии речи у дошкольников второй младшей группы.
Задачи:
‒ разработать программу по развитию речи у дошкольников второй младшей группы на основе коммуникативно-когнитивного подхода и реализовать ее;
‒ оказать эффективность коммуникативно-когнитивного подхода в сравнении с традиционными подходами;
Объект исследования — дошкольники второй младшей группы.
Предмет исследования — коммуникативно-когнитивный подход как метод развития речи у дошкольников.
Научная новизна заключается в предложенном коммуникативно-когнитивном подходе к развитию речи у дошкольников, так как при этом подходе, ребенок становится активным участником обучения, проводимой в игровой форме, что обеспечивает сознательное усвоение знаний в области лексических значений.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники второй младшей группыМБДОУ ЦРР «Детский сад № 162» г. Воронежа. Всего в исследовании участвовало 27 дошкольников. Исследование проходило в марте — сентябре 2018 года.
Задания и содержание педагогического эксперимента ориентированы на взаимосвязанное решение коммуникативных, познавательных (когнитивных), развивающих задач. Отбор речевого материала осуществлялся исходя из коммуникативных потребностей и уровня развития когнитивных процессов дошкольников.
Использовались упражнения на активную лексику; заучивание стихотворений; театрализация сказок; сюжетно-ролевые игры с речевыми заданиями; электронные образовательные ресурсы «Считалочка», «Кто виноват», «Добрый медвежонок»; проблемные ситуации «Что нужно сказать?», «Почему плачет зайка?» и др.
В начале реализации программы был проведен мониторинговый срез на определение уровня речевого развития дошкольников. В мае месяце был проведен промежуточный мониторинговый срез. И заключительное исследование проведено в начале сентября 2018 года. Оценка речевого развития оценивалась бальной системой. Методики мониторинга были модифицированы с целью получения результатов в виде нормального распределения в пятибалльной шкале (0–1 балла — слабый уровень; 2–3 балла — средний уровень; 4–5 баллов — высокий уровень).
Основными принципами коммуникативно-когнитивного подхода к развитию речи у дошкольников второй младшей группы являются принципы коммуникативной и когнитивной направленности. Когнитивная (познавательная) направленность формирует представления о речи и обеспечивает осмысление языковых явлений, насколько позволяет возрастные особенности дошкольников. Принципы, входящие в сферу когнитивного подхода — это сопоставительный принцип и принцип сознательности (осознанности), принцип дифференциации. Чаще педагоги придерживаются последнего принципа, так как проще развивать когнитивные процессы при разведении процесса обучения и развития на составляющие части.
Обсуждение результатов
Упражнения на активную лексику включали такие задания как придумывание слов на определенный звук, подбор слов синонимов в игре «Скажи наоборот», игра «Кто больше знает названий…»., игра «Что чему соответствует» и др.
По данным заданиям оказались самые низкие результаты. Отмечалось неустойчивое внимание, у некоторых детей отсутствовал интерес к игровым упражнениям. Средний балл на начальном этапе — 1, а на конечном — 3.
Сюжетно — ролевые игры с речевыми заданиями «Поваренок», «В магазине игрушек» предполагали коммуникативное взаимодействие детей. Возникала проблема коммуникативного плана при выборе главного действующего лица — «поваренка» и «продавца» в магазине игрушек. Но при косвенном вмешательстве воспитателя игра налаживалась. Средний балл на начальном этапе — 3, а на конечном — 5.
Электронные образовательные ресурсы «Считалочка», «Кто виноват», «Добрый медвежонок» были эмоционально привлекательны и средний балл на начальном этапе — 4, а на конечном — 5. Таким образом, на начальном этапе был высокий результат. Конечно, нельзя сказать об одинаково развитых когнитивных и коммуникативных процессах у детей, но факт того, что среднее арифметическое достаточно высокое, заслуга цифрового обучения. Дети быстрее реагируют на красивую картинку, анализируют поступки Медвежонка, Котенка, повторяют движения пальцев рук при выполнении упражнения «Считалочка».
Проблемные ситуации «Что нужно сказать?», «Почему плачет зайка?» вызвали затруднения у большой части детей, примерно четверть детей не знает «вежливых слов», а у половины эмоциональный интеллект не соответствует возрастным данным. Картина Мира не сформирована также у половины испытуемых. Представление об окружающем не вполне конкретно и обоснованно. Средний балл на начальном этапе составлял 2 балла, а на конечном 4 балла. Это хороший результат, с учетом того, что в исследуемой категории детей есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Описанные методики — это небольшая часть используемого коммуникативно-когнитивного подхода к развитию речи у дошкольников второй младшей группы.
При развитии речи дошкольников учитывались следующие коммуникативно-когнитивные подходы:
имплицитное обучение, когда в сюжетно-ролевой игре или при выполнении упражнений дети не осознавали, что получали знания;
смысловое обучение включало когнитивную, эмоциональную и мотивационно-потребностную составляющую;
имитационное обучение — когда дети подражали модели поведения или действию; эмоциональное обучение — предполагало эмоциональное развитие. Этому способствовало использование цифрового обучения.
Вывод. Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что использование коммуникативно-когнитивного подхода к развитию речи у дошкольников способствует более эффективному усвоению лексики.
Речевое развитие дошкольников при коммуникативно-когнитивном подходе опирается (в соответствии с возрастными психическими особенностями детей) на их образное, чувственное, креативное мышление, оперативную память, непроизвольное внимание.
Методы и приемы развития речи у дошкольников, разработанные в рамках коммуникативно-когнитивного подхода многофункциональны, интересны и доступны.
Заключение. Основываясь на результатах исследования можно судить о целесообразности использования принципов коммуникативно-когнитивного подхода к развитию речи у дошкольников второй младшей группы, так как дети становятся активными участниками обучения. При таком подходе когнитивный аспект соединяется с коммуникативным аспектом и подчиняется ему.
Литература:
- Коваленко Д. С., Дворжец О. С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях современного учебного процесса. Новые технологии в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]: сборник материалов научно-практической конференции / [отв. ред. А. Г. Мартынова]. — Электрон. текст. дан. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2017, с. 9–11.
- Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия; под ред. Е. Д. Хомской. — 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1998.
- Турковская Е. В. Коммуникативный подход в структуре современных методических концепций обучения иностранным языкам. Веснiк ВДУ. — 2015, № 5 (89) с. 107–115
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. [Текст] О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Издательство: Владос, 2013 г., с. 287.
- Чуприкова, Н. И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 31–39.