В статье рассматриваются возможности и особенности развития конструктивной деятельности в дошкольном возрасте, дается характеристика видов конструктивной деятельности, обозначаются условия ее развития.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, типы конструирования.
На сегодняшний день изучение проблемы конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста является актуальным, в связи с тем, что данный вид детской активности значительно влияет на формирование практических форм мыслительной деятельности.
Конструктивная деятельность дошкольников больше, чем другие виды деятельности, подготавливает необходимую основу для развития творческих, познавательных, сенсорных способностей детей.
Термин «конструирование» произошёл от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта [2, c.18]. Конструируя, дошкольник учится не только различать внешние качества предмета, образца; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).
Вопрос конструктивной деятельности рассматривался авторами с разных точек зрения.
В. Г. Нечаева определяет конструирование как создание построек из деталей строительного материала, конструктора, изготовление игрушек и поделок из бумаги, картона, дерева, деталей различных конструкторов и другого материала [1, с. 21].
Исследования В. Г. Нечаевой, З. В. Лиштван показали, что благодаря конструктивной деятельности дети наиболее полно и точно начинают воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и так далее) [6].
Многолетние экспериментальные исследования по изучению детского конструирования также проводила Л. А. Парамонова совместно с Г. В. Урадовских, О. А. Сафоновой, О. А. Христ. В ходе исследований Л. А. Парамоновой был сделан следующий важный вывод: результатом обучения является сформированность конструирования не только как практической творческой деятельности, но и как универсальной творческой способности, проявляющейся в других видах деятельности (изобразительной, игровой, речевой и т. п.). Она в своих работах описала детское конструирование и формы его организации, а также виды конструирования. Ей разработана педагогическая система формирования творческого конструирования.
Л. В. Куцакова, опираясь на материалы исследований Н. Н. Подьякова, Л. А. Парамоновой, Л. А. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казаковой, Г. В. Урадовских, В. В. Холмовской, Л. В. Пантелеевой, разработала программу по данному виду деятельности. Исследователь предлагает дидактические игры и упражнения, дает подробные рекомендации по всем возрастным группам, включая ясельную.
Во всех работах по изучению данного вида деятельности авторами обращается внимание на то, что детское конструирование имеет свои особенности, одной из которых является его практическая направленность: дети создают поделки с целью использования их в игре, в качестве подарков взрослым и т. п. В то же время, практическая направленность конструкторской деятельности детей вовсе не исключает, а напротив, предполагает обязательную передачу в конструируемых объектах функций, закреплённых взрослым.
Процесс создание конструкций, особенно из строительного материала, тесно связан с игрой. Это вторая особенность детского конструирования, которая позволила ряду авторов (А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой и др.) назвать его игрой со строительным материалом, объединив тем самым разные по своей сути деятельности детей: игру и конструирование.
Третьей важнейшей особенностью детской конструкторской деятельности является тесное взаимодействие мыслительных и практических действий. В работах Н. Н. Подьякова, Л. А. Парамоновой отмечается, что особую роль играют практические действия поискового характера, которые как бы являются источником мысли ребёнка.
Ещё одной существенной особенностью детского конструирования является насыщенность его яркими положительными эмоциями, что особенно свойственно деятельности, возникающей по инициативе детей. Возможность выразить своё отношение к миру, реализовать свои запросы и интересы, получить удовольствие от своих конструкций, поделок [5].
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. д.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся:
‒ конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрические формы);
‒ из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.
С целью развития конструктивных способностей специалисты предлагают разные формы организации обучения конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Исследования показали, что использование образцов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Правильное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определять в любом предмете основные части, устанавливать их пространственное положение, выделять отдельные детали и их части. Такой структурный анализ создает предпосылки у детей к формированию умения планировать свою деятельность по созданию конструкций с учётом их основных функций [3].
Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять к качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки (Ф. В. Изотова). Можно также предложить воспроизвести образец определённой конструкции, давая детям строительный материал, в котором отсутствуют определённые детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися (Этот тип задач предложен А. Н. Давидчук).
Следующая разновидность организации данного вида деятельности — это конструирование по моделям, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии. Суть работы заключается в следующем: детям в качестве образца предъявляется модель, в которой очертания отдельных составляющих её элементов скрыто (конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). В данном случае ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способов её решения.
Постановка таких задач перед старшими дошкольниками является эффективным способом активизации их мышления. Конструирование по модели является усложнённой разновидностью конструирования по образцу [4].
Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Подьяковым заключается в следующем: детям не даётся образец постройки, определяются лишь условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определённой ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых и грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов решения их не даётся.
В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.
Как показали исследования Н. Н. Подьякова, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамоновой, данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию конструктивных способностей. Однако дети должны уже иметь определённый опыт. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами [4].
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности могут успешно реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем, отражающих образцы построек, а затем наоборот, практическому созданию конструкций по простым схемам, чертежам.
Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объёмных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были разработаны специальные шаблоны (В. В. Брофман), которые дети использовали для построения наглядных моделей (схем), отражающие их конструктивные замыслы.
В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности [2].
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать. Надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы, часто меняются в процессе деятельности.
Чтобы эта деятельность протекала как поисковый творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески исследовать знания и умения, полученные ранее. Конструирование по теме — это такой вид конструирования, когда детям предлагают общую тематику конструкций («мосты», «дома» и т. п.), они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений.
При организации обучения необходимо уделять особое внимание предварительному наблюдению, где обращается внимание детей на зависимость форм, размеров и местонахождения основных частей от их функционального назначения и анализу конструируемых объектов, определению их структуры, а также выделению объектов и их частей. Чтение художественной литературы, рассматривание картин, экскурсии помогут в этом.
Далее очень важно установить пространственное расположение частей по отношению друг к другу (перекрытие опирается на стены, а крыша на перекрытие). И, наконец, воспитатель вместе с детьми рассматривает каждую часть с точки зрения состава деталей и их расположения (стены сделаны из кубиков и кирпичиков, перекрытие из пластин и т. п.).
Всё обследование постройки должно вестись в той же последовательности, что и её создание (стены, окна, перекрытие, крыша). Это значительно облегчает детям планирование постройки и её воспроизведение.
Такое обследование обеспечивает формирования целостно-расчленённого представления о конструируемом объекте и имеет важное значение для формирования мыслительных процессов детей. Систематическое проведение анализа образцов способствует тому, что дети овладевают обобщённым способом анализа как конструируемых, так и других объектов [3].
Обобщенные представления о конструируемых объектах выступают как определённая система знаний о них. Например, все мосты имеют общие части как опоры, проезжая часть, перила и т. д., но в зависимости от практического использования мостов (пешеходный, автомобильный, железнодорожный) эти части могут существенно отличаться друг от друга по форме, размерам, расположению. Поэтому дети должны иметь возможность построить не один мост, а несколько разных по назначению.
Каждая предлагаемая тема должна быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями одного и того же объекта (дома, мосты, машины).
Конструктивные способности у детей начинают формироваться, с раннего возраста. В этом возрасте конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой и выступает как её элемент, как средство, помогающее разыгрывать простые сюжеты. В старшем же дошкольном возрасте конструирование является или элементом сюжетно-ролевой игры, или полноценной конструкторской деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Особенностью конструктивного мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание взаимодействия мыслительных и практических актов. Замысел уточняется, изменяется в результате практических поисковых действий, что является положительным моментом для развития конструктивных способностей.
Источником замысла детей является окружающая жизнь, её богатая палитра: разнообразный природный и предметный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности и, в первую очередь, игра. Но восприятие окружающего часто у детей бывает поверхностным. Именно поэтому надо создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях [2].
Таким образом, к необходимым условиям успешной деятельности относятся: наличие строительного материала: рисунков, иллюстраций, чертежей; оснащение кабинета для занятий творчеством, соблюдение правил по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, создание интересной, увлекательной обстановки, умелое руководство педагогом конструктивными действиями дошкольников; использование различных форм обучения конструктивному умению, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Литература:
- Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. — М: Творческий центр, 2006.
- Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. — М: Изд. дом «Карапуз», 1999.
- Парамонова, Л. А. Конструирование из строительного материала / Л. А. Парамонова. — М: Просвещение, 1988.
- Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития мышления и творческого воображения у дошкольников/ Л. А. Парамонова.- М., 1994.
- Сафонова, О. А. Конструирование из бумаги / О. А. Сафонова. — Н.Новгород, 1994.
- Стругаева В. В. Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40).