Сегодня мало кто задумывается, что проблема психологической зависимости является одной из самых актуальных проблем человечества. И при этом данная тема практически не исследуется. Только недавно появилась наука, изучающая феномен зависимости — «аддиктология» (от англ. аddiсtiоn — «зависимость»), но её пока что не преподают в университетах и уж точно не спешат изучать в школах.
В наше время принято считать, что если человек попал в рабство своих страстей, значит, он сам в этом виноват, следовательно и выбираться ему из этого безумия нужно самостоятельно. Но, современный человек мало походит на барона Мюнхгаузена, который вытащил сам себя за волосы из болота. Реальный человек слаб, немощен, грешен. Да и признаться себе, что он оказался в болоте сможет далеко не каждый. А под болотом можно понимать что угодно: алкоголизм, наркоманию, склонность к азартным играм, переедание, сексуальную распущенность и прочее. Всё перечисленное является не просто грехом или плохой привычкой. Это страшные, патологические зависимости, разрушающие душу того, кто находится у них в плену и жизни его близких.
Зависимость — это самая настоящая форма добровольного рабства, ограничивающая возможности человека к саморазвитию и нормальному функционированию в социуме. Любая из существующих зависимостей ограждает человека от реальности и становится преградой на пути к самореализации. Но, что самое страшное — зависимость от ирреального заменяет для человека единственно значимый и продуктивный тип зависимости от Бога. Тот, кто находится в плену страстей, не способен покаяться, обратиться за помощью и попросить об исцелении.
Известный французский писатель Жан Поль Сартр считал, что у человека в душе зияет дыра размером с Бога, которую он заполняет, чем умеет. Из этой мысли можно сделать вывод, что дыру эту можно заполнить только Богом. Удивляет тот факт, что сам автор этих строк был убеждённым атеистом.
К сожалению, сегодня многие прибегают к суррогатным зависимостям, которые создают лишь видимость временного покоя и душевной гармонии. А в итоге превращают изначально небольшое пустое отверстие в душе в настоящую чёрную дыру, которая беспардонно затягивает внутрь всё, что окружает человека, поглощая его личность.
Коварство любой зависимости заключается в том, что она одновременно является грехом и болезнью. В первую очередь болезнью души. Поэтому официальная медицина здесь практически бессильна. На сегодняшний день нет никаких медикаментозных препаратов, которые бы раз и навсегда излечивали наркоманию, алкоголизм, игроманию, трудоголизм и прочие неконтролируемые проявления человеческих страстей. Единственный врач, который может вылечить сердце и душу от пагубной зависимости это Бог.
Ведь после того, как человек принимает решение изменить свою жизнь и прекращает употреблять химические вещества, пустота в душе никуда не пропадает. Иногда она даже становится больше. И тут может получиться так, как сказано в Евангелии, в притче о семи злейших: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безлюдным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» [1, с.46].
Следовательно, недостаточно просто перестать пить или употреблять наркотики. Важно менять образ жизни, обретать духовный рост, наполнять вновь образовавшуюся пустоту истинной полнотой единения с Богом.
В наше время вряд ли можно отыскать человека, не отягощенного узами какой-либо пагубной для его души зависимости. И это не обязательно должен быть алкоголь и наркотики. Неконтролируемый просмотр телевизора или бездумный шопинг тоже зависимое поведение. Главное стремление, которое преследует страждущий от любого типа аддикции, заключается в побеге от реальности в мир иллюзий. Там намного проще, веселее и комфортнее. Там не нужно брать на себя ответственность и решать проблемы.
Большинство взрослых людей, независимо от их социального статуса, возраста или профессии имеют опыт той или иной зависимости. Аддиктивные поведенческие реакции в современном обществе актуальны для всех представителей развитых стран, независимо от их социального статуса, уровня жизнеобеспечения, возраста и состояния здоровья. Мы много говорим о правах и свободах, о юридической грамотности и политической безопасности, но забываем о свободе и безопасности духовной и психологической.
Традиционная медицина практически не уделяет внимания лечению духовной составляющей алкоголизма, наркомании и прочих разновидностей аддикций. Психология и психиатрия занимается в основном социальной и биологической составляющими. Психологи считают, что суть зависимого поведения заключается в неумении индивида управлять своим эмоциональным состоянием. И для его корректировки он прибегает к определённым стимуляторам. А это лишь одна из возможных причин, которых всегда бывает несколько. И одна из этих причин — голод по Богу, который зависимый человек утоляет чем угодно, но только не духовной пищей.
Известно, что если не лечить любое заболевание в комплексе, рано или поздно оно обязательно даст рецидив. Когда алкоголика в состоянии запоя помещают в клинику — ему помогают физически, очищая его тело от токсичного отравления спиртосодержащими веществами. И через несколько дней, когда больной приходит в себя, врачи его выписывают. Они не задумываются о том, что с ним будет после того, как он снова вернётся в ужасающую его реальность, из которой он пытался сбежать в алкогольную безмятежность. Вместо того, чтобы учить зависимого преодолевать жизненные трудности, советовать, как наладить контакт с близкими, показать, насколько важно уметь доверять свою жизнь Богу — специалисты устраняют только следствие аддиктивного поведения, не разбираясь в его причинах.
В трезвой жизни появится множество поводов для размышлений над своей жизнью, человек предстанет перед большим количество ситуаций, в которых ему понадобится помощь не только окружающих, но и Бога.
Доктор медицинских наук, профессор Московского НИИ Психиатрии Гофман А. Г. исследовал качество жизни алкоголиков в состоянии длительной ремиссии и пришел к выводам, что оно значительно ниже, чем у здоровых лиц. Согласно его исследованиям: «Степень удовлетворенности качеством жизни больных в состоянии абстиненции самая низкая и достоверно отличается от таковой в группе здоровых. В то же время, в состоянии длительной ремиссии удовлетворенность качеством жизни не достигает уровня, отмечаемого в группе здоровых. Возможно, это объясняется наличием хронических аффективных расстройств (депрессивных, тревожных) у больных алкоголизмом на всех этапах болезни» [3, с.29].
Когда зависимый от алкоголя обретает трезвость, у него появляется множество поводов для размышлений над своей жизнью, он оказывается перед большим количеством ситуаций, в которых ему понадобится помощь не только окружающих, но и Бога. Постепенно, божественное начало будет обретать верх над искажёнными инстинктами и эгоцентричным мировоззрением, которые всё это время подпитывали его страждущую душу ложными полуфабрикатами.
Им на замену должны прийти христианские ценности, практический духовный опыт, молитва и стяжание любви. Чтобы трезвая жизнь была наполнена смыслом, сам зависимый должен прикладывать усилия для того, чтобы воздерживаться от своего пагубного пристрастия и при этом чувствовать себя полноценным и счастливым, чтобы снова не начала расширятся та самая дыра в душе. А это возможно только благодаря интенсивной духовной работе над собой.
Алкоголизм является личностной проблемой, соответственно и решать эту проблему необходимо тому человеку, которого она непосредственно касается. Если за него эту проблему будут пытаться решить медики, близкие родственники или представители закона — успех маловероятен. Продуктивная трезвость возможна только при со-работничестве самого страждущего и Бога, который способен исцелить любой, самый непреодолимый недуг.
Аддиктов следует рассматривать не только как телесно больных, но, прежде всего, как страждущих духовно. Если считать зависимость страстью, (чем, собственно, она и является), то и лечение необходимо направить, прежде всего, на исцеление замутнённой души и повреждённого грехом сердца. В этом могут помочь как церковные таинства, так и терапевтические группы самопомощи для зависимых людей.
Наиболее распространённым и популярным сообществом, которое занимается помощью зависимым людям являются «Анонимные Алкоголики». По названию становится понятно, от какой именно зависимости они помогают выздороветь. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) положительно высказывался о деятельности этого сообщества: «В борьбе с наркоманией и алкоголизмом большую роль играет поддержка других людей. На Западе больным людям помогает организация Анонимных Алкоголиков: больные поддерживают друг друга. В обществе человеку стыдно обсуждать эту проблему, он ее скрывает. Среди таких же, как он, человек может в открытую сказать: «Да, я пью» или «Я принимаю те или иные наркотики». И то, что он может это открыть, дает ему силу встретиться лицом к лицу с этой проблемой и получить необходимую помощь» [8, с.66]
Аддиктивное поведение по мнению психологов является разновидностью разрушительного, деструктивного поведения, которое выражается в желании спрятаться от реальности путем изменения своего эмоционального или психического состояния. И когда человеку это удаётся, он начинает ошибочно считать, что нашел способ решения своих проблем, хотя на самом деле они только усугубляются. Но иллюзия ухода от проблем, создаваемая в процессе употребления различных веществ, оказывается сильнее и в прямом смысле слова затуманивает сознание зависимого человека. И он уже не слышит ни друзей, ни родственников, ни голоса собственной совести.
Вот что пишет в своей книге руководитель христианского реабилитационного центра для алко- и наркозависимых «Новая жизнь» Александр Одемчук: «Настоящие перемены в жизни зависимого от греха человека приходят тогда, когда он признаёт, что является грешным, когда у него возникает чувство печали о совершенных грехах, а также когда он принимает сознательное решение следовать за Господом. Без такого сознательного волевого шага никакие знания, никакие чувства не смогут привести человека к настоящему обращению, а значит, не решится проблема его греховной зависимости» [2, с. 102]
Но, если все же, страждущий осознает свою проблему и захочет от неё избавиться — ему смогут помочь. В наше время по всей России работают официально зарегистрированные реабилитационные центры, как религиозного, так и социально-психологического направления. Во многих городах функционируют группы самопомощи по модели 12-ти шаговой программы. Также, на многих приходах Русской Православной Церкви действуют общества трезвости, которые помогают исцелиться от пагубных зависимостей и способствуют обретению единомышленников. Главное своевременно сделать первый шаг и обратиться за помощью.
Литература:
- Святое Евангелие. — М.: Учреждение культуры, искусства, науки и образования «Духовное преображение», 2011. — с.415.
- Одемчук А. Новая жизнь для зависимых людей / Пер. с укр. О. Дробко. — Ровно: Живое слово, 2011. — 272 с.
- Гофман А. Г., Никифоров И. И. Проблема качества жизни у больных алкоголизмом в состоянии алкогольного абстинентного синдрома и в ремиссии//Социальная и клиническая психиатрия, 2006.
- Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики. — Клин: «Христианская жизнь», 2007. — 286 с.
- Анонимные алкоголики. Рассказ о том, как многие тысячи мужчин и женщин вылечились от алкоголизма. — Москва: Русскій миръ, 2003. — 184 с.
- Короленко Ц. П., Завьялов В. Ю. Личность и алкоголь. — Новосибирск: Наука, 1988.
- Бачинин И. В. Обоснование антропологического содержания понятия «трезвость» / Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, 2014. № 3.
- Иона (Займовский), игумен. Лоза истинная. Опыт преодоления зависимости. — М.: Издательство «Арефа», 2013. — 144 с.