По статистическим данным, в России насчитывается свыше двадцати четырех тысяч малокомплектных детских садов. Особенно много их в сельской местности и в городах областного подчинения. В последние годы во всех регионах Российской Федерации в связи с недостатком мест в дошкольных образовательных учреждениях всех типов увеличилось число разновозрастных групп в учреждениях с одновозрастным составом детей.
Проблема совместного воспитания детей разного возраста в детских садах не нова. Впервые в дошкольной педагогике проблема совместного воспитания детей разного возраста как предмет социального исследования была представлена в работах Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, Р. И. Жуковской и др.
Наиболее существенной проблемой является организация образовательного процесса в условиях разновозрастной группы малокомплектного дошкольного образовательного учреждения. Имеющиеся исследования в области организации деятельности малокомплектных дошкольных учреждений малочисленны и в основном раскрывают характеристики малокомплектных детских садов. Разработки в области управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада практически отсутствуют. В то же время, разновозрастная группа малокомплектного дошкольного учреждения имеет значительный развивающий потенциал, однако для его реализации необходимы определённые условия. Одним из таких условий является выстроенная система управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада. Предлагаемая нами модель представляет собой систему и является одним из возможных вариантов решения данной проблемы.
В ходе исследовательской работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, рассматривающей особенности разновозрастных групп, специфику организации образовательной деятельности, модели управления в системе образования, благодаря которому определено следующее:
– разновозрастная группа обладает большим развивающим потенциалом;
– эффективность организации образовательного процесса разновозрастных групп зависит от рациональной организации образовательного пространства и создания условий для одновременного воспитания детей смешанного возраста;
– в целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу;
– функциональный подход к управлению актуален в организации образовательного процесса в малокомплектном дошкольном образовательном учреждении, где функции заведующего расширены.
Было установлено, что при организации образовательного процесса в разновозрастной группе малокомплектного детского сада следует учитывать некоторые особенности, прежде всего, это наличие в одной группе детей разного возраста, то есть педагогические и руководящие работники должны:
– знать образовательные программы всех возрастных групп;
– рационально организовывать режим дня в группе с учетом особенностей развития каждого ребенка разного возраста;
– эргономично организовывать образовательное пространство для осуществления всех видов детской и образовательной деятельности;
– использовать различные варианты и формы организации детей на занятиях и в других видах деятельности;
– развивать систему социального партнерства.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Староперуновская основная общеобразовательная школа» структурного подразделения «СТАРОПЕРУНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» Тальменского района Алтайского края. В исследовании принимали участие дети в возрасте от 3 до 7 лет и их родители.
Обобщая полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные, можно сформулировать ряд проблем:
– малочисленность кадрового состава, несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству образовательного процесса;
– низкий уровень активности и заинтересованности родителей жизнью ребенка в детском саду;
– низкий уровень эргономичности, мобильности образовательного пространства, отсутствие иных помещений, кроме группы для осуществления образовательной деятельности;
– наименее осваиваемое детьми содержание следующих образовательных областей — речевое и физическое развитие (средний процент высокого уровня составил 19 % и 26 % соответственно), что объясняется отсутствием в дошкольном учреждении узких специалистов;
– «закрытость», изолированность дошкольного учреждения (отсутствие системы обмена опытом на базе детского сада, вне учреждения; отсутствие системы партнерства с социальными институтами);
– расширенный функционал заведующего (административно-хозяйственная, методическая, образовательная, управленческая деятельность).
В результате анализа имеющейся системы работы дошкольного образовательного учреждения, можно сделать вывод, что в силу имеющихся особенностей система управления образовательным процессом в малокомплектном учреждении малоэффективна (малочисленность субъектов управления; интеграция управленческих функций на одном руководителе).
Исходя из анализа полученных данных была разработана и реализована модель (рис. 1), в основу которой положен функциональный подход (Л. Г. Богославец, П. И. Третьяков,) представляющей собой логически взаимосвязанные формы, методы, средства, условия работы по организации образовательного процесса в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада.
Представленная модель управления реализуется через несколько взаимосвязанных направлений:
– работа с родителями;
– работа с педагогами;
– административная деятельность;
– социальное партнерство.
В модели подробно представлен каждый из компонентов, его содержательная характеристика и технология реализации, с учетом специфики работы в условиях разновозрастной группы малокомплектного дошкольного образовательного учреждения, определены условия реализации.
В результате реализации модели произошло существенное повышение уровня управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного дошкольного образовательного учреждения, что выразилось в положительной динамике в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Управление образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного дошкольного образовательного учреждения, на основе представленной модели, обеспечило положительную динамику в организации деятельности детского сада.
В целом по результатам обследования детей, можно говорить, что положительная динамика составила более 70 % (процент детей с высоким уровнем увеличился на 31 %; с низким — уменьшился на 12 %). Наименее освоенные образовательные области — речевое и физическое развитие, остались на низком уровне у двух детей. Качество усвоенных знаний, приобретенных умений и развитых способностей детей улучшилось в основном благодаря привлечению социальных партнеров, сторонних организаций и за счет использования нетрадиционных форм работы (квест, выездные занятия).
В результате реализации представленной модели отмечается:
– изменение характера взаимодействия педагогов детского сада и родителей (воспитатели стали теснее и ближеобщаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям);
– со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы;
– со стороны родителей наблюдается осознание значимости своей родительской деятельности, появлении родительской ответственности (увеличилось количество родителей, посещающих мероприятия группы и детского сада);
– по результатам анкетирования отмечается новое положительное отношение родителей к дошкольному образовательному учреждению, положительная оценка его деятельности.
– в дошкольном образовательном учреждении на постоянной основе работает консультативный пункт;
– отмечается стремление педагогов в повышении уровня педагогической компетентности в вопросах применения новых образовательных технологий;
– усовершенствована рабочая программа педагогов, которая выступает одним из инструментов управления дошкольным образовательным учреждением;
– создана нормативно-правовая база документов (локальных актов), регламентирующих управленческую деятельность в том числе;
– реконструировано образовательное пространство группы: в деятельность вовлечено пространство спальни и приемной;
– налажено взаимодействие с социальными институтами (библиотека, школа, ГИБДД).
В целом, можно говорить об улучшении качества предоставляемых образовательных услуг. Достоинством представленной модели является ее универсальность и адаптивность к условиям любого дошкольного учреждения.
Рис. 1. Модель управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада