Экологическое воспитание вМБУК РДК.
Экологическая проблема — одна из актуальнейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в решении экологических проблем.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно — правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природ, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно — правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении и на участке детского сада, в доме ребенка, в природе (сад, огород, поле, луг, лес, озеро).
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Модель педагогического процесса экологического образования дошкольников.
Организованная форма обучения
Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность воспитателя идетей
Теневой спектакль для детей
Встреча на заповедном озере
Реки, горы, леса и поля,
Солнце, небо, могучие скалы
Береги, человек, — это все для тебя!
Береги же пока их не стало!
М.Маеркова, с. Белый Яр.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада снова встретиться с вами. Сегодня мы узнаем о происшествии, которое произошло с мальчиком Антошей на озере Иткуль, о его встрече с Хозяином озера, рассказавшем мальчику о легенде этого озера.
Где вы летом любите отдыхать? А вы летом бываете на озерах, речках? Купаетесь, загораете, по зеленой травке бегаете? А как вы себя ведете на природе? Шумите, кричите, рвете цветы? Как вы считаете, все растения и цветы, которые растут в лесу, возле озера можно рвать?
Ответы детей (Ведущий дополняет, корректирует ответы детей).
Ведущий: Давайте послушаем и узнаем, кто прав и почему?
Ведущий: Однажды летом Антошка с родителями приехал отдыхать на озеро Иткуль. Он много слышал от родителей, что это озеро самое красивое в Хакасии. Взяв с собой бутылку газировки, семечки и кучу сладостей, он отправился в путешествие. По дороге к озеру он приметил кучу консервных банок, оставленных рыбаками. И, конечно, как все обычные мальчишки, он не смог пройти мимо. Он принялся скидывать мусор в озеро.
Он решил, что от его поступка на берегу будет чище. Но он не подумал о жителях озера. Вынырнувшая рыбка обратилась к нему:
— Антоша, остановись, не загрязняй наш дом! Нам и так живется несладко: рыбаки постоянно вылавливают наших собратьев, иногда моют машины в озере.
Ведущий: Мальчик задумался, но, увидев прекрасные цветы, решил принести их маме. Сорвав первый цветок,
Мальчик услышал тоненький, звонкий голосок.
— Антошка, пожалуйста, не рви, не губи нас!
Ведущий: Но он продолжал рвать цветы.
Тогда уже целый хор цветов-голосов стал умолять его:
— Антоша, нас осталось очень мало…
Ведущий: Антоша опять задумался. Увидев уточку, он решил поиграть в охотника.
Кинув камень, он подбил утку, и она, заплакав, укрылась в кустах.
Вдруг озеро вспенилось, забурлило, расступилось, и Антоша увидел самого Хозяина озера.
— Да, плохой же ты мальчик, нельзя так себя вести с Матушкой природой. Ведь это же твой дом! Но я тебе помогу. Я зажгу в твоем сердце любовь к родной земле. Пойдем со мной. Смотри, сколько цветов ты сгубил, а ведь это живые души; этих цветов осталось очень мало на нашей земле и ученые — экологи занесли их в Красную книгу Хакасии.
А теперь посмотри сюда — эта бедная уточка теперь долго не сможет летать — ты подбил ей крыло, а у нее есть маленькие детки, которых надо кормить. А вода, которую ты загрязнил — озеро — это дом для рыб. Ты вел себя бесчеловечно, плохо и необдуманно! Послушай о том, как Хозяин озера наказал девушек только за то, что они мешали ему спать, произошло это на моем озере.
…В давние-давние времена, их ни деды, ни прадеды, не помнят, а уже после, как от Боруса вода отхлынула после потопа, и снова в горах тайга зашумела, и в степи ковыли заволновались, люди вместе с духами жили. Когда угождали им — мир соблюдался. Да другому духу, неукротимому и вздорному, все поперек кажется. Он, дух, то ветер — смерч над землей завертит, то пал огневой на степь пустит, то наводнение устроит. Всё новой угоды от людей ждет.
В те времена в ширинской степи род жил: в морозы на зимниках стоял, летом овец и коней по травам пас. По древним обычаям люди жили, любились — женились, детей рожали, песни пели. Раньше девушек выдавали замуж рано, еще подростками. Родители мальчика и девочки, еще когда они были детьми, заранее договаривались поженить их, когда подрастут. Перед замужеством девушку возили погостить к ее будущим родственникам, чтобы они пригляделись друг к другу. Сопровождали ее сверстники и девушки постарше.
Однажды одну девушку — невесту в сопровождении пятидесяти девиц отправили из одного аала в другой. Был жаркий день.
По дороге они остановились, чтобы искупаться в озере. Вдруг поднялся ураганный ветер. Девушки не успели выйти, как всех захлестнуло волнами.
— С тех пор озеро назвали Илиг кюль, что значит Пятьдесят озер. Старики говорили, что этих девиц хозяин воды (Суг ээзи) себе в жертву взял. После того, как получил этот подарок, хозяин воды больше ничего не требовал и не брал. С тех пор в этом озере никто не утонул и не исчезал.
— А что мне делать с вами, людьми? Ведь многие не задумываются о том, какой вред может нанести только шелуха от семечек, фантик, бутылка, … брошенные в озеро. Если ты пообещаешь больше так себя не вести, я тебя прощу. А еще я подарю тебе на память рисунки, чтобы ты не забывал о сегодняшнем дне и о тех плохих поступках, которые ты совершил.
Ведущий: И опять очутился Антоша на берегу озера с бутылкой газировки. Рядом цветут прекрасные цветы, плещутся рыбки, крякают утки. Довольный и радостный мальчик убежал к родителям.
Ребята, вот эти самые рисунки подарил Хозяин озера Антошке.
(дети с воспитателем рассматривают иллюстрации растений эндемиков и рисунки художника А.Абдина к легенде об озере Иткуль.)
Чтобы с нашей планеты не исчезали озера, цветы, животные, мы с вами не должны повторять ошибок мальчика Антошки. Давайте будем надежными друзьями природы!
Аутотренинг
Ведущий: А сейчас закройте глаза — мы с вами отдохнем… (звучит запись «Голоса леса»).
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю чистый,
Свежий воздух.
Колышутся травы луга.
Надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился
С удивительным миром заповедника.
Я хочу жить в мире с природой.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЛIГ КОЛ (Озеро пятидесяти)
Озеро Иткуль (Ширинский район) Зимник Душининых. Согласно легендам озеро получило свое название из — за 50 девушек свадебного кортежа, погребенных в водах «хозяином озера» во время их купания.
Бутанаев В. Я. Топонимический словарь Хакасско–Минусинского края. Абакан-1995
…В давние — давние времена, их ни деды, ни прадеды, не помнят, а уже после, как от Боруса вода отхлынула после потопа, и снова в горах тайга зашумела, и в степи ковыли заволновались, люди вместе с духами жили. Когда угождали им — мир соблюдался. Да другому духу, неукротимому и вздорному, все поперек кажется. Он, дух, то ветер — смерч над землей завертит, то пал огневой на степь пустит, то наводнение устроит. Всё новой угоды от людей ждет.
В те времена в ширинской степи род жил: в морозы на зимниках стоял, летом овец и коней по травам пас. По древним обычаям люди жили, любились — женились, детей рожали, песни пели. Раньше девушек выдавали замуж рано, еще подростками. Родители мальчика и девочки, еще когда они были детьми, заранее договаривались поженить их, когда подрастут. Перед замужеством девушку возили погостить к ее будущим родственникам, чтобы они пригляделись друг к другу. Сопровождали ее сверстники и девушки постарше.
Однажды одну девушку — невесту в сопровождении пятидесяти девиц отправили из одного аала в другой. Был жаркий день. По дороге они остановились, чтобы искупаться в озере. Вдруг поднялся ураганный ветер. Девушки не успели выйти, как всех захлестнуло волнами. С тех пор озеро назвали Илиг кюль, что значит Пятьдесят озер. Старики говорили, что этих девиц хозяин воды (Суг ээзи) себе в жертву взял. После того, как получил этот подарок, хозяин воды больше ничего не требовал и не брал. С тех пор в этом озере никто не утонул и не исчезал.
Теневой театр
Сцена теневого театра — экран, который «оживает» при помощи света. Раму– ширму делают из дерева или толстого картона и украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом. Электрическая лампочка подвешивается за экраном на расстоянии 1м. и немного выше его верхнего края. Можно показывать спектакль и при дневном свете. В этом случае надо сесть вплотную к окну и поставить перед собой экран на стол. Силуэты делаются из тонкого картона или хорошей плотной бумаги, изготавливаются только в профиль. Некоторые части силуэтов (рука, ноги, голова, …) можно сделать подвижными. Следует учитывать выразительность характерных прорезных деталей: чем ажурнее силуэт, тем легче персонаж узнается детьми. Внизу к фигурке прикрепляется неширокая полоска, за которую действующее лицо выводится на сцену. Подставки неподвижных силуэтов (дома, деревья,…) вставляются за картонную полоску экрана.
Фигурки должны плотно прикладываться к экрану, в противоположном случае тень будет расплывчатой. Следует точно определить, с какой стороны и какие герои выходят на сцену, где они останавливаются. Чтобы увести персонаж с экрана, его доводят до края и заводят за боковую часть рамы. Только после этого он опускается и кладется на стол. Важно научиться менять направление силуэта: сначала он «отнимается» от экрана, потом быстро поворачивается и сразу же плотно прижимается другой стороной.
Литература:
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. — 159 с.
- Заповедник «Хакасский»: научное издание. Под редакцией Г. В. Девяткина. Абакан: «Журналист»,2001. — 128 с.
- Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. (Серия «Хит сезона»). — Ростов — на — Дону, «Феникс», 2003. — 320 с.
- Маханев М. Д. Нравственно–патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 72 с.
- Мифы и легенды хакасов. Сост., пер. П. А. Троякова. — Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1995. — 184 с.
- Нам весело. Пособие для воспитателя и муз.руководителя дет.сада. [Сост.: Ф. М. Фролова и Е. Н. Соковникова]. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.- 207 с.
- Роот З. Я. Песенки и праздники для малышей. — 2-е изд., исправ. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 96 с.