Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инструментов и методов в программах профессионального образования государственных гражданских служащих.
Ключевые слова: государственный гражданский служащий, профессиональное развитие, проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих, принцип непрерывного образования, системный подход, дополнительное профессиональное образование.
Для эффективного государственного управления необходимо в первую очередь формирование высокопрофессионального корпуса государственных служащих. От качества и уровня профессиональной компетентности государственных служащих, знаний, навыков, готовности к служебной деятельности, заинтересованности каждого служащего в результатах своей работы, мотивации, желания развиваться не только в рамках своей профессии, зависит эффективность управления, принятия решений в различных условиях неопределенности.
На сегодняшний день, повышение уровня и качества профессиональной подготовки государственных гражданских служащих является основополагающим вопросом в системе государственной гражданской службы и управления персоналом в органах государственной власти [9, с. 122]. В период реформирования системы федеральных и региональных органов государственного управления Российской Федерации, требование постоянного профессионального развития и качественного дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих становится все более актуальным [1, с. 81].
Важно также отметить, что в современных условиях, для эффективной деятельности гражданскому служащему, помимо основного профессионального образования, необходимо разбираться в правовой, социально-экономической, управленческой и иной деятельности, необходимой для служебной деятельности.
Объективно интерпретируя понятие профессиональная компетентность государственных гражданских служащих, можно обосновать как согласованность объективных требований должности и уровня профессионализма служащих, их личностных характеристик и способностей, обеспечивающих эффективность деятельности, а направленность государственной кадровой политики на повышение компетентности реализуется в утверждении принципа необходимости постоянного профессионального развития [3, с. 172].
К современным проблемам профессионального развития государственных гражданских служащих можно отнести комплексность всех аспектов развития: с точки зрения профессионализации, саморазвития личности, профессиональной карьеры государственного гражданского служащего; условий, при которых обеспечивается профессиональный и карьерный рост, достижение индивидом профессионального «акме» и др. В тоже время эта проблема входит в более широкий круг проблем, связанных с изучением развития принципов государственной кадровой политики, исследованием вопросов реализации кадрового потенциала на государственной гражданской службе, разработки механизмов управления профессиональным развитием государственных гражданских служащих [7]. Установлено несоответствие образовательных стандартов и практических требований, предъявляемых к государственным служащим [4, с. 72].
Условия современных реалий спровоцировало необходимость совершенствования механизмов профессионального развития государственных служащих в нескольких областях: кадровый резерв, наставничество, как одна из форм дополнительной подготовки госслужащих, практико-ориентированный подход в обучении [2, с. 551].
В процессе работы над совершенствованием программ, форм и методов профессионального развития необходимо привести к систематизации и углублению знаний о специфике деятельности по управлению профессиональным развитием государственных гражданских служащих, внедрить принцип непрерывности [5, с. 64], так как развитие не может быть одноразовым.
Актуальной задачей в совершенствовании профессионального развития государственных гражданских служащих является разработка и внедрение в практику государственной службы современных подходов к управлению профессиональным развитием государственных гражданских служащих для достижения ими необходимого уровня профессиональной компетентности.
Одной из стратегий государственной кадровой политики для улучшения сложившейся ситуации — является формирование высокопрофессионального состава кадров государственной гражданской службы [8, с. 186]. Как ожидается, реализация данной задачи должна приводить к качественным изменениям в кадровом составе государственных органов.
Важно понимать, что система управления профессиональным развитием — составная часть системы государственной гражданской службы и соответственно находится под влиянием государственной кадровой политики. Системный подход к управлению профессиональным развитием государственных гражданских служащих состоит в рассмотрении этой деятельности как сложноорганизованной и сложноподчиненной. Моделирование системы управления профессиональным развитием государственных гражданских служащих позволяет отразить взаимосвязь подсистем — управляющей, управляемой и инструментальной — выделить и конкретизировать ее элементы в виде формулирования цели и показателей результатов, определения субъекта, объект и механизмов профессионального развития.
Таким образом, мероприятия по совершенствованию профессионального развития государственных гражданских служащих должны быть направлены на обеспечение преемственности профессионального обучения на дослужебном этапе и дополнительного профессионального образования государственных служащих на служебном этапе [6, с. 13], внедрение во все виды и формы профессиональной подготовки компетентностного подхода путем включения в требования к результатам образования формирование компетенций профессионального развития, применения компетентностно- ориентированных методов обучения, создания соответствующего методического обеспечения. Для решения проблемы качества, структуры и методологии профессионального развития государственных гражданских служащих необходим комплексный подход к усовершенствованию законодательства в области профессионального развития государственной службы. Особое внимание следует уделить развитию дополнительного профессионального образования госслужащих. Необходимо разработать и внедрить единую организационно-правовую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, разработать механизмы мотивации гражданских служащих к профессиональному развитию.
Литература:
- Адамович, А. Реформирование системы государственной службы Российской Федерации / А. Адамович // Государственная служба. — 2014. — № 1. — С. 80–83.
- Борщевский, Г.А., Калмыков Н. Н. Современные приоритеты профессионального развития государственных гражданских служащих// Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации // Издательство: Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь), 2017. № 4.(9). С. 550–569.
- Бушуева, И.П., Богдан, Н. Н. Влияние индивидуальных факторов на профессиональное развитие государственных гражданских служащих // Актуальные проблемы реформирования государственной и муниципальной службы, 2018 (2). С. 171–178.
- Дергачев, С. В. Управление профессиональным развитием государственных служащих в субъекте Российской Федерации: монография./ С. В. Дергачев. — Йошкар-Ола: Изд-во Марийский гос.тех. ун-т, 2008. — 164с.
- Зинченко, Г. П. Непрерывное образование: социально-философская концепция / Г. П. Зинченко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1990. — 187 с.
- Мирошников, С.Н., Чаркина, Е. С. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации // Управленческое консультирование, 2017. № 1 (97). С. 12–23.
- Качество государственного управления // Гуманитарные технологии. Аналитический портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/governance-matters/governancematters-info/ (дата обращения: 01.10.2017).
- Проблемы профессионального развития и кадровых процессов на государственной гражданской службе: социологический анализ: монография / под общ. ред. А. И. Турчинова. — М.: Издательство ООО «Буки Веди», 2014. — 234 с.
- Прокофьев, С. Е. Современные кадровые технологии в органах власти: монография. М.: «Юстицинформ», 2015. 662 с.