На современном этапе Россия, так же, как и большая часть государств мира, имеет острую необходимость ускоренного развития социально-экономической сферы, а именно сферы образования, здравоохранения, поддержки агропромышленного комплекса и жилищного строительства.
Право граждан на жилище закреплено Конституцией Российской Федерации и является важнейшим социально-экономическим правом граждан России, реализуемым возможностью приобретения жилища, пользования им, а также распоряжения им в случаях, порядке и пределах, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами [1] Гласит статья 40 Конституции Российской Федерации.
Законодателем не определено понятие «жилище». Проанализировав совокупность правовых норм, регулирующих данную сферу, можно сформулировать следующее: жилищем является помещение или сооружение, которое предназначается для непосредственного проживания в нем людей, в виде жилого дома, квартиры, комнаты, другого жилого помещения с соответствующей вспомогательной площадью (кухней, коридором, ванной комнатой, прихожей и тому подобное), в том числе и другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, другое инженерное оборудование).
Существуют следующие основания возникновения жилищных прав: договоры иные сделки (купля-продажа, дарение, мена, рента, социальный найм, поднайм, обмен жилыми помещениями, управление общим имуществом в многоквартирном доме, коммерческий найм, аренда, а также приватизация.
Также основаниями возникновения жилищных прав могут быть односторонние сделки: принятие наследства, завещательный отказ (на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, завещатель может возложить обязанность предоставить другому лицу на период жизни этого лица или на иной срок право пользования этим помещением или его определенной частью). Также это могут быть акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, решения судебных органов. Согласно ч. 3 ст. 124 ЖК РФ основанием для владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения жилым помещением является членство в жилищном или жилищно-строительном кооперативе.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ право граждан на жилище обеспечивается в том числе с помощью содействия развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, стимулирования жилищного строительства, обеспечения контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и государственного жилищного надзора.
Согласно действующему законодательству, на Российской Федерации нет обязанности обеспечения жильем всех своих граждан. Граждане наделены правом покупать, менять, арендовать за свой счет или с привлечением государственных субсидий, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. При этом необходимо отметить, что малоимущие и иные категории граждан, нуждающиеся в жилище, могут получить жилье бесплатно в соответствии с установленными нормами жилищного законодательства субъектов РФ [4].
Следует отметить, что только реализованные права человека имеют смысл и ценность. Лишь возможностью практически осуществить свои права человек может подтвердить реальность законодательных норм, обеспечивающих каждому члену общества достойный уровень жизни. Именно реализация права на жилище и есть одна из наиболее актуальных и сложных проблем современной России, ведь большая часть семей страны не обеспечены жильем, более того, не в состоянии самостоятельно это сделать.
Жилищная политика страны на данном этапе развития перешла от практики государственного строительства жилья и распределения квартир среди населения к стимулированию строительства и покупки гражданами домов и квартир, к созданию рынка жилья и удовлетворению жилищной потребности граждан, в первую очередь, за счет жилья, находящегося в частной собственности.
Приобретаемое в частную собственность жилье — это наиболее приемлемая форма реализации гражданами права на жилище в России.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны создавать условия для реализации гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ). Другими словами, органам государственной власти и местного самоуправления необходимо содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере для того, чтобы удовлетворить потребности граждан в жилье, используя бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств, необходимых для улучшения жилищных условий граждан, в том числе предоставляя субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, стимулировать жилищное строительство.
Указанные органы обязаны обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан, которые приобретают жилые помещения и пользуются ими на законных основаниях; контролировать исполнение жилищного законодательства, рациональное и справедливое использование и сохранность жилищного фонда, соответствие жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Данное положение в настоящее время обусловлено тем, что законодательство в жилищной сфере далеко несовершенно, так же, как и правоприменительная практика.
Для улучшения сложившейся ситуации на территории Российской Федерации в жилищной сфере представляется необходимым: создать систему доступного для граждан кредитования; увеличить объемы строительства и внедрение и использование новых технологий для создания строительных материалов, позволяющих снизить себестоимость жилья; увеличить объемы строительства или приобретения социального жилья; замедлить рост цен на жилье, который опережает рост заработной платы; совершенствовать законодательство в жилищной сфере.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. — 03.01.2005. — № 1 (часть 1). — ст. 14.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — ст. 410.
- Шешко, Г. Ф. Жилищное право / Г. Ф. Шешко. — М.: АСТ, Контакт, Харвест, 2017. — 256 c.