Особенности морфологического разбора в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 14.10.2018

Статья просмотрена: 7415 раз

Библиографическое описание:

Штец, А. А. Особенности морфологического разбора в начальной школе / А. А. Штец, А. Ф. Лучко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53069/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье проанализированы понятия морфологии и морфологического разбора, различные этапы формирования грамматических и лексических понятий, особенности проведения морфологического разбора при изучении русского языка в начальной школе, порядок проведению морфологического разбора младшими школьниками.

Ключевые слова: русский язык, морфология, морфологический разбор, лексические и грамматические значения слов, части речи, начальная школа, младшие школьники.

Обучение морфологическому разбору в начальной школе, как и обучение русскому языку должно строится согласно требованиям ФГОС НОО (далее — Стандарт), В Стандарте указывается на то, что обучающийся начальной школы при изучении русского языка познакомится с различными его разделами, в том числе с морфологией. Выпускник начальной школы научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать части речи, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В разделе «Морфология» указывается на то, что:

«Выпускник научится: распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах». [5, с 31–32].

Являясь одним из разделов грамматики, морфология тесным образом переплетается с синтаксисом, лексикологией и словообразованием. Изучение слов, в первую очередь, происходит в лексикологии, которая рассматривает их в контексте «вещественной» (конкретной) семантики как обозначения признаков, явлений, предметов и пр. Тем не менее, каждое слово выступает не только в качестве лексической, но и как грамматическая единица, обладающая наряду с вещественным значением и рядом дополнительных, т. е. грамматических значений, представляющих собой падеж, время, число, род и т. д. Формы слова на основе свойственных им грамматических значений соотносятся друг с другом, а также с формами других слов и могут быть объединены в определенные ряды (парадигмы). Изучение слов по всем указанным параметрам относится уже не к лексикологии, а к морфологии.

И. П. Распопов в своей работе дает такое определение морфологии: «Морфология — раздел грамматики, который изучает грамматические свойства слов, обеспечивающие их способность участвовать в построении осмысленных высказываний». [6, с.5]

Особенности методики изучения морфологии обусловливаются целями ее изучения. Познавательной целью изучения морфологии является усвоение основных морфологических понятий. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков, главное из которых — различать части речи и производить морфологический разбор [4, с.248].

Авторы М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов в своей работе говорят о том, что «каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В процессе их изучения необходимо учитывать кроме общеметодических принципов частнометодические, которые вытекают из специфики этих разделов науки о языке.

Специфика морфологии предопределяет такие принципы ее изучения:

– парадигматический, представляющий собой сопоставление исходной формы слова и косвенных форм;

– лексико-грамматический, представляющий собой сопоставление общего смыслового значения слова как части речи и лексического значения конкретного слова;

– морфолого-синтаксический, представляющий собой сопоставление слова в качестве части речи и члена предложения». [3, с.137–138].

В качестве ключевых понятий морфологии выступают понятия грамматического значения, формы слова (словоформы), морфологической парадигмы и части речи, грамматической категории. Морфологический строй русского языка описывается, базируясь на указанных понятиях.

Львовым выделяются три этапа формирования грамматических понятий:

Первый этап — эмпирический, предполагающий выделение и называние наиболее важных свойств и признаков языкового явления, первичное обобщение накопленного эмпирического материала, выделение наиболее существенных свойств и признаков.

Второй этап — теоретический, на котором осуществляется введение термина, вывод определения понятия.

Третий этап — последующее углубление понятий, узнавание и выделение новых признаков, свойств изучаемого явления, лежащих в основе формируемого понятия. В начальных классах далеко не все понятия в процессе их формирования проходят все три этапа; третий этап, а иногда и второй, могут осуществляться в последующих классах средней школы. [2, с.164].

Ученики младшего школьного возраста на уроках русского языка оперируют почти всеми морфологическими понятиями, хотя и без применения соответствующей научной терминологии.

В каждом из 1–4 классов представлены три наиболее крупные темы: глагол, прилагательное и существительное. Для первого класса характерно преобладание наблюдения и группировки слов по значению (названия действий, признаков или предметов). Ко второму классу происходит введение понятия «части речи», указывается ряд их признаков (на какие вопросы отвечает, что обозначает, как изменяется по родам, числам, времени). В третьем и четвертом классах изучается спряжение глаголов, склонение имен прилагательных и имен существительных, значения форм частей речи вплоть до значений личных и временных форм, падежей. [1, с.23].

В своей работе С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова заявляют, что «курс «Морфология» для начальной школы опирается на учение о частях речи, принятое в русской грамматической науке, где распределение слов по частям речи производится по совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков, свойственных слову. Части речи определяются как группы слов, имеющие:

1) одинаковое общекатегориальное значение,

2) одинаковый комплекс частных грамматических категорий и систем парадигм,

3) одинаковое синтаксическое «поведение» в словосочетании и предложении,

4) одинаковые словообразовательные свойства.

Традиционно учащиеся начальных классов усваивают признаки самостоятельных частей речи в такой последовательности:

1) что обозначает (называет) слово — предмет, признак или действие;

2) на какие вопросы оно отвечает;

3) как изменяется;

4) в качестве какого члена предложения чаще всего выступает;

5) какие имеет постоянные признаки». [8, с.94–95].

Свою концепцию морфологического разбора предложил М. Р. Львов: «Сущность морфологического разбора выражается в указании, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено в предложении.

При проведении полного морфологического разбора ученик характеризует в предложении каждое слово, указывая все известные ему особенности данного слова как части речи. Например, учащиеся первого класса называют вопрос, на который отвечает слово, и указывают, что оно обозначает: предмет, признак предмета или действие предмета.

Во втором классе после изучения частей речи морфологический разбор проводится в следующем порядке:

Имя существительное:

  1. Часть речи.
  2. Вопрос, на который отвечает имя существительное.
  3. Род.
  4. Число.

Имя прилагательное:

  1. Часть речи.
  2. С каким существительным связано и на какой вопрос отвечает.
  3. Род.
  4. Число.

Глагол:

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Время.
  4. Число.
  5. Род (для глаголов прошедшего времени).

Пример устного разбора: В школу приехал известный писатель. В — предлог; (в) школу — имя существительное, что? — школа, женского рода, стоит в единственном числе; приехал — глагол, начальная форма что сделать? — приехать, стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде; известный — имя прилагательное, связано с существительным писатель, стоит в мужском роде, в единственном числе; писатель — имя существительное мужского рода, стоит в единственном числе.

В третьем классе в разбор вносятся некоторые дополнения в связи с изучением склонения имен существительных и имен прилагательных, а также спряжения глаголов; в частности, в порядок разбора имен существительных и имен прилагательных включается начальная форма, падеж; у глаголов указывается спряжение и лицо. (См. табл.1)

Таблица 1

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

1.Часть речи.

1. Часть речи.

2. Начальная форма

(им. н. ед. ч.).

2. Начальная форма

(им. п., муж. р., ед. ч.).

2. Начальная форма

(неопр. форма).

3. Род.

3. С каким им. сущ. связано.

3. Спряжение.

4. Склонение.

4. Род.

4. Время.

5. Падеж.

5. Падеж.

5. Лицо.

6. Число.

6. Число.

6. Число.

7. Род (для глаголов прошедшего времени).

Для осознания учащимися порядка разбора учитель вместе с детьми выясняет, почему удобно соблюдать такую последовательность при характеристике слова. Вначале указывается, какой частью речи является слово, его начальная форма; с опорой на начальную форму распознается род и склонение имен существительных, спряжение глаголов. После того как установлены постоянные особенности, отмечаются изменяемые: падеж и число у имен существительных, время, лицо и число у глаголов. Специфика прилагательных, формы которых зависят от существительных, обусловливает необходимость установления связи прилагательного с существительным (учащиеся должны хорошо понимать зависимость рода, падежа и числа прилагательных от рода, числа и падежа существительных).

Разбор по частям речи проводится как в устной, так и в письменной форме. Он может представлять собой самостоятельный вид упражнения, но может и сопутствовать другим видам работы (точнее, включаться в них в виде составной части). Например, разбор выступает как обоснование написанию безударного окончания имени существительного, имени прилагательного или глагола. Частичный разбор проводится ежедневно также в целях решения разнообразных грамматических задач как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на этапе его закрепления». [2, с 259–260]

Согласно требованиям Стандарта, «в основном содержании учебных предметов на уровне начального общего образования по предмету «Русский язык» при обучении грамоте раздел «Морфология» должен содержать сведения о частях речи; делении частей речи на самостоятельные и служебные». [5, с 133]

Таким образом, одним из видов работы при изучении морфологических понятий является морфологический разбор, под которым понимается характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования в конкретном тексте. В качестве сущности морфологического разбора выступает указание, какую часть речи представляет собой слово, в каких грамматических формах оно применено в предложении. В процессе проведения полного морфологического разбора учащийся в предложении осуществляет характеристику каждого слова, указывая все особенности данной части речи, ему известные.

В своем исследовании мы опираемся на концепцию известного методиста М. Р. Львова, поэтому при морфологическом разборе частей речи важно учитывать лексические и грамматические значения слов. По мнению ученого, при проведении морфологического разбора частей речи учащиеся второго класса должны опираться не только на грамматические признаки слов (предметность, признак, действие), но и на лексические значения слов, такие как род, число и время.

На наш взгляд для проведения морфологического разбора должно выделяться отдельно два ведущих значения — лексическое и грамматическое. Также важным по значению для деятельности морфологического разбора выступает частичный комплекс признаков для каждого значения частей речи. Так для лексического значения частей речи — предметность, признак, действие, а для грамматического значения — род, число, время.

В свою очередь данные парадигмы значений должны определять содержание классификации по всем критериям. Обучение учащихся начальных классов морфологическому разбору частей речи является неотъемлемой частью изучения учащимися одного из важных разделов грамматики — морфологии.

Литература:

  1. Гришунина, А. С. Изучение морфологии в начальной школе / А. С. Гришунина // Актуальные проблемы формирования и развития личности ребенка в системе «ДОУ — семья — школа»: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. — Саратов: Наука, 2010. — С.22–23.
  2. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в младших классах: учебное пособие / М. Р. Львов, В. П. Горецкий, О. В. Сосновская. — М.: Академия, 2007. — 464 с.
  3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. М. Т. Баранова. — М.: Академия, 2001. — 368 с.
  4. Орлова, Е. В. Формирование УУД в начальной школе по теме: «Развитие познавательных учебных действий на уроках русского языка». — [Электронный ресурс] / Е. В. Орлова. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/12/05/formirovanie-uud-v-nachalnoy-shkole-po-teme-razvitie
  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования 2015. — 330 с.
  6. Распопов,И. П. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис / И. П. Распопов, А. М. Ломов. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1984. — 351с.
  7. Теория и технология начального языкового образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова; Уральский государственный педуниверситет. — Екатеринбург, 2014. — 277с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): часть речи, морфологический разбор, начальная форма, начальная школа, русский язык, слово, число, глагол, единственное число, класс.


Ключевые слова

русский язык, морфология, младшие школьники, начальная школа, части речи, морфологический разбор, лексические и грамматические значения слов

Похожие статьи

Методика работы над лингвистическими терминами в начальном курсе русского языка

В статье рассмотрены методы и приемы работы над лингвистическими терминами в начальной школе.

Специфика и способы изучения ономастического пространства региона в школе

В рамках данной статьи обращается внимание на особенности изучения ономастического пространства региона в рамках курса основной школы. Рассмотрены теоретические предпосылки изучения ономастического пространства региона, ключевые концепции, влияющие н...

Особенности формирования лингвистической учебно-терминологической лексики у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях

Данная статья посвящена раскрытию теоретических особенностей логопедической работы, направленной на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.

Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы

В статье рассматриваются основные положения овладения операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы, анализируются основные положения подходов к методике формирования операций морфемного анализа.

Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Русская народная сказка на уроках русского языка как иностранного

Предлагаемая статья содержит комплекс упражнений, разработанных на материале русской народной сказки «Дочь-Семилетка». Упражнения направлены на повторение, закрепление и обобщение различных грамматических тем: степени сравнения имён прилагательных и ...

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития

В данной статье охарактеризованы особенности становления лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития, представлены и проанализированы результаты обследования активного словарного запаса и грамматического ...

Похожие статьи

Методика работы над лингвистическими терминами в начальном курсе русского языка

В статье рассмотрены методы и приемы работы над лингвистическими терминами в начальной школе.

Специфика и способы изучения ономастического пространства региона в школе

В рамках данной статьи обращается внимание на особенности изучения ономастического пространства региона в рамках курса основной школы. Рассмотрены теоретические предпосылки изучения ономастического пространства региона, ключевые концепции, влияющие н...

Особенности формирования лингвистической учебно-терминологической лексики у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях

Данная статья посвящена раскрытию теоретических особенностей логопедической работы, направленной на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.

Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы

В статье рассматриваются основные положения овладения операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы, анализируются основные положения подходов к методике формирования операций морфемного анализа.

Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Русская народная сказка на уроках русского языка как иностранного

Предлагаемая статья содержит комплекс упражнений, разработанных на материале русской народной сказки «Дочь-Семилетка». Упражнения направлены на повторение, закрепление и обобщение различных грамматических тем: степени сравнения имён прилагательных и ...

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития

В данной статье охарактеризованы особенности становления лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития, представлены и проанализированы результаты обследования активного словарного запаса и грамматического ...

Задать вопрос