В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Предложены современные методы работы с одаренными обучающимися на основе личностно-ориентированного подхода. Описаны этапы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. В соответствии с реализацией ФГОС НОО определены подходы к формированию инициативы и творческих способностей у одаренных учеников.
Ключевые слова: одаренность, ФГОС НОО, технологии, современные методы и подходы, начальное обучение, личностное развитие.
Одной из актуальных задач начального общего образования является формирование самостоятельной, творческой личности обучающегося.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к разделам основной образовательной программы начального общего образования включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
– программу формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся;
– программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;
– программу духовно-нравственного воспитания;
– программу формирования здорового и безопасного образа жизни;
– корригирующую программу.
Учет творческих, психологических особенностей участников образовательного процесса начальной школы, выявление одаренных обучающихся и использование инновационных, современных методов обучения — необходимое условие обеспечения реализации основной образовательной программы. Отметим, что немаловажна эффективная деятельность психолого-педагогической службы в поисках адекватного выбора эффективных форм и методов обучения одаренных детей. В соответствии с реализацией ФГОС НОО в образовательной организации обязательным является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
В связи с этим проблема диагностики одаренности обучающихся и развитие их творческих способностей приобретает сегодня не только научно-теоретическое, но и практическое значение. Для этого необходимо определиться с понятием «одаренность», рассмотреть наиболее эффективные методики выявления одаренных детей и на основе полученных данных систематизировать методы и подходы к развитию творческой одаренности. В этом направлении отечественные ученые Д. Б. Богоявленская [3, с.46–68], Н. С. Лейтес и др. разработали концепцию одаренности. Разработка данной концепции ставила цель, достижение которой раскрывает понятие одаренности на основе теоретических положений отечественной педагогики, социологии и психологии. Кроме того, определение основных принципов в решении выявления и развития одаренности у обучающихся начальной школы позволит разработать систему поддержки и дальнейшего развития одаренных личностей. Вышеуказанными авторами дано определение одаренности «как системному, развивающемуся в течение жизни качеству психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [3, с.47–48].
Одаренность предусматривает наличие не только высокого уровня развитых специальных способностей, а общее развитие ребенка, учитывая личностные качества. На формирование личности влияют такие факторы, как природная и образовательная среда, деятельность и социальная среда. В совокупности эти факторы развивают индивидуально-психологическую сторону личности, мировоззренческую и социально-психологическую [4 с.157]. Таким образом, для развития одаренного обучающегося необходимо использовать такие методики, которые будут способствовать общему развитию как субъекта обучения и в будущем высокопрофессионального специалиста. Для этого необходимо создание специальных условий, которые будут осуществляться за счёт длительной, целенаправленной групповой и индивидуальной работы, включающей выявление и развитие у обучающихся следующих характерологических качеств:
– повышение уровня самоактуализации, т. е. персональное личностное самосовершенствование;
– выявление развитости мотивационно-потребностной сферы;
– развитие самостоятельности и автономности;
– психодиагностика специальных способностей, предрасположенности, готовности к определённым действиям, мыслям, переживаниям;
– восприимчивость информации из внешнего мира с целью осознанной аргументации саморазвития специальных способностей [1].
На разных уровнях такого взаимодействия одаренность обучающихся проявляется «в нахождении своего места в мире, в отношении к основным общечеловеческим ценностям и проблемам человечества; в определении своего места в обществе; в функционально-ролевой интерпретации своего социального статуса» [1].
Это предполагает обеспечение психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников в начальной школе, которое опирается на психические, личностные и творческие достижения, которые реально есть у них, и они составляют уникальный багаж их личности. Среда сопровождения, создаваемая в лицее, не должна нести в себе целенаправленного влияния и давления на ребенка, она должна быть избирательной. Через педагогическую среду происходит формирование ребенка как носителя определенной культуры. Это достигается за счет формирования и поддержания у школьников образовательных целей.
Изучив научные источники по теме исследования, была сформирована цель и задачи проблемы использования современных методов и подходов в работе с одаренными обучающимися в начальной школе.
Целью исследования являлся поиск актуальных современных методов и подходов в работе с одаренными обучающимися начальных классов.
Объект исследования — обучающиеся начальных классов.
Предмет исследования — психолого-педагогические условия, методы и подходы работы с одаренными детьми.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли обучающиеся второго класса МБОУ лицей № 4 г. Воронежа. Всего участвовали два класса по 25 человек.
Сопровождение одаренных обучающихся предполагает [2, с. 7]:
– отслеживание психологического и социального статуса одаренных школьников и динамики их психического, личностного, творческого развития в процессе обучения;
– изучение задатков, способностей, познавательных процессов, интересов и профессиональной направленности;
– создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи одаренным детям, имеющим проблемы личностного или социального плана;
– использование современных методов и подходов в работе с одаренными обучающимися начальной школы.
Обсуждение проблемы использования современных методов и подходов в работе с одаренными обучающимися начальных классов
Современные методы и подходы обучения одаренных школьников строятся с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Богатейшие вспомогательные возможности для формирования целостного креативного мышления предоставляют современные педагогические технологии. Один из них — кейс-метод, который ставит перед учителем задачу развития личности школьника, а не только передачу знаний. Мотивировать школьников находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни и на основе полученных знаний, создавать свои собственные продукты образовательной деятельности (проекты): робототехника, художественно-эстетические занятия, ИКТ, проектная деятельность и др. Значительный вклад в разработку и внедрение метода — кейса внесли О. Г. Смолянинова, Е. И. Михайлова, Г. А. Брянский, В. Я. Платов, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников и др.
Кейс — это совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Для одаренных школьников дает возможность проявить себя, так как отличительная особенность этого метода — описание или решение проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни и на основе реальных фактов обучения.
Кейс-метод позволяет подключиться к внутренним источникам активности одаренного школьника, чтобы усилить проявление его одаренности. Эти источники можно обозначить следующим образом: познавательная потребность; творческая и художественная активность; потребность в самовыражении»; потребность в социальном признании [4, с.173].
Для детального изучения одаренных обучающихся начальной школы можно использовать следующие диагностические технологии:
«Рациональные приемы заучивания» — установление рациональных приемов заучивания.
«Диагностика слухового и зрительного внимания и их концентрация» — выявление степени произвольности внимания, концентрации внимания.
«Скорость протекания мышления» (дивергентного, конвергентного) — установление индивидуальных особенностей протекания мыслительного процесса.
«Диагностика профиля мышления» — предметного, образного, знакового, символического (по Д. Брунеру).
«Методика закономерности числового ряда» — оценка логического аспекта мышления и волевых усилий.
«Диагностика психических состояний и свойств личности. Шкала самооценки»
Описанные современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися — это лишь часть апробированных инновационных технологий.
Выводы: для комплексного подхода к организации образовательной деятельности с одаренными школьниками в образовательных организациях необходимо существенно активизировать деятельность по внедрению инноваций и инновационных технологий:
– разработка научно-методического обеспечения инновационной деятельности;
– разработка инновационных образовательных программ;
– подбор психолого-педагогического инструментария для работы с одаренными студентами и для выявления одаренности;
– использование в учебном процессе Интернет- и цифрового образования;
– эффективное применение новых возможностей электронных образовательных ресурсов.
Заключение. В ходе исследовательской деятельности обоснована целесообразность использования в работе с одаренными обучающимися начальной школы личностно-ориентированных технологий и кейс-метода, а также показаны особенности их применения в условиях лицея.
Обоснована совокупность условий психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных школьников.
Литература:
- Беспаленко, Елена Михайловна. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с. (дата обращения 12.10.2018 с. 150- 154).
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе; / М. Р. Битянова. М.: Генезис, 2000; — 298 с.
- Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. — 2004. — № 2. — С. 46–68.
- Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е. И. Михайлова / Маркетинг.- 1999.- № 1.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности:/ Под.ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова.-СПб.: Речь, 2001.- 448с.