Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.10.2018

Статья просмотрена: 629 раз

Библиографическое описание:

Яровая, Е. П. Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе / Е. П. Яровая, О. М. Пилюгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53109/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Предложены современные методы работы с одаренными обучающимися на основе личностно-ориентированного подхода. Описаны этапы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. В соответствии с реализацией ФГОС НОО определены подходы к формированию инициативы и творческих способностей у одаренных учеников.

Ключевые слова: одаренность, ФГОС НОО, технологии, современные методы и подходы, начальное обучение, личностное развитие.

Одной из актуальных задач начального общего образования является формирование самостоятельной, творческой личности обучающегося.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к разделам основной образовательной программы начального общего образования включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

– программу формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся;

– программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;

– программу духовно-нравственного воспитания;

– программу формирования здорового и безопасного образа жизни;

– корригирующую программу.

Учет творческих, психологических особенностей участников образовательного процесса начальной школы, выявление одаренных обучающихся и использование инновационных, современных методов обучения — необходимое условие обеспечения реализации основной образовательной программы. Отметим, что немаловажна эффективная деятельность психолого-педагогической службы в поисках адекватного выбора эффективных форм и методов обучения одаренных детей. В соответствии с реализацией ФГОС НОО в образовательной организации обязательным является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

В связи с этим проблема диагностики одаренности обучающихся и развитие их творческих способностей приобретает сегодня не только научно-теоретическое, но и практическое значение. Для этого необходимо определиться с понятием «одаренность», рассмотреть наиболее эффективные методики выявления одаренных детей и на основе полученных данных систематизировать методы и подходы к развитию творческой одаренности. В этом направлении отечественные ученые Д. Б. Богоявленская [3, с.46–68], Н. С. Лейтес и др. разработали концепцию одаренности. Разработка данной концепции ставила цель, достижение которой раскрывает понятие одаренности на основе теоретических положений отечественной педагогики, социологии и психологии. Кроме того, определение основных принципов в решении выявления и развития одаренности у обучающихся начальной школы позволит разработать систему поддержки и дальнейшего развития одаренных личностей. Вышеуказанными авторами дано определение одаренности «как системному, развивающемуся в течение жизни качеству психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [3, с.47–48].

Одаренность предусматривает наличие не только высокого уровня развитых специальных способностей, а общее развитие ребенка, учитывая личностные качества. На формирование личности влияют такие факторы, как природная и образовательная среда, деятельность и социальная среда. В совокупности эти факторы развивают индивидуально-психологическую сторону личности, мировоззренческую и социально-психологическую [4 с.157]. Таким образом, для развития одаренного обучающегося необходимо использовать такие методики, которые будут способствовать общему развитию как субъекта обучения и в будущем высокопрофессионального специалиста. Для этого необходимо создание специальных условий, которые будут осуществляться за счёт длительной, целенаправленной групповой и индивидуальной работы, включающей выявление и развитие у обучающихся следующих характерологических качеств:

– повышение уровня самоактуализации, т. е. персональное личностное самосовершенствование;

– выявление развитости мотивационно-потребностной сферы;

– развитие самостоятельности и автономности;

– психодиагностика специальных способностей, предрасположенности, готовности к определённым действиям, мыслям, переживаниям;

– восприимчивость информации из внешнего мира с целью осознанной аргументации саморазвития специальных способностей [1].

На разных уровнях такого взаимодействия одаренность обучающихся проявляется «в нахождении своего места в мире, в отношении к основным общечеловеческим ценностям и проблемам человечества; в определении своего места в обществе; в функционально-ролевой интерпретации своего социального статуса» [1].

Это предполагает обеспечение психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников в начальной школе, которое опирается на психические, личностные и творческие достижения, которые реально есть у них, и они составляют уникальный багаж их личности. Среда сопровождения, создаваемая в лицее, не должна нести в себе целенаправленного влияния и давления на ребенка, она должна быть избирательной. Через педагогическую среду происходит формирование ребенка как носителя определенной культуры. Это достигается за счет формирования и поддержания у школьников образовательных целей.

Изучив научные источники по теме исследования, была сформирована цель и задачи проблемы использования современных методов и подходов в работе с одаренными обучающимися в начальной школе.

Целью исследования являлся поиск актуальных современных методов и подходов в работе с одаренными обучающимися начальных классов.

Объект исследования — обучающиеся начальных классов.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия, методы и подходы работы с одаренными детьми.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли обучающиеся второго класса МБОУ лицей № 4 г. Воронежа. Всего участвовали два класса по 25 человек.

Сопровождение одаренных обучающихся предполагает [2, с. 7]:

– отслеживание психологического и социального статуса одаренных школьников и динамики их психического, личностного, творческого развития в процессе обучения;

– изучение задатков, способностей, познавательных процессов, интересов и профессиональной направленности;

– создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи одаренным детям, имеющим проблемы личностного или социального плана;

– использование современных методов и подходов в работе с одаренными обучающимися начальной школы.

Обсуждение проблемы использования современных методов и подходов в работе с одаренными обучающимися начальных классов

Современные методы и подходы обучения одаренных школьников строятся с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Богатейшие вспомогательные возможности для формирования целостного креативного мышления предоставляют современные педагогические технологии. Один из них — кейс-метод, который ставит перед учителем задачу развития личности школьника, а не только передачу знаний. Мотивировать школьников находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни и на основе полученных знаний, создавать свои собственные продукты образовательной деятельности (проекты): робототехника, художественно-эстетические занятия, ИКТ, проектная деятельность и др. Значительный вклад в разработку и внедрение метода — кейса внесли О. Г. Смолянинова, Е. И. Михайлова, Г. А. Брянский, В. Я. Платов, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников и др.

Кейс — это совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Для одаренных школьников дает возможность проявить себя, так как отличительная особенность этого метода — описание или решение проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни и на основе реальных фактов обучения.

Кейс-метод позволяет подключиться к внутренним источникам активности одаренного школьника, чтобы усилить проявление его одаренности. Эти источники можно обозначить следующим образом: познавательная потребность; творческая и художественная активность; потребность в самовыражении»; потребность в социальном признании [4, с.173].

Для детального изучения одаренных обучающихся начальной школы можно использовать следующие диагностические технологии:

«Рациональные приемы заучивания» — установление рациональных приемов заучивания.

«Диагностика слухового и зрительного внимания и их концентрация» — выявление степени произвольности внимания, концентрации внимания.

«Скорость протекания мышления» (дивергентного, конвергентного) — установление индивидуальных особенностей протекания мыслительного процесса.

«Диагностика профиля мышления» — предметного, образного, знакового, символического (по Д. Брунеру).

«Методика закономерности числового ряда» — оценка логического аспекта мышления и волевых усилий.

«Диагностика психических состояний и свойств личности. Шкала самооценки»

Описанные современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися — это лишь часть апробированных инновационных технологий.

Выводы: для комплексного подхода к организации образовательной деятельности с одаренными школьниками в образовательных организациях необходимо существенно активизировать деятельность по внедрению инноваций и инновационных технологий:

– разработка научно-методического обеспечения инновационной деятельности;

– разработка инновационных образовательных программ;

– подбор психолого-педагогического инструментария для работы с одаренными студентами и для выявления одаренности;

– использование в учебном процессе Интернет- и цифрового образования;

– эффективное применение новых возможностей электронных образовательных ресурсов.

Заключение. В ходе исследовательской деятельности обоснована целесообразность использования в работе с одаренными обучающимися начальной школы личностно-ориентированных технологий и кейс-метода, а также показаны особенности их применения в условиях лицея.

Обоснована совокупность условий психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных школьников.

Литература:

  1. Беспаленко, Елена Михайловна. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с. (дата обращения 12.10.2018 с. 150- 154).
  2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе; / М. Р. Битянова. М.: Генезис, 2000; — 298 с.
  3. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. — 2004. — № 2. — С. 46–68.
  4. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е. И. Михайлова / Маркетинг.- 1999.- № 1.
  5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности:/ Под.ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова.-СПб.: Речь, 2001.- 448с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, обучающийся, начальное общее образование, подход, психолого-педагогическое сопровождение, школьник, образовательная деятельность, образовательный процесс, основная образовательная программа, реальная жизнь.


Ключевые слова

технологии, личностное развитие, одаренность, ФГОС НОО, современные методы и подходы, начальное обучение

Похожие статьи

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей

Инновационная работа в сфере дополнительного образования состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование комплекса моделей обучения и воспитания, ориентированных на развитие интеллектуальных, коммуникативных, лидерских способностей; реал...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы

Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...

Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях

Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...

Похожие статьи

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей

Инновационная работа в сфере дополнительного образования состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование комплекса моделей обучения и воспитания, ориентированных на развитие интеллектуальных, коммуникативных, лидерских способностей; реал...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы

Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...

Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях

Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...

Задать вопрос