Село Гремячье раскинулось на правом берегу Дона. Над Доном-батюшкой на высоком холме стоит красавец-храм. Это белокаменная церковь Вознесения Господня, звон колоколов которой разносится на всю округу. Но такой великолепной она стала совсем недавно. Неподалёку от того места, где сегодня возвышается храм, находилось старинное здание церкви, построенное ещё в XVII столетии.
Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например, Троицкий, Преображенский, Вознесенский. В названии Вознесенского храма отражен библейский сюжет о Вознесении Иисуса Христа на небо.
По окладной книге Рязанской митрополии (1676 г.) с. Гремячье Борщевского стана уже имело деревянный храм, а приход составлял 31 двор [1].
Деревянное зодчество медленно формировало свои традиции и бережно их хранило. Когда в столицах уже повсеместно строили каменные храмы в стиле классицизма, в дальних селениях еще продолжали возводить деревянные церкви, выдержанные в древних традициях.
В 1821 г. на средства прихожан в с. Гремячье вместо деревянной была построена каменная церковь с приделом в честь святой великомученицы Параскевы [2]. В Государственном Архиве Воронежской Области мы можем найти документы, а именно, метрические книги Воронежской духовной Консистории за 1822, 1823, 1824 гг., согласно которым мы узнаём, что в Вознесенской церкви с. Гремячье имеется запись о рождении и крещении будущего известного просветителя знаменитого семейства Паренаго Павла Апполинарьевича (1823 года рождения). Крестил его священник Антоний Орлов. В этой же книге находим запись о сочетании браком родителей Павла Апполинарьевича — коллежского регистратора Апполинария Паренаго и Александры Михайловны в 1814 году [3].
Что представляла собой Церковь Вознесения в начале XX века, нам стало известно благодаря встрече с жительницей с. Гремячье, 1921 года рождения, Черноивановой Александрой Фёдоровной.
Как вспоминает сама Александра Фёдоровна, церковь была каменная, бело-серая, с зелёной крышей; был купол и колокольня. Малиновый звон от старинных чугунных колоколов разносился на всю округу и был слышен далеко за пределами села. Рядом с храмом были посажены деревца, располагалась и караулка — церковная лавка, в которой прихожане могли купить свечи, заказать требы для службы. Своды внутри храма были полукруглые, в форме арки, голубоватого цвета. Окна — небольшие, узкие, а большой иконостас отделял молящихся от алтаря, который завешивали плотным самодельным полотном.
Во время службы звучали песнопения, читались молитвы.
Внутри было просторно и свободно.
Пол качественный, из хорошо обтёсанных дубовых досок, очень ровный.
«В храме стояли печи, которые топились дровами. Было так тепло, что мы, дети, иногда приходили и босиком, стояли на службе и никогда не замерзали.
Рабочие внутри храма всегда прибирались, чистили подоконники, мыли пол, поэтому было чисто и свежо», — вспоминает Александра Фёдоровна.
Подтверждение этим сведениям, полученным в ходе интервью, мы находим в страховой оценочной ведомости (1911 г.), которую нам предоставил настоятель Вознесенского храма с. Гремячье о. Георгий.
Согласно данной ведомости церковь была снаружи и внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зелёной масляной краской. Длина церкви, считая двухъярусную колокольню (в одной с храмом связи), составляла 16 саженей 2 аршина. На церкви имелся барабан с семью большими окнами, а на нем глава.
Можно предположить, что эта церковь была построена в русско-византийском стиле с характерными признаками крестово-купольной композиции: четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами. Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обусловливает стройную композицию крестово-купольного храма.
Иконостас в храме был деревянный, длинною 16 аршин (11, 37 м.), высотой 2 аршина (1,42м.); его стоимость составляла по тем деньгам 2 тыс. руб. Церковь отапливалась тремя голландскими печами.
Всего на содержание причта было отмежевано 66 десятин пахотной земли в трех участках (в том числе помещиком Чертковым -10 десятин и Алисовым -21 десятина).
Казенного жалования причту положено не было, домов для священников и церковнослужителей также не имелось. Приусадебная церковная земля (2 десятины) была отведена под церковный погост, а также под постройку на ней в 1899 г. церковной караулки и в 1906 г. амбара для склада церковных вещей (деревянного с железной крышей).
В 1894 г. при Вознесенской церкви с. Гремячье была учреждена церковно-приходская школа. Школа размещалась в одном здании с церковной сторожкой. Стены у неё деревянные, обложенные снаружи кирпичом. Здание было покрыто железом, обогревалось одной русской и одной голландской печью (длина строения –7 саженей, окон — 8 шт., дверей — 2). Кроме того, при церкви имелась библиотека, в которой находилось около пятидесяти томов книг, предназначенных для чтения.
К 1884 г. в приходе значилось 1500 душ, включая крестьян приписанного хутора Дмитриевка. Согласно Страховой Ведомости за 1911 г. приход состоял уже из 343 дворов (мужчин 2240, женщин 2199, из которых: духовных лиц 20, мещан — 8, остальные — крестьяне).
Невиданные испытания принес России век двадцатый.Ввихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха.
После 1917 г. все имущество Вознесенской церкви (включая и здание церковно-приходской школы) было национализировано, однако в первое десятилетие советской власти храм в с. Гремячье продолжал действовать. Более того, общество верующих с. Гремячье специально испрашивало у властей разрешение на проведение молитвенных собраний. 16 октября 1923 г. из Воронежского Губернского отдела ГПУ было сообщено, что препятствий к разрешению собраний указанного общества не встречается, а Уездная милиция никаким способом не должна вмешиваться в дела церкви.
И всё-таки в эпоху воинствующего атеизма в 1935 году храм разобрали под предлогом аварийности здания. В 1935 г. местным райисполкомом был проведен технический осмотр здания церкви, в ходе которого оно было признано аварийным («пришло в полную непригодность»), хотя, по воспоминаниям старожилов, «на одной из стен образовалась небольшая трещина»). На заседании Воронежской областной комиссии по культам 21 июня того же года было принято решение: «Церковь в с. Гремячьем закрыть, разрешить райисполкому произвести разборку здания, а материал использовать на постройку школ».
По свидетельству жителя села Комарова Александра Гавриловича (1941 г.р.), все, разбиравшие церковную колокольню, погибли в расцвете лет в течение короткого времени. Один из них — молодой мужчина по имени Григорий — сорвался с колокольни в первый же день, когда началась работа по снятию колоколов. Об этом рассказала Александру Гавриловичу его мать, Мария Михайловна Халуева, которая пела на клиросе в храме Вознесения.
Глава II. Возрождённый храм.
Отсутствие храма в селе не смогло до конца убить православные чувства его жителей. Тайно от властей христиане продолжали собираться в домах и усердно молиться.
Так было на протяжении многих десятилетий советского периода.
Богослужения в с. Гремячье возобновились в 1998 году, когда официальные власти разрешили жителям молиться в переоборудованном под молельный дом помещении старой библиотеки.
Вскоре приходской общине передали здание бывшего филиала сбербанка, где оборудовали домовой храм. Осенью 2000 года указом Правящего Архиерея настоятелем прихода был назначен священник Георгий Загузин, совершающий служение по настоящее время. На пустыре, недалеко от места, где некогда возвышался разрушенный храм, было решено возвести новую церковь.
Однако долгое время из-за отсутствия необходимых средств не было возможности начать строительство. Еженедельно по пятницам на пустыре совершались молебны святой мученице Параскеве Пятнице, в честь которой был освящен один из приделов старого храма.
Большим событием в жизни как прихожан, так и всего села стало пребывание в Гремячье в 2003 г. частицы мощей святителя Митрофана — первого епископа Воронежского. Из домового храма крестным ходом святыня была принесена на место, выбранное для строительства церкви. Здесь был совершен молебен святому. Промыслом Божиим в этот день на богослужении присутствовал местный фермер Александр Викторович Князев. После молитвы у раки с мощами святителя он принял решение оказать помощь в благом деле созидания храма Божия. Благодаря его поддержке были приобретены материалы, необходимые для закладки фундамента, и начались строительные работы.
31 мая 2004 года, в Духов день, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил освящение закладного камня и креста в основание будущего храма. С тех пор работы по его возведению практически не останавливались.
С помощью Божией завершились долгие и непростые труды по строительству и благоукрашению нового храма. Каменное, сияющее белизной церковное здание возводилось трудами благотворителей при активном участии жителей села. Благодаря помощи одного из предпринимателей — уроженца села — была приобретена малая звонница. Настоятель храма протоиерей Георгий Загузин вспоминает: «Мы явственно ощущали молитвенную помощь святителя Митрофана, благодаря которому смогли начать строительство. Иногда тревожились, что оно остановится на неопределенное время — не хватало средств, не было стройматериалов, но Господь неизменно подавал просимое». Когда начались кровельные работы, выяснилось, что средств для того, чтобы «закончить крышу» явно не хватает. По тем временам это была немалая сумма — сто тысяч рублей. И вот однажды после воскресной службы какой-то незнакомец оставил на жертвеннике бумажный конверт и спешно удалился. Как выяснилось, в этом конверте лежали именно эти недостающие сто тысяч рублей, и кровельные работы благополучно завершились.
В память о прежнем храме новопостроенный также назван в честь Вознесения Господня.
По свидетельству Черноивановой Александры Фёдоровны, настоящий храм очень похож на своего предшественника.
Постройка образует собственную оригинальную интерпретацию крестово-купольного храма. Церковь является прекрасным образцом архитектуры, построена она в византийском стиле, храм трёхнефный;
барабан с восемью узкими полукруглыми окнами завершается позолоченной главой луковичной формы.
Строительство шатровой колокольни завершилось через год после возведения стен. 28 мая 2007 г. митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил чин освящения новосооруженного креста, 250-килограмового колокола и окропил их святой водой. На молитвенную память о дне освящения крестов Владыка передал в дар приходу икону с частицей мощей святителя Митрофана Воронежского.
3 сентября 2017 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Глава Воронежской митрополии Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, вновь прибыл в новопостроенный храм, чтобы совершить чин Великого освящения. Вместе с духовенством и прихожанами храма Архипастыря встречал инициатор строительства и благотворитель храма Александр Викторович Князев, глава крестьянского (фермерского) хозяйства в р. п. Хохольский, депутат Воронежской областной Думы.
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий сказал на освящении храма (03 сентября 2017 г.): «Храм живет молитвой, призывает нас к молитве; он — источник Божией благодати для тех, чьи души наполнены любовью к Богу и ближнему. Но если люди сюда не будут приходить, то пустой храм сам по себе не сможет помочь вам. Об этом нужно помнить и строить свою жизнь так, чтобы храм был ее сердцевиной, сосредоточием духовной нашей жизни».
Внутреннее убранство церкви поражает своей величественностью: полукруглые арки, трёхъярусный иконостас — главное украшение настоящего храма. На стенах тоже иконы с ликами святых. В самом центре храма дающее дивный свет паникадило. Это центральный светильник с множеством свечей. Полы отделаны бело-серым мрамором.
Глядишь на всю эту красоту, обязательно вскидываешь голову “в небо” –купол храма венчает все это великолепие, создает объем и пространство для звука, для молитвы, для души… и замираешь, переносясь мысленно туда, где пребывают Ангелы, святые, где сам Господь…
Литература:
- И. Цепков. Книги окладныя монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненныя при преосвященном Иосифе, митрополите рязанском и Муромском, в 1676 году.-Рязань: «Александрия», 2004.
- Димитрий [Самбикин Д. И.] Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Вып. 3. — Воронеж, 1885, с. 166.
- Государственный Архив Воронежской Области. Фонд 29, Оп. 137, Дело № 40, Л.161.