В статье рассмотрены проблемы безопасного пребывания в начальном образовательном учреждении, охарактеризованы меры безопасности школьников в процессе обучения. Автор акцентирует внимание на вопросе низкого уровня технического обеспечения школы. Предложены методы по устранению проблем безопасности участников учебного процесса.
Ключевые слова: безопасность, школа, учебный процесс.
Школа как один из субъектов образовательной структуры государства является средой получения среднего (полного) общего образования и азов воспитательной культуры. Главной задачей администрации школ, педагогов состоит в обеспечении максимально безопасного и комфортного пребывания детей в школе на период их обучения. Формируя социально безопасную среду, сотрудники образовательного учреждения предупреждают возможные конфликтные или внештатные ситуации, развивают у детей понятие о культуре безопасности.
Проблемы безопасности в школе нашли отражение в трудах Твердохлебова Н. В., Полякова Н. И., Есипова А. А., Губанова В. М., Каберника В. В. 17 мая 2012 года утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
На сегодняшний день вопросами безопасности в общеобразовательных учреждениях занимаются различные субъекты образования, обеспечивая и оснащая школу как технически, так и психологически. Речь идет о том, что психологически безопасная среда — также является залогом здоровья детей, что доказано на примере научных исследований [1, с. 65–69].
Комплексная безопасность образовательных учреждений достигается в настоящее время путем проведения следующих мероприятий:
- Организация физической охраны образовательного учреждения и его территории. Задачи сотрудников охранного предприятия: осуществление пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории.
- Обеспечение инженерно-технической укрепленности (системы контроля и управления доступом, ограждения, металлические двери, противотаранные устройства и др).
- Установка инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация, кнопка тревожной сигнализации, телевизионное видеонаблюдение, ограничение и контроль за доступом, пожарная сигнализация, радиационный и химический контроль).
- Плановая работа по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
- Организация контрольно-пропускного режима.
- Выполнение норм пожарной безопасности.
- Соблюдение норм охраны труда и электробезопасности.
- Плановая работа по гражданской обороне.
- Взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями.
- Формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, введена новая должность — заместитель директора образовательного учреждения по безопасности. На данного человека возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности.
Необходимо понимать, что опасности и трудности всегда существовали в повседневной жизни как взрослых, так и детей, от них невозможно полностью избавиться. Но есть реальная возможность предупредить опасные ситуации или предостеречь себя, близких и особенно детей от них. Нужно научить детей, обучающихся в школе, избегать опасных ситуаций и уметь их преодолевать. Самое сложное то, что человек, особенно ребенок, часто сам создает себе опасности и экстремальные ситуации. И если маленький человек не готов, не вооружен определенными знаниями в области безопасности, если его культура безопасности находится на низком уровне, то создавшееся положение становится критическим. Общеизвестна главная формула безопасности: «предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости — действовать» [2, с. 5].
Для повышения уровня безопасности в среде, где находятся дети и педагоги, необходимо принимать меры по систематической работе сотрудников школы. В первую очередь, стоит позаботиться о пресловутой культуре безопасности школьников.
По мнению общепринятого определения МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), «культура безопасности — это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью» [4]. С целью развития культуры безопасности школьников и педагогов нужно приобщать к изучению базовых правил безопасного поведения в школьной зоне. Особенно важно акцентировать внимание на поведении с огнеопасными предметами и веществами, в общении с подозрительными личностями, не являющимися сотрудниками образовательного учреждения. Нужно объяснить и то, что в эпоху инновационных технологий и дистанционного общения все более актуальной становится проблема информационной безопасности.
Следуя изложенному выше, основной задачей сотрудников школы является формирование у детей представления о нормах безопасного поведения в период обучения.
В школе случаются различные инциденты, влекущие негативные последствия. Обычная драка может перерасти в опасное мероприятие, последствиями которой могут быть травмы разной степени тяжести. То же самое касается поведения на уроках, где предписана активность и максимальная подвижность, например, физкультура, где некоторые виды спорта могут нанести вред. Нередки случаи, когда некомпетентный учитель устанавливает нормативы без разбора состояния здоровья, что влечет за собой значительное ухудшение здоровья, а также ответственность педагога.
К сожалению, случаются совершенно непредвиденные инциденты. Трагический опыт Беслана в 2001 году показывает, что о безопасности школьников и педагогов нужно позаботиться заранее. Несмотря на то, что случаи террористических актов в школах — редкость, не стоит упускать из виду данное развитие событий. Все участники образовательного процесса в школе должны быть осведомлены о поведении во время внештатных ситуаций во избежание усугубления возникшей проблемы.
Для отработки навыков по действиям обучающихся и сотрудников в общеобразовательных учреждениях проводятся месячники или недели безопасности, которые включают в себя мероприятия:
‒ по отработке действий в случае различных чрезвычайных ситуаций: пожаров, обнаружения подозрительного предмета, похожего на взрывчатое вещество и других ЧС;
‒ проводятся теоретические и практические занятия (инструктажи) с персоналом образовательной организации по охране труда, вопросам ГО и ЧС, антитеррористической защищенности и пожарной безопасности;
‒ проводятся открытые уроки, классные часы по вопросам пожарной безопасности, действиям при возникновении различных чрезвычайных ситуаций, безопасности дорожного движения, по правилам поведения на воде и вблизи железнодорожных путей;
‒ проводятся совместные мероприятия по безопасности с приглашением представителей УМВД России, УФСБ России, Отдела надзорной деятельности, Отделов территориальной безопасности и ГОиЧС, Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» и т. д.
Кроме того, в образовательных учреждениях ежемесячно проводятся объектовые тренировки по эвакуации из здания с изучением эвакуационных выходов, с отработкой нештатных ситуаций с изучением порядка построения и отчета об эвакуации. Ведь если эвакуация при пожаре не будет доведена до автоматизма, то неизбежна паника. В большинстве случаев массовая паника во время пожара не дает возможности сконцентрироваться и найти выход. Именно поэтому следует проводить регулярные тренировки, инструктажи и обучающие беседы как с обучающимися, так и с сотрудниками образовательных учреждений.
Таким образом, безопасность школьной среды — одно из первых и самых важных условий комфортного пребывания в школе. Поскольку не только дети, но и педагоги являются частью образовательного процесса, именно последние несут ответственность за учеников. В их компетенцию входят профилактические беседы, консультации, собрания, где освещаются вопросы безопасного поведения в школе и за её пределами. Главная задача школьного управления состоит в построении правильной траектории формирования безопасной школьной среды и обеспечении максимально безопасных условий для всех субъектов учебного процесса.
Литература:
- Баева И. А. Психология безопасности: история становления, перспективы // Национальный психологический журнал — 2007. — № 1(2) — с. 65–69.
- Поляков Н. И. Особенности формирования культуры безопасности в современной школе // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, № 5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/172PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.
- Ребко Э. М. Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый: ежемесячный научный журнал. — 2014. — № 3. — с. 1005–1009.
- IAEA. Safety Culture. — Safety series No. 75-INSAG-4. IAEA. — Vienna, 1991.