Программное содержание:
Познакомить с правилами звучания «А — Я» в разных позициях.
Учить обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков перед гласными «А — Я».
Закрепить навыки фонематического анализа слогов и слов.
Тренировать навыки латеральных движений (слева направо и наоборот)
Оборудование: рабочая тетрадь на печатной основе, зеркало, тетради в линию, ручки, цветные карандаши, стаканы с водой, красочные конверты с заданиями и сюжетными картинками на каждого ребёнка, игрушки — ёжик, медвежонок, книжка по русской народной сказке «Курочка ряба»
Ход занятия:
1. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришли ёжик и медвежонок, которые учатся в лесной школе. (Показ игрушек) Они принесли нам задания, которые нужно выполнить, чтобы потом научится правильно читать и писать. (Показывает красочные конверт с картинками)
1 Brain cym — гимнастика для мозга
— Мы сегодня начнём занятия с гимнастики для мозга, а зверята на нас посмотрят. Всего несколько минут упражнений– и вы получите заряд умственной энергии на весь день. А также вам будет в дальнейшем легче научиться правильно читать и писать.
а) Выпейте несколько глотков воды из стакана т. к. жидкость придаёт заряд энергии.
б) Помассируйте точки мозга, которые находятся под ключицами в ямочках, чтобы кровь по артериям быстрее попадала в мозг.
в) Маршируйте на месте, энергично размахивая руками, а затем касаясь рукой противоположного колена.
г) Выполняйте поскоки с касанием локтем противоположного колена.
д) Движения средней линии можно выполнять с закрытыми глазами, а также сидя и лёжа.
Теперь, когда дружно начинают работать левое и правое полушария мозга, вы почувствуете себя открытыми для новых знаний.
е) Дыхательная гимнастика.
—Руки разведите в стороны, потом на вдохе — сложите руки на животе (ладошками на пупке). Надувайте шарик в животе — сделайте три вдоха выдоха только животом: вдох через нос, выдох через рот. Дыхание должно быть лёгким, без напряжения, но струю воздуха направляйте только в живот (плечи и грудь не двигаются).
2. А сейчас мы покажем зверям, какие упражнения для губ и языка мы умеем выполнять. Артикуляционная гимнастика:
— Возьмите зеркала, несколько раз откройте и закройте рот. Высуньте широкий язык на нижнюю губу блинчиком. Похлопайте его верхней губой, получиться слог: пя, пя, пя.
Теперь уберите широкий язык лопаткой обратно вглубь рта. Проделайте это упражнение пять раз.
—Улыбнитесь, затем широко откройте рот. Язык во время улыбки приподнимается снизу вверх, прижимаясь к боковым зубам.
—Поднимите широкий язык вверх, а затем опустите его вниз. Попробуйте произвести это упражнение с включённым голосом.
—Произнесите звуки [А], [ЙА] и расскажите, что происходит с языком во рту.
(Ответы детей)
—Произнесите звуки: [а], [йа]. Посмотрите на свои губы и язык в зеркало. Что происходит?
Звуки произнесите хором, а затем индивидуально. Гласный звук, или согласный?
«Мозговой штурм».
— Давайте подумаем, чем похожи и чем отличаются эти звуки.
В результате обсуждения дети должны продумать варианты ответов и прийти к выводу.
Вывод:
1) Я= [Й+А] звучит в начале слова и после гласного звука.
2) Я= [А] — звучит после мягкого согласного звука.Для обозначения мягкости вместо А употребляется буква Я.
3. Выделение звуков из слогов.
Звери принесли нам слоги, которые они написали в школе.Я прочитаю слоги а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [а], поднимите руки вверх,
если услышите звук [йа].
Ба — да як — язмя — тя
Аса — алаял — яддя — ля
Га — камая — лаяся — зя
За — цаясы — заяпя — бя
Ла — раял — лаяря — ля
4. —Назовите картинки и выделите из слов гласные звуки.
(Яблоки, шар, заяц, месяц, арбуз)
5. Физкультминутка
Игра на ориентацию в пространстве комнаты «Где спрятался ёжик»
Один ребёнок выходит из кабинета, а остальные прячут игрушку. Когда заходит ребёнок, те, кто знает месторасположение ёжика, подсказывают ему направление движения: влево, вправо, назад, вперёд и т. д.
6.Достаём из конверта следующее задание.Пока звери несли это задание, слоги из него потерялись. Закончите слово, добавив слог с буквой А или Я. Обозначьте твёрдые и мягкие согласные синим и зелёным кружком.
Ля…ня…ре…Ка…коро…
Ло…му…Ко…тра…Со…
Но…То…кош…ла…мя…
7. Каждому ребёнку раздаются из конверта сюжетные картинки.
— Рассмотрите предложенную зверятами картинку. Назовите изображённые на ней предметы. Поставьте к каждому слову, обозначающему предмет, вопрос: «Кто это?» или «Что это?»
8. — Придумайте три словосочетания по схеме: существительное + прилагательное со словами из 7 задания. Обозначьте твёрдые и мягкие согласные синим и зелёным карандашом.
9. В лесной школе висят портреты.
Придумайте полные развёрнутые предложения: кто это, что они делают.
10. А сейчас я прочитаю книжку, которую нам подарили лесные жители (Курочка ряба) Только вы должны подобрать и вставить в предложения нужные слова со звуками [А] — [ЙА], обозначить эти звуки.
Жили себе дед и ________. И жила у них курочка ______. Снесла курочка ______: _______ не простое, а золотое.
Дед бил, бил, не разбил, _________ била, била, не разбила.
Мышка _____________, хвостиком махнула, ______ упало и ___________.
Закончи сказку: __________________________________________________________
11. Итог урока: Ребята, вы сегодня выполнили все задания лесной школы на отлично! Все молодцы, а теперь давайте вспомним, какая гласная должна стоять после твёрдого, а какая после мягкого согласного. (Ответы детей по пройденной теме). Лесные жители приготовили для вас красивые наклейки, которые можно наклеить в ваши тетради. Следующий раз мы отправимся в сказочный город весёлых звуковичков.
Домашнее задание:
— Придумайте названия волшебных улиц для гласных букв (гласные первого и второго ряда), нарисуйте сказочные дома с этих улиц.
Лучший сказочный архитектор получит приз на следующем занятии.
Литература:
- ФиличеваТ.Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» АЙРИ-ПРЕСС, М.2004г.
- Косинова Е. М. Уроки логопеда» М., Эксмо,2005г.
- Филичева Т. Б. Туманова Т. Б. «Дети с общим недоразвитием речи» М. ГНОМ и Д, 2000г.
- . Коноваленко В.В, Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФНР. ГНОМ.М. 2000г.