В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.
Ключевые слова: речевое развитие, коммуникативная деятельность, общее недоразвитие речи, инновационные технологии, квест-игра.
На сегодняшний день в современном мире количество детей с речевой патологией значительно возросло, особенно детей с ОНР. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР является повышенная раздражительность, обидчивость, снижение мотивации, самоконтроля, наблюдательности, затруднение в общении с окружающими людьми.
Проведенные наблюдения за деятельностью дошкольников с ОНР показали, что большинство детей выражают стремление к коммуникации, но не умеют её проявлять. Дошкольники играют вместе, но при этом каждый действует самостоятельно. Взаимодействие в игре у детей данной группы эпизодические, они редко обсуждают игровые действия, интересуясь только своим исполнением.
Таким образом, особенности личностной сферы дошкольников с ОНР заключается в отсутствии навыков распознавать эмоции других людей, нарушение коммуникативного воздействия.
Игровые приёмы и средства являются одним из способов всестороннего и гармоничного развития дошкольников. Опыт показывает, что современные дети легче усваивают новую информацию только в процессе её самостоятельного добывания.
Слово qutst переводится на русский язык, как «поиск». Квест — универсальная игровая технология, которая помогает реализовать следующие задачи:
Образовательные: усвоение новых знаний и закрепление имеющихся.
Развивающие: впроцессе игры у детей повышается образовательная мотивация, развивается логическое мышление, творческие способности и формируется исследовательское навыки.
Воспитательные: формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, толерантности, эмпатии, взаимопонимания и индивидуальных положительных качеств детей.
Коррекционные: создается мотивация общения, формируются и развиваются коммуникативные навыки, способность извлекать информацию из речевого контакта.
Психопрофилактические: спектр положительных эмоций, непередаваемые ощущения настоящих приключений, полное погружение в атмосферу интересных заданий; реализация социально приемлемых форм проявления эмоций и чувств.
Квест — это развлекательная игра, приключение для команды из нескольких человек в специально подготовленном помещении, пространстве. В квесте, как правило, есть определенная цель, задача игроков заключается в том, чтобы применить логику, смекалку, творческую инициативу, активность, самостоятельность, умение работать в команде, проявлять аналитические и коммуникативные способности. В каждом квесте есть элемент обучения, которое происходит ненавязчиво для дошкольников. Но самое главное — это настоящая командная игра, объединяющая дошкольников, помогая проявить лидерские качества.
В игре этого жанра всегда предполагается выполнение нескольких заданий, в которых надо что-то разыскать- предмет, подсказку. Игра проходит в условиях дефицита времени. Когда дети тесно общаются друг с другом, то начинают лучше понимать своих сверстников, вместе находить выход из сложившейся ситуации, вместе радоваться успеху и победе.
Командные конкурсы для детей сближают их, помогают лучше понять друг друга, рождают чувство ответственности за всех членов команды. В командные игры могут играть дети с детьми, дети против родителей или смешанные команды.
Развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками являются основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, предоставлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.
На наш взгляд, квест-технология — это форма взаимодействия с семьями дошкольников на современном этапе дошкольного образования.
Алгоритм подготовки квеста:
- Разработка правил проведения квеста.
- Составление интересного, захватывающего сценария с головоломками, загадочными кроссвордами, викторинами, ролевыми взаимодействиями.
- Разработка маршрута, по которому будут проходить команды.
- Определение способов получения командами заданий.
- Формирование команд, распределение ролей между игроками.
- Продумывание системы оценок выполнения командами заданий.
- Подсчёт максимального времени игры.
- Обеспечение безопасности детей в ходе прохождения маршрута и выполнения заданий.
- Оформление и подбор необходимого игрового материала, иллюстраций, атрибутов.
Если организаторами квеста будет всё предусмотрено и продумано, то он станет интересным, ярким, запоминающим и образовательным действием для детей и взрослых. Подарит всем массу эмоций и приятных воспоминаний. Примеры игровых квестов для детей, воспитателей, родителей: «Давайте познакомимся», «В мире профессий», «Там, на неведомых дорожках», «Бременские музыканты на новый лад», «Поможем потерявшемуся другу», «По следам исследователей космического пространства».
Задания могут быть оборудованы необходимыми материалами, инструментами и проходить в несколько уровней.
Например, задание 1 уровня — двигаться по маршруту, указанному на карте. Выполнив данное задание, дети получают монету и могут двигаться по указанному маршруту ко второму уровню, где проводят исследовательскую деятельность «Ядовитая соль». Дошкольники предлагают различные варианты, как безопасно из ядовитой соли достать монету. Решив эту задачу, двигаются к 3 уровню, решая математические примеры. За правильное решение получают шкатулку, в которой находится монета. На 4 уровне преодолевают препятствия из 5 этапов: «Пролезь через туннель с летучими мышами» и т. д., опять получают монету за правильное выполнение. Задание 5 уровня «Загадки». Разгадав всезагадки, дети находят последнюю монету. На карте обозначен маршрут, как вернуться домой. Дошкольники получают детали танграма «Корабль» и выполняют задание, чтобы вернуться домой.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
‒ Маршрутный лист- загадки, ребусы, кроссворды, зашифрованные слова, задачки, примеры, ответ на которые будет то место, куда надо последовать;
‒ «Сказочный клубок» — постепенно разматывая клубок, дети путешествуют от одного места в другое, выполняя задания, а на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться.
‒ Карта- схематическое изображение маршрута.
Занимательная игра-путешествие непременно сопровождается ярким наглядным материалом. Можно использовать компьютер с видеопроектором и большим экранам или интерактивную доску. Если такой возможности нет, то можно использовать распечатанные картинки. Увлекательные квесты помогут детям раскрепоститься, что необходимо для детей с нарушением речи, так как они часто застенчивы. Необходимо поощрять, хвалить детей за стремление к старанию, желанию добиваться успеха.
В современном образовательном процессе становится актуальным использование педагогами инновационных методик и технологий, позволяющих расширить рамки образовательного процесса.
Итак, если Вы целеустремлённый, творческий, современный и играющий педагог, ищущий нестандартные подходы в образовательной деятельности детей, если вы стремитесь развивать в дошкольниках самостоятельность, логическое мышление, то образовательный квест непременно найдёт применение в вашей практической деятельности.
Литература:
- Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.- М., 2011
- Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. –М., 2000
- Уханова А. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка.- СПб., 2011
- Фокина А. Приёмы взаимодействия родителей с детьми с нарушением речи// Справочник педагога-психолога.- 2017г- № 2.