Современный период в российской истории и образовании характеризуется формированием новой концепции дошкольного образования. Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в обществе, не могли оставить без изменения и систему образования. Таким образом стал актуальным вопрос о создании стандарта образования.
Для начала надо разобраться, что означает понятие «стандарт»? Определение стандарта дано во многих литературных источниках. (Таблица 1)
Таблица 1
Основные понятия стандарта
№ |
Источник |
Определения |
1. |
«Словарь иностранных слов русского языка» |
Стандарт — [англ. standard] 1) образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; 2) нормативно технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и… |
2. |
«Большой Энциклопедический словарь» |
Стандарт — (от англ. standard норма образец), в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт как нормативно технический документ устанавливает комплекс норм, правил,… |
3. |
«Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации» |
Стандарт — официальное издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством.… |
4. |
«Толковый словарь Ушакова» |
Стандарт — 1. стандарт, муж. (англ. standart). 1. Типовой образец, которому должно удовлетворять изделие по размерам, форме и качеству. Изготовлять что-нибудь по определенному стандарту. |
5. |
Закон «Об образовании в РФ» [Глава2] [Статья 11] |
«…образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения». |
6. |
«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» |
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. |
7. |
Мнение автора |
Изучив определение стандарта в различной литературе, можно сделать вывод, что конкретного определения стандарта нет. Стандарт — это образец, набор требований на которые должны ровняться все дошкольные организации. |
С 1 сентября 2013 года вступивший в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определил новый статус дошкольного образования как уровня общего образования. В связи с этим, для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший Федеральный государственный образовательный стандарт.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и дошкольные образовательные организации (ДОО) на организацию образовательного процесса в совершенно новом формате.
Мы должны осознавать, что стандарт дошкольного образования — это безусловно особенный документ, связанный с поддержкой разнообразия детства.
Важно также обратить внимание, что основной принцип ФГОС ДО это «сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека» [14 с71], а не контроль развития ребенка и деятельности педагога. Стандарт дошкольного образования как эталон должен обеспечить условия индивидуального развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое.
Таким образом, изучив сущность и характеристику понятия ФГОС ДО можно сделать следующие выводы:
1) Стандарт — это образец, эталон, модель для сопоставления с ней других подобных объектов;
2) ФГОС ДО — это эталон дошкольного образования, к которому должны стремиться все дошкольные образовательные организации;
3) ФГОС ДО является стандартом качественного нового образования.
Все вышеизложенное положено в основу содержания ФГОС ДОО.
Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования это в первую очередь реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе. Проведенная исследовательская работа по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сущность, характеристика, особенности внедрения» показала, что система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Объективной значимостью введения ФГОС ДО является:
1) Признание ступени ДО в системе общего образования.
2) Обеспечение качества, так как стандарт — гарант качества, обеспечивающий минимум содержания образования и требования к результатам образования.
3) Обеспечение непрерывности образования человека на разных ступенях.
Литература:
- Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая/ Справочник старшего воспитателя, 2014. — № 3. — С. 4–13.
- Волошина Л. Н. Развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения его качества и доступности [Текст] / Л. Н. Волошина, Л. В. Серых / Управление дошкольным образовательным учреждением, — 2014. — № 2. — С. 32–37.
- Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: пособие для педагогов ДОУ. [Текст] /сост. О. В. Дыбина- М, 2012. — 145 с.
- Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград, 2015. — 143 с.
- Микляева Н. В. Планирование в современном ДОУ: методическое пособие. [Текст] / сост. Р. В. Микляева. — М., 2013–123 с.