Современная образовательная система требует оптимизации процесса обучения в вузах. Инновации актуальны в связи с повсеместным расширением и популяризацией высшего образования. Поэтому, организация оптимального учебного расписания является особо острой для эффективного планирования образовательного процесса. Создание общей базы данных решает множество проблем с аудиторным фондом, профессорским составом и планировании времени студентов.
Ключевые слова: образовательный процесс, учебное расписание, автоматизация, оптимизация.
Расписание занятий в высшем учебном заведении служит для сведения в единую взаимосвязанную систему обучающихся, преподавателей, учебных предметов и назначенных для проведения занятий мест — аудиторий. Оптимизация расписания занятий является одним из основных факторов, способных существенно оптимизировать учебный процесс [1].
На сегодняшний день проблемным остается вопрос о составлении учебного расписания, так как это весьма затратный процесс и в плане времени, и в плане соблюдения всех требований министерства образования.
Многие вузы до сих пор используют ручной режим составления расписания: предполагается минимум два методиста на факультет для составления расписания очной и заочной форм обучения. Часто бывает так, что из-за человеческого фактора появляются нестыковки и накладки в аудиторном фонде и между общеуниверситетскими преподавателями. Как правило, такое расписание составляется на листах со сводной сеткой по дням недели, каждая дисциплина и преподаватель вписываются мелким почерком, а далее распространяется по всем кафедрам и факультетам, где каждый преподаватель должен делать для себя выписку с расписанием проведения пар. Усложняется ситуация тем, что многие университеты имеют несколько учебных корпусов, поэтому необходимо учитывать время перемещения студентов и преподавателей между ними. Такие сложности наравне с трудозатратами являются предпосылками к автоматизации ввода и хранения данных. Предлагаемые для учебных заведений программные продукты позволяют оптимально формировать расписание в автоматическом, а не ручном режиме, буквально несколькими операциями. Однако, несмотря на актуальность рационального расписания, автоматизация встречает на пути немало проблем и противоречий.
Одна из проблем, возникающая на этапе внедрения автоматизированного расписания, это вопрос финансирования. Здесь руководству необходимо решить — будет ли покупаться особое программное обеспечение или такой ресурс будет разработан непосредственно квалифицированными программистами на базе университета. И тот, и другой вариант имеют свои преимущества. Первый вариант предполагает выбор среди множества продуктов, которые уже были апробированы на базах других учебных заведений, но это требует покупки весьма дорогостоящего лицензионного продукта с последующим техническим и гарантийным обслуживанием. К тому же, персонал, занимающийся этим программным обеспечением, это внештатные сотрудники, работу и время которых нельзя будет контролировать в полной мере. Поэтому, первый вариант проигрывает второму в плане стоимости. Если руководство решит разрабатывать программу «своими силами», то такой вариант облегчит последующую работу диспетчеров и методистов по составлению расписания, так как базу будет создана уже под конкретный университет и факультеты. Однако, такой вариант затрачивает больше времени на разработку и внедрение.
Важной проблемой внедрения автоматизированного расписания является неготовность преподавателей включиться в новую систему. Педагоги “старой школы” привыкли обращаться на кафедру для изменения расписания по личным причинам, обмениваться между собой учебными группами, сокращать нагрузку, объединять подгруппы в группы и группы в поток. При использовании автоматизированной системы это является невозможным ввиду полного соответствия рабочим учебным планам и общей почасовой нагрузки.
Оптимизация учебного процесса предполагает контроль за исполнением учебной нагрузки, что, к сожалению, не всегда нравится преподавателям и воспринимается довольно остро. При составлении расписания в программе учитывается только нагрузка, а не конкретные пожелания преподавателя, как это было раньше. Многие преподаватели на период экзаменационной сессии у групп на заочном обучении ставили занятия для студентов по воскресеньям. Это становится невозможным при работе в программе, так как предполагается шестидневная учебная неделя с понедельника по субботу. Если раньше лабораторные и практические занятия велись в группах, то в системе автоматизированного расписания возникает необходимость разбивать группы на подгруппы. Это предполагает использование специально оборудованных аудиторий, например, кабинеты физики, химии и информатики, физической культуры. Например, для проведения практических занятий по физической культуре формируются учебные группы численностью не более 15 человек с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся, а для проведения занятий семинарского типа, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, формируются учебные группы обучающихся численностью не более 25 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки [2]. При составлении расписания в этом случае рекомендуется расставлять такие занятия в первую очередь во избежание накладок с аудиториями.
Следующая проблема внедрения автоматизированного расписания заключается в поиске квалифицированных кадров, которые будут обрабатывать и компилировать всю информацию. Такие специалисты должны не только уметь использовать стандартные компьютерные программы, но и быть обученными работать со специальным программным обеспечением, они обучаются непосредственно в ходе работы в период апробации автоматизированной системы, что может значительно тормозить процесс составления расписания. Их должен курировать наставник, который уже имеет опыт работы. Также, специалисты отдела автоматизированного расписания несут ответственность за организацию учебного процесса, а значит, могут возникать проблемы из-за человеческого фактора в виду больничных, обучения сотрудников, командировок, отпуска.
Таким образом, система автоматизированного расписания на данный момент имеет ряд проблем, однако её интерфейс имеет обширную зону применения на практике и эффективное внедрение в образовательный процесс.
Литература:
1. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Расписание#cite_ref-6
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. — https://rg.ru/2014/03/12/obr-dok.html