Как установлено статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Статей 10 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, данный закон указывает прокурору на необходимость реализации им полномочий в сфере профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации по выявлению нарушений действующего законодательства органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с последующим применением мер правового воздействия на данные органы.
Главным способом выявления нарушений действующего законодательства органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является прокурорская проверка, являющаяся ключевым надзорно-правовым средством в деятельности системы органов прокуратуры, маркером действительного применения ими предоставленных законом полномочий.
Прокурорскую проверку исполнения действующего законодательства органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно определить как применяемое органами прокуратуры организационно-правовое средство, в ходе которого выявляются нарушения вышеуказанными органами действующего законодательства.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Как считает автор статьи, соглашаясь с исследователями данной темы, органы прокуратуры, в ходе выполнение возложенных на них Законом функций, вступая во взаимодействие с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, остается органом надзора за исполнением ими законов и должны действовать именно в этом качестве, не возлагая на себя побочных функций.
Прокуроры ежегодно, в рамках своей работы, выявляют нарушения действующего законодательства в деятельности органов системы профилактики и о результатах деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних наглядно информирует статистика привлеченных к дисциплинарной ответственности должностных лиц в данной сфере.
Выборочным анализом ведомственного отчета по форме «ОН» установлено, что за 2017 год по результатам рассмотрения 85 129 представлений прокуроров, внесенных в органы образования, к дисциплинарной ответственности привлечено 97 797 лиц (114,8 %), по 6 915 рассмотренным представлениям прокурора, внесенным в органы социальной защиты и здравоохранения, привлечено к дисциплинарной ответственности 8 409 лиц (121,6 %).
На высоком уровне сохранилось число привлеченных к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел за нарушение законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних (10 316 лиц привлечено по результатам рассмотрения 6 953 представлений, что составляет 148,3 %).
Несмотря на положительную динамику развития прокурорского надзора в данной области, выявляемые ежегодно органами прокуратуры нарушения действующего законодательства органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, не уменьшаются.
Так, в 2016 г., в сравнении с 2014 г., количество выявленных прокурорами нарушений законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних увеличилось на 17 % — в 2016 году — выявлено 123 757 нарушений, в 2015 году — выявлено 115 127 нарушений, в 2014 году — выявлено 104 897 нарушений.
Как показала практика, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не выполняют возложенные на них обязанности в полном объеме, не проводят ИПР (индивидуальную профилактическую работу) в отношении несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.
Так, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются с целью координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Однако в действительности данный орган не в силах в полной мере осуществить возложенные на него координационные функции в силу того, что нормативно-правовые акты, определяющие подробный порядок взаимодействия между органами, принимаются в виде рекомендаций, а не императивов. Примером может служить Письмо Минобрнауки России от 23.08.2017 N ТС-702/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении»).
Положения данного письма носят исключительно рекомендационный порядок и не обязывают соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строго им следовать.
По мнению автора статьи, для уменьшения выявленных прокурорами в ходе проверок нарушений действующего законодательства органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, следует систематизировать нормативную базу, регламентирующую деятельность установленных органов, увеличить их финансирование и обеспечить современными техническими средствами для упрощения межведомственной коммуникации.
Литература:
- Прокурорский надзор по делам несовершеннолетних. Под ред.
- Г. М. Миньковского. М.: Юридическая литература, 1972. С. 34;
- Статья: Объекты прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Костенко Е. Н.) («Современное право», 2018, N 7–8);
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://genproc.gov.ru/stat/data/;
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 03.08.2018) «О прокуратуре Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Письмо Минобрнауки России от 23.08.2017 N ТС-702/07 «О направлении методических рекомендаций»