В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребёнка. Рассматриваются особенности подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, особенности детско-родительских взаимоотношений в семьях с детьми склонных к деструктивному поведению.
Ключевые слова: деструкции, деструктивное поведение, семья, подростковый возраст, детско-родительские взаимоотношения.
За последние годы можно отметить, что повысилось внимание среди учёных к проблемам детско-родительских отношений. Это обусловлено изменением социальной обстановки в российском обществе — снижение материального уровня семьи, рост разводов, снижение рождаемости, ухудшение состояния здоровья детей и родителей (физического и психического) [1; 6; 9].
На сегодняшний день в России отмечается увеличение разнообразных практик и форм взаимодействия родителей и детей. В результате чего происходит «размывание» принятого образа воспитания и родительства в семье. Можно предположить, что на представление о семье у подростков оказывает влияние уровень эффективности и успешности реализованных родительских практик, которые приняты в семье [9, с. 75–77]. Именно в подростковый период происходит обострение кризиса отношений между взрослым и ребёнком. В процессе ситуации развития у подростка изменяются требования и ожидания, которые он предъявляет по отношению к другим. Со стороны окружающих тоже меняются отношения, и требования, предъявляемые к подрастающему поколению. Вследствие чего, молодежь вынуждена приспосабливаться к этим условиям, но результат не всегда успешен [7].
Развитие ребенка во многом зависит от благополучной ситуации в его семье и адекватного участия родителей в его становлении, как в физическом, так и в нравственном. Именно семья знакомит ребёнка с традициями, нормами, принятыми в обществе, этот возраст является сенситивным периодом для формирования ценностей и мировоззрений [2, с. 59–61].
«Проблемные», «трудные», «непослушные» подростки — это результат неправильно сложившихся взаимоотношений в их семьях. Отчужденность ребёнка от семьи приводит к повышенной тревоге, внутренней напряженности, неуверенности, страху, неуверенности, чувству одиночества, обиде и пр. В большинстве случаев, подобные переживания могут привести к деструктивным проявлениям в поведении подростков. Одно из важнейших условий формирования благоприятного климата — это эмоциональное принятие ребёнка родителями (любовь, забота, уважение). В силу того, что подростки не обладают навыками самостоятельного преодоления стрессовых ситуаций и выработки стиля без отклоняющихся форм поведения, то они поступают как «принято и модно» [1, с. 83–84; 7, с. 18–19].
Необходимость исследования проблемы назрела еще и потому, что, в настоящее время, в информационном обществе высокий уровень влияния индивида на социум, а, следовательно, последствия деструктивных действий могут быть совершенно непредвиденными. Таким образом, можно отметить, что проблема взаимоотношений детей и родителей влияет на развитие деструктивного поведения среди подростков, и на сегодняшний день является актуальной.
Анализ специализированной литературы позволил установить, что условия становления личности современного человека изменились кардинально, в подростковом возрасте формируются своеобразные личностные отношения к себе, к миру, к окружающим людям. Деструктивное поведение имеет негативную социальную значимость для семьи, школы и общества в целом [4, с. 210–211; 5, с. 130].
Ряд учёных (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Э. Эриксон) рассматривают подростковой возраст, который включает период жизни с 11 до 15 лет. Этот возрастной период имеет такие названия как «трудный» или «переходный», происходит переход от детства к взрослости [8]. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неустойчивым и нестабильным. Подростку необходимо постоянно адаптироваться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать гормональные изменения. Эти изменения в организме имеют влияние на реакции подростка по отношению к себе и к окружающим, и находят свое отражение в формировании личности [1, с 88; 4, с. 213].
Результат анализа литературы установил, что подростковому возрасту свойственны следующие особенности: эмоциональная незрелость, резкие колебания настроения, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым, повышенная чувствительность к оценке посторонних, категоричные суждения по отношению к окружающим. В этом возрасте дети менее предсказуемы, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. Особенно на это влияют условия формирования личности подростка. Так, например, в ситуациях, где происходят конфликты с родителями, имеются неудовлетворительные отношения со сверстниками, неадекватный уровень самооценки, то может наблюдаться рост асоциальных, деструктивных проявлений в поведении подростка [1; 3; 7; 8].
Деструктивное поведение у подрастающего поколения является неодобряемым со стороны общества, такое поведение сопровождается негативными эмоциями, тревожными и эмоциональными расстройствами, а также агрессией и депрессией. Большинство учёных рассматривают подростковый возраст наиболее рискованным для развития отклоняющегося поведения. Необходимо отметить, что на развитие личности подростка оказывает деструктивное влияние семьи. За деструктивным поведением, как правило, стоят искаженная картина мира и асоциальные установки в морально-психологическом плане. Для того, чтобы установка соответствовала поведению, необходимо, чтобы установка личности подростка была чёткой. В случае, если родители воспитывают ребёнка в семье с амбивалентными и слабыми установками, то в результате будет происходить несоответствие между установкой и поведением подростка. Важно отметить значимость такого фактора как ситуация. Если ситуация имеет сильное давление на подростка, то установка может и не сработать [9, с. 281–286].
В результате анализа специализированной литературы можно выделить особенности, характерные деструктивным подросткам: высокий уровень тревожности, агрессии, враждебности, стресса, конфликтности, дефектность ценностной системы, склонность к угрозе жизни, неадекватная самооценка. Подобные проявления в поведении затрудняют общение таких подростков с со взрослыми и сверстниками, а также создают значительные сложности при их воспитании [1; 3; 7].
Семья занимает одно из центральных мест в структуре ценностей подрастающего поколения. Взаимоотношения в семье в ходе взросления личности меняются. Происходит перенос центра социализации из семьи в группу сверстников, в результате чего эмоциональная связь с родителями ослабевает [2, с. 60–62; 9, с. 76–77; 10, с. 285–286].
Многие учёные отмечают, что в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Во многих семьях родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он, в свою очередь, старается избежать этой опеки. Поэтому взаимоотношения родителей и детей имеют следующие особенности: не сформированность границ морально-нравственного поведения, повышенная конфликтность, критичность по отношению к мнениям взрослых, изменение характера отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. При нарушении детско-родительских отношений повышается степень опасности формирования деструктивного поведения, тревожных и эмоциональных расстройств у подростов, воспитывающихся в данных условиях. Пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к интересам ребёнка, всё это может вызвать в нем озлобленность и агрессивно-эмоциональную реакцию [11, с. 194–195; 12, с. 106–107].
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Подростки в семьях, с нарушением детско-родительских отношений, чаще всего чувствуют себя дискомфортно, они нуждаются в теплых отношениях, защите, желают достичь понимания со стороны родителей к изменениям. Когда подросток чувствует, что в семье ему недостаточно уделяют внимание, ему не хватает заботы и любви, то у него вступает в силу защитный механизм — отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими, эмоциональная нестабильность, невротические реакции, повышенная уязвимость. Для подростка деструктивное поведение является адекватной реакцией на ненормальные для него условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался [3; 7; 10].
Важно отметить, что такие реакции подростка, как отказ или протест, являются, как правило, результатом эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. Исследования учёных показывают, что в таких семьях нарушены условия социализации, подросток часто пребывает стрессовых ситуациях, присутствуют случаи физического и психологического насилия, в некоторых семьях дети вовлечены в преступную деятельность, в результате которого формируется делинквентное поведение [9, с. 77–82; 10, с. 284–288].
В качестве вывода можно отметить, что деструктивное поведение свойственно подросткам, которых отклонил социум, у них нарушены взаимоотношения с родителями, с учителями, со сверстниками. Противоестественно, что в некоторых случаях семья является фактором деструктивного развития личности и социальной дезадаптации. Напротив, семья должна быть фактором эффективной социализации личности и социальной адаптации. Некоторые агрессивные подростки не могут разрешать конфликт иным способом, потому что не имеют знаний и конструктивном решении возникшей трудной ситуации. Важно отметить, что потребность в любви и уважении является для человека одной из главных потребностей. Именно в семье подросток усваивает поведенческие паттерны разрешения различных жизненных ситуаций (деструктивный или конструктивный способ решения проблемы).
Литература:
- Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 83–91.
- Захаров А. И.. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. — 2007. — № 1. — С. 59–68.
- Злоказов К. В. Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 5. — С. 71–81.
- Ипатов, А. В. Личностные особенности деструктивных подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2014. — № 4 (64). — С. 210–214.
- Клейберг, Ю. А. Типология деструктивного поведения // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2018. — № 1. — С. 130–135.
- Кузнецова М. Н. Теоретические аспекты психологии деструктивного поведения у подростков // Научный поиск материалы Х научной конференции аспирантов и докторантов. Министерство образования и науки РФ, Южно-Уральский государственный университет. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. — С. 124–131.
- Кузнецова М. Н. Особенности подростков, склонных к деструктивному поведению // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Южно-Уральский государственный университет, Институт социально-гуманитарных наук. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. — С. 18–23.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М.: Сфера, 2008. — 463 с.
- Реан А. А., Коновалов И. А., Новикова М. А. Семья в представлении подростков с просоциальным и асоциальным поведением // Мир психологии. — 2015. — № 1 (93). — С. 75–86.
- Реан А. А. Влияние семьи и социальных установок на ассоциальное поведение несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — № 7. — С. 281–288.
- Трошина Н. В.. Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 7(81). — С. 193–195.
- Фетискин Н. П.. Личностные особенности несовершеннолетних делинквентов // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 1(11). — С. 105–108.