Рассматриваются основные подходы к формированию системы планирования на современном предприятии. Особое внимание уделено современным подходам к формированию системы планирования на предприятии. В статье приводятся основные положения необходимости клиентоориентированного подхода при планировании деятельности предприятий.
Ключевые слова: система планирования, планирование, формирование системы планирования.
В современных условиях интенсивного развития мировой экономики и современных технологий предприятия вынуждены постоянно работать над повышением своей эффективности, безопасности и устойчивости функционирования в связи с постоянно возрастающим уровнем конкуренции на рынке, как внутри РФ, так и за ее пределами. В связи с этим, для того чтобы деятельность предприятий соответствовала высоким требованиям и стандартам, возникает необходимость не только максимально использовать имеющиеся ресурсы и средства, но и грамотно планировать деятельность предприятия в целом. В тоже время, разработка и применение инструментов эффективного менеджмента важно не лишь для развития частного бизнеса, но и для повышения качества и результативности деятельности государственных и муниципальных организаций и предприятий.
Однако, в настоящее время планирование должно представлять собой комплексную систему, чтобы позволять спланировать не лишь отдельные направления, а выстроить взаимосвязь между планированием всех сфер деятельности предприятия, с учетом результатов деятельности в прошлом и плановых текущих изменений.
Важно отметить, что наука управления также находится в постоянном развитии. Построение эффективной и гибкой системы планирования и управления предприятием требует использование новых и наиболее современных управленческих механизмов и подходов [5, c.103]. В контексте указанного ранее целесообразно рассмотреть некоторые из них.
Одним из наиболее часто используемых в России подходов к формированию системы планирования — индикативный. При этом подходе на предприятии разрабатываются индикаторы — ключевые показатели, которые характеризуют определенное направление деятельности предприятия и показывают его эффективность (например уровень прибыли, индекс изменения структурных величин и т. д.) [5, c.18]. Однако зачастую такая система является слишком сложной для обычных предприятий, поскольку требует больших затрат времени и человеческих ресурсов, а также финансов на разработку, внедрение и поддержание. В РФ подобная система планирования выстроена в государственных и муниципальных структурах, коммерческими же предприятиями — практически не используется.
Различают также процессный, проектный и функциональный подходы к построению системы планирования на предприятии. Проектный подход подходит для предприятий, которые осуществляют какие-либо проекты, и система планирования деятельности такой организации ограничивается планированием в рамках конкретных проектов, а в конце реализации подводятся итоги достижения целей в соответствии с планом. При процессном подходе организационная структура предприятия должна быть матричной, и система планирования представляет собой совокупность планов разрабатываемых и исполняемых на всех уровнях при постоянно повторяющихся бизнес-процессах. Такую систему планирования сложно назвать адаптивной и гибкой, а значит она не всегда является эффективной в современных условиях.
При функциональном же подходе система планирования строится исходя из выполняемых сотрудниками функции на предприятии. Все три подхода объединяет ограниченность в рамках конкретного вида деятельности, функции или процесса, а значит, несмотря на их популярность использования, они устарели и не в полной мере соответствуют современным реалиям.
Все это привело к формированию еще одного подхода к построению системы планирования на предприятии — комплексного. Комплексный подход предполагает комбинирования различных методов планирования, что позволяет: быстро реагировать на изменения и корректировать стратегию деятельности предприятия, устанавливать четкую взаимосвязь между всеми уровнями и сферами деятельности предприятия, четко определять приоритеты и грамотно распределять имеющиеся ресурсы, оценивать результаты деятельности на всех этапах выполнения задач предприятия [1, c.149].
Таким образом, можно сделать вывод, что применение комбинированного подхода к формированию системы планирования на предприятии позволяет использовать преимущества всех указанных ранее подходов, но в то же время избегать и их недостатков. [2,c.73]. Однако, сегодня мало построить лишь эффективную систему планирования для того, чтобы соответствовать всем требованиям общества. Необходимо не только выбрать метод, но и использовать клиентоориентированный подход при планировании деятельности. Большинство указанных ранее подходов к планированию не предполагают участия клиентов (потребителей продукции) в формировании планов предприятия. В настоящее время наиболее перспективной стратегией, обеспечивающей налаживание долговременных контактов с существующими и потенциальными клиентами, является стратегия, базирующаяся на концепции CRM (Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентами). А значит, что перед тем как формировать план деятельности предприятия, необходимо не только провести подвести итоги по основным показателя, но и провести анализ откликов потребителя, и корректировать планы с учетом выявленных потребностей и пожеланий.
В заключение можно отметить, что сегодня применяемые большинством предприятий методы формирования системы планирования, к сожалению, уже устарели и не соответствуют требования современного мира. Сегодня мало просто производить продукции и составлять план по производству, необходимо ориентироваться на мнение покупателей и учитывать его. Наиболее эффективными являются комплексный и клиентоориентированный подходы к планированию в коммерческом секторе, индикативный и проектный в государственном и муниципальных секторах экономики. Выбирая метод построения системы планирования, предприятие должно исходить прежде всего из своих целей и задач, но в то же время выбранный подход должен быть максимально эффективным.
Литература:
- Бабкина Н. И. Особенности создания и функционирования интегрированной системы внутрифирменного стратегического планирования предприятия // Н. И. Бабкина, Е. А. Байков / Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Экономические науки. — 2014. — № 3 (197). — С. 149–155.
- Бородин, Д. В. Планирование деятельности предприятия / Д. В. Бородин // Экономические науки. — 2014. — № 10. — С. 73–78.
- Кузьмицкая А. А. Организация системы планирования на предприятии // А. А. Кузьмицкая / Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. — № 5. — С. 44–50.
- Муканов А. H. Разработка сценариев как основа стратегического планирования производственной деятельности на предприятиях //А. Н. Муканов / Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2015. — № 2. — С. 103–110.