Статья посвящена исследованию института суда с участием присяжных заседателей и организации его функционирования в районных и городских судах через призму введения этого института в районные и городские суды. Рассмотрено, как формируется состав присяжных заседателей, возможно ли территориальное перемещение кандидатов в заседатели.
Ключевые слова: правосудие, судебная реформа, суд присяжных, закон, суд, присяжные заседатели, районный суд.
Институт присяжных заседателей является частью правового государства, который обеспечивает защиту прав и свобод гражданина и человека. Каждый гражданин, который соответствует требованиям закона, может быть причастен в отправлении правосудия.
Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов. Кардинальных изменений коснулось количество присяжных заседателей. В верховных судах республик, краев, областей Российской Федерации количество присяжных сокращено до восьми человек, а на уровне районных судов количество присяжных состоит из шести человек. Те, кто против такого реформирования, считают, что отказ от классического числа заседателей приведет к упразднению правовой сущности данной формы правосудия. Да, безусловно, таким образом сокращается и облегчается составление списка в кандидаты в числа присяжных заседателей, судебный процесс не будет застаиваться годами, но объективность усеченного количества присяжных может снизиться. Можем предложить такое решение данного вопроса: чем более тяжкое преступление — тем больше судей присяжных.
Любое дело с участием присяжных заседателей начинается с процедуры формирования коллегии, которая не очень тщательно прописана в действующем законе. Отсутствие четкой процедуры формирования предварительного списка в сочетании с неопределённостью понятия «случайная выборка» и процессуального статуса секретаря судебного заседания и помощника судьи создают условия, при которых возможен отбор желательных для каких-либо субъектов кандидатов в присяжные заседатели.
Представляется, что для повышения уровня доверия граждан к органам власти, прозрачности их действий и устранения сомнений в добросовестности правоприменителя необходимо восполнить имеющиеся пробелы, конкретизировав процедуру отбора кандидатов [1, с. 4]
Говоря о «территориальном перемещении» присяжных заседателей, подразумеваем, что предварительный список кандидатов составляется путем случайной выборки из жителей соседнего улуса. В Республике (Саха) Якутия сложилось так, что на огромной площади проживает всего 958 тыс. человек. Все так или иначе знакомы с друг другом, и в таких условиях довольно сложно представить объективный суд присяжных: обвиняемый может запросто оказаться коллегой или дальним родственником. Если уголовное дело проходит в г. Якутске, то с этим дела обстоят проще, а в маленьких населенных пунктах всё куда сложнее. В таких условиях можно поставить вопрос об установлении меньшего количества граждан в коллегию присяжных заседателей, а также обратить особое внимание об установлении оптимального числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание. Это необходимо делать с учетом не только характера уголовного дела, но и фактической явки кандидатов в данном населенном пункте, в данное время года, в конкретный день недели.
Важнейшим вопросом, который будет стоять в организации перемещения суда присяжных, будет являться оплата проезда кандидатов к месту, где будет проводиться формирование коллегии. Особенно учитывая, что некоторые населенные пункты в республике находятся в труднодоступных местах, расстояния между улусами и ценами на авиаперелёты, только единицы кандидатов смогут прибыть на место формирования коллегии присяжных. Возможные присяжные заседатели должны приезжать в суд для участия в формировании коллегии присяжных заседателей, а после и для принятия участия в рассмотрении дела за свой счёт. При всём желании выполнить свой гражданский долг, не каждый в состоянии выделить существенные суммы из собственных средств для его выполнения и ждать, когда их компенсируют [1]. Так же присяжные должны отлучаться от работы во время поездки. Последний перечисленный выше момент почти всегда является одной из основных причин, по которой граждане порой отказываются принимать участие в рассмотрении уголовного дела, даже если дело рассматривается в городе, где проживает кандидат. Этот вопрос может быть решен посредством установления бесплатного проезда и проживания в гостинице граждан, предъявивших специальное приглашение для участия в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателя. То есть это будет некой «командировкой». Но и надо будет закрепить, что кандидат должен будет возместить все расходы, понесенные им, в случае если гражданин злоупотребил своим правом — воспользовался бесплатным проездом и проживанием, но уклонился от явки в судебное заседание.
Возможно, такой способ перемещения присяжных заседателей противоречит сущности такого вида правосудия. Ведь, как нам понимается, изначально такой суд был придуман специально для того, чтобы судили окружающие нас каждый день граждане. Но формирование коллегии в таком тесном обществе очень затруднительно, особенно если подсудимым будет являться местное известное всем лицо. К нему может быть уже заранее предвзятое отношение, а подробности дела уже прочитаны в районной газете.
Таким образом, исключать такой вариант как возможность перемещения присяжных заседателей в соседние улусы полностью нельзя, ведь такой ход может увеличить использование этого института подсудимыми и, тем самым, реализует их право на справедливое и объективное правосудие.
Литература:
- [1] Верещагина А. В., Омельяненко М. Е. Реорганизация устройства и работы городских (районных) судов в связи с реформированием института присяжных заседателей // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2018. — № Т. 10. № 1. — С. 84–92.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.10.2018) //. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 15.10.2018).
- Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017 N 148-ФЗ) // http://www.consultant.ru. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48943/ (дата обращения: 15.10.2018).