Использование зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения: качество, продолжительность, целесообразность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кутрань, О. Н. Использование зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения: качество, продолжительность, целесообразность / О. Н. Кутрань, Е. Н. Персикова, Н. И. Струкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53187/ (дата обращения: 16.11.2024).



Как известно, зрение — самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребенка с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня более чем актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребенок в наш век с колоссальным объемом информации посредством большого количества источников (книги, телевизор, современные гаджеты).

Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться — важнейшая задача, которая решается педагогами в учреждениях для детей с нарушением зрения и родителями в условиях семьи [1, стр.7].

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровье ребенка на всех этапах его обучения и развития. Сюда относятся аппаратное лечение, предаппаратная подготовка детей, подвижные игры, физминутки, психогимнастика, утренняя, пальчиковая, артикуляционная, дыхательные гимнастики, самомассаж, закаливание, ЛФК, релаксация, эмоциональное благополучие ребенка, игротерапия.

Поэтому зрительная гимнастика является одним из компонентов здоровьесберегающих технологий, которые мы реализуем в своей каждодневной коррекционно-развивающей работе: как на занятиях, так и во всех видах детской деятельности, где присутствует большая зрительная нагрузка.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 2–3 минуты.

Эффективность зрительной гимнастики:

‒ Снимает переутомление зрительного анализатора;

‒ Повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

‒ Обеспечивает улучшение кровоснабжения в тканях глаза;

‒ Развивает способность перенастройки функций глаза при переводе взгляда с близко расположенных предметов на далеко находящиеся;

‒ Укрепляет мышцы век;

‒ Корректирует функциональные нарушения зрения;

‒ Способствует предупреждению глазных заболеваний.

Детей с нарушением зрения уже с двух лет нужно обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем в привычку играть в эти игры. Так чтобы, придя в массовую школу, ребенок с нарушением зрения сам мог провести для себя глазную гимнастику прямо во время урока — вовремя, быстро, незаметно для других, и, не отрываясь от учебного материала.

В дошкольном учреждении коррекционные занятия строятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной, yjпроведение зрительной гимнастики все равно обязательно, лучше, если это будет в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и предполагающих большую зрительную нагрузку.

Основные принципы проведения зрительной гимнастики:

‒ Учет возрастных особенностей;

‒ Регулярность проведения;

‒ Постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

‒ Сочетание с двигательной активностью (хотя бы сменой динамических поз);

‒ Развитие интереса к выполнению упражнений.

Во время выполнения детьми зрительной гимнастики, педагог на себе выполняет показ на уровне глаз ребенка, а затем проводит наблюдение за движением глаз детей на предмет правильности выполнения того или иного упражнения и делает соответствующие замечания [2, стр.61].

Правила проведения зрительной гимнастики:

  1. Всегда снимать очки и окклюдор;
  2. Сидеть (стоять) прямо, не напрягаясь, расправив плечи;
  3. Следить за дыханием: оно должно быть глубоким и равномерным;
  4. Сосредоточить все внимание на глазах;
  5. После выполнения гимнастики снова надеть очки и окклюдор.

В основном быстрое утомление наступает при чтении и, особенно при письме, рисовании, а также при выполнении любой зрительной работы на близком расстоянии. Следовательно, непрерывная зрительная нагрузка для детей с патологией зрения может варьироваться в зависимости от возраста детей от 3 до 10 минут. Причем наибольшая эффективность всей коррекционной работы достигается не одноразовой механической тренировкой, а системой проведения всех здоровьесберегающих технологий.

Виды зрительных гимнастик:

  1. Выполнение упражнений в сопровождении художественного слова. При выполнении таких упражнений необходимо следить, чтобы стихотворные слова совпадали с соответствующим действиями, а также за тем, чтобы дети делали одновременно два действия — выполняли упражнение и произносили необходимые слова;
  2. Выполнение имитационных упражнений с их обыгрыванием «Бабочки» — моргание в течение 20–30 сек, «Мячики» — перемещать глазные яблоки вверх и вниз при неподвижности головы, «Часики» — перемещать глазные яблоки вправо-влево при неподвижности головы, «Воротики» — широко раскрыть глаза, задержать на несколько секунд, затем крепко зажмурить на несколько секунд и т. д.);
  3. Выполнение упражнений с использованием какого-либо предмета (игрушки, палочки, персонажи из пальчикового театра). Здесь движение предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил его траекторию. Предмет должен быть крупным, ярким, не очень большим, показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить её по словесным указаниям;
  4. Выполнение гимнастики по офтальмотренажерам (в первую очередь тренажер Ф. В. Базарного) — упражнения осуществляются по словесной инструкции (вверх, вниз, влево, вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке). Офтальмотренажеры могут быть горизонтальные (настольные, напольные, потолочные) и вертикальные (настенные);
  5. Выполнение физических упражнений, которые способствуют тренировке глаз. Важно следить за тем, чтобы дети выполняли упражнения для глаз в процессе выполнения физических упражнений, производили контроль одновременно за тем и другим;
  6. Точечный массаж проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Вначале необходимо научить каждого ребенка правильно находить точки и массировать их, делать соответствующие замечания: сильно не давить, чтобы не навредить себе, пальцы должны быть «добрыми».

Следует обязательно отмечать старание, желание и результаты детей. Рекомендуется во время выполнения любого вида зрительной гимнастики использовать музыкальное сопровождение [3, стр.12].

Комплексы зрительных гимнастик

************

  1. Моргание в течение 10 с., затем закрыть глаза на 10 с. Повторить 3–4 раза;
  2. Крепко зажмурить глаза на 3 с., а затем широко раскрыть;
  3. Закрыть один глаз на 5 с., затем другой. Затем увеличивать темп выполнения;
  4. Попеременно переводить взгляд с близко расположенного предмета на далеко находящийся;
  5. Закрыть глаза. Тремя пальцами СЛЕГКА! надавливать на веки. Затем открыть глаза. Повторить 3–4 раза (заранее показать для каждого ребенка отдельно на близком расстоянии). Не допускать сильных надавливаний;
  6. Пальминг — потереть ладони друг о друга, чтобы ощутить тепло. Глаза необходимо закрыть теплыми ладонями так, чтобы не было ни малейших просветов между пальцами, и ладони не касались век. Держать их до того, пока в глазах не наступит кромешная темнота.

************

  1. Закрыть глаза на 10 с., расслабить веки;
  2. Переводить взгляд по горизонтали справа налево и слева направо, задерживаясь в каждой позиции на 2–5 с.;
  3. Переводить взгляд по вертикали снизу вверх и сверху вниз, задерживаясь в каждой позиции на 2–5 с.
  4. Переводить взгляд по диагонали с верхнего правого угла на нижний левый угол, задерживаясь в каждой позиции на 2–5 с.;
  5. Переводить взгляд по диагонали с верхнего левого угла на нижний правый угол, задерживаясь в каждой позиции на 2–5 с.;
  6. Круговые вращательные движения глаз по и против часовой стрелке по 3 раза в каждую сторону.
  7. Пальминг

************

(с предметом)

  1. Взять предмет в правую руку, перемещать его вправо-влево. Следить взором за движение предмета, не поворачивая головы;
  2. Взять предмет в левую руку, перемещать его вверх-вниз. Следить взором за движение предмета, не поворачивая головы;
  3. Взять предмет в правую руку, перемещать его перемещать его по часовой стрелке. Следить взором за движение предмета, не поворачивая головы;
  4. Взять предмет в левую руку, перемещать его перемещать его против часовой стрелки. Следить взором за движение предмета, не поворачивая головы;
  5. Обоими глазами смотреть на предмет в вытянутой вперед руке и постепенно приближать его к носу, затем обратно;
  6. Пальминг

************

  1. Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа;
  2. Очень медленно производить круговые движения головой в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большее пространство;
  3. Закрыть глаза. Выполнять движения глазными яблоками вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали, круговые движения по и против часовой стрелки, не открывая глаз;
  4. Сесть на стул, откинуться на спинку стула и прогнуться через нее. Отвести взгляд вверх как можно дальше;
  5. Встать, поставить руки на пояс. Отставить правую ногу назад на носок, повернуть голову направо и посмотреть на пятку правой ноги. То же самое сделать в левую сторону;
  6. Пальминг.

Литература:

  1. Грищенко Т. А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. — М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2017. — 96 с.;
  2. Зрительная гимнастика для детей 2–7 лет / авт.-сост. е.А. Чевычелова. — Волгоград: Учитель. — 123 с.;
  3. Коновалова Н. Г. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое сопровождение, комплексы упражнений на сюжетно-ролевой основе. — Волгоград: Учитель. — 43 с.
Основные термины (генерируются автоматически): зрительная гимнастика, глаз, движение предмета, ребенок, часова стрелка, нарушение зрения, выполнение упражнений, предмет, упражнение, близкое расстояние.


Похожие статьи

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Похожие статьи

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Задать вопрос