Ключевые слова: финансовый план, инкассация, кредитная организация, показатели, финансовая устойчивость.
Анализ методических подходов к формированию финансовых планов организаций различных отраслей показывает, что комплекс финансовых планов должен включать в себя: долгосрочный финансовый план, горизонт разработки которого определяется различными факторами и для современного этапа развития экономической среды составляет от года до 3–5 лет, среднесрочный план, горизонт которого составляет 1 год и краткосрочный план на период от одного до трех месяцев.
Основными факторами, которые определяют целесообразность формирования долгосрочного финансового плана и состав показателей, которые в нем рассчитываются, являются:
– организационно-правовая форма хозяйствования предприятия (федеральное государственное или муниципальное унитарное предприятие; закрытое или открытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.);
– размеры организации (крупное, среднее, малое);
– характер финансовой зависимости организации, например, финансово независимое, дочернее, материнское, управляющая компания холдинга и др.;
– срок деятельности;
– уровень финансовой устойчивости организации;
– степень законопослушности организации.
В целом взаимосвязь указанных факторов, с учетом выделенных особенностей управления финансами организаций инкассации в соответствии с их видами представим по группам факторов. Сначала определим целесообразность разработки долгосрочного финансового плана для каждого из видов организаций инкассации по таким позициям, как размеры организаций и сроки их деятельности.
К организациям инкассации, которые являются предприятиями федеральной и муниципальной собственности, относятся: Российское управление инкассации и его территориальные управления, которые являются структурными подразделениями Центрального банка РФ; организации спецсвязи, которые, как правило, имеют федеральный уровень подчинения; организации вневедомственной охраны, которые могут быть организациями двойного подчинения: федерального и муниципального.
Для организаций федерального или муниципального подчинения, вне зависимости от их размеров и сроков, в течение которых они осуществляют инкассаторскую деятельность, а также уровня их финансовой устойчивости (высокого, среднего, низкого) разработка долгосрочных финансовых планов является целесообразной, поскольку деятельность этих предприятий в меньшей степени, чем обычных коммерческих предприятий зависит от рыночной конъюнктуры. Также можно полагать, что для всех организации инкассации государственного и муниципального подчинения уровень финансовой законопослушности определяется только как высокий.
Таким образом, разработка долгосрочного финансового плана позволяет оценить сложившуюся систему управления финансами, определить слабые и сильные стороны в управлении финансами; обосновать предложения по совершенствованию управления финансами на перспективу на основе определения целевых финансовых показателей. Кроме того, традиции финансового планирования в большей степени сохранились в государственных учреждениях, что позволяет разрабатывать долгосрочные финансовые планы на высоком методическом уровне и с меньшими трудозатратами.
Для служб инкассации коммерческих банков разработка долгосрочного финансового плана является целесообразной также вне зависимости от размеров и сроков существования коммерческого банка, что определяется финансовым характером деятельности коммерческого банка и требованиями Центрального банка РФ о необходимости разработки бизнес-планов коммерческими банками. Поскольку разработка бизнес-плана является обязательной, то, вне зависимости от уровня финансовой устойчивости разработка долгосрочного финансового плана для подразделения инкассации является целесообразной, в рамках обшей концепции финансового планирования банка.
Для небанковских кредитных организаций инкассации в составе крупных холдингов или самостоятельных, целесообразность разработки долгосрочных финансовых планов определяется в соответствии с Указание Центрального банка РФ «О бизнес-планах кредитных организаций» № 117-У, что определяет финансовое планирование организаций инкассации этого типа, не зависимо от размеров, сроков их деятельности, уровня финансовой устойчивости и финансовой законопослушности.
Для крупных и средних частных охранных предприятий, которые оказывают услуги инкассации, долгосрочное финансовое планирование целесообразно не зависимо от сроков их деятельности, не зависимо от уровня финансовой устойчивости, но при условии, что предприятие является в высокой или средней степени финансово законопослушным.
Для малых частных охранных предприятий разработка долгосрочного финансового плана наступает, если организация проработала на рынке не менее пяти лет и характеризуется как организация с высоким или средним уровнем финансовой устойчивости, являясь в достаточной степени финансово законопослушной.
Разработка среднесрочного плана и краткосрочных планов является обязательной для организации инкассации всех видов, при наличии специалистов необходимой квалификации.
Следующим шагом в разработке методических положений по финансовому планированию с целью совершенствования управления финансами организаций инкассации является определение показателей для каждого из видов финансовых планов.
Методические подходы к разработке показателей долгосрочного финансового плана существенно различаются. Как абсолютные показатели определяются: объем контролируемого рынка, объем перевозок, объем инвестиций для обеспечения ожидаемых темпов роста объемов перевозок, объемы и источники финансирования инвестиций (стоимость чистых активов и др.). Так и относительные, а именно темпы роста рынка, доля рынка, коэффициенты финансовой устойчивости, коэффициенты имущественного положении, срок окупаемости инвестиций, коэффициенты рыночной активности и др. [1, c. 106].
Количество показателей, рассчитываемых в рамках долгосрочного финансового плана должно быть небольшим, и реально отражать основные финансовые процессы в организации. Взаимосвязи финансовых планов должны реализоваться через показатели, которые конкретизируются на каждом уровне финансового планирования. Учитывая долгосрочную перспективу, ключевыми являются два показателя: объем необходимых финансовых ресурсов по инвестиционным проектам с определением объемов, источников и сроков их привлечения, а также показатель доли рынка инкассаторских услуг, контролируемого организацией инкассации.
Показатель финансовых ресурсов, направляемых на финансирование инвестиционных проектов, как правило, определяется в рамках инвестиционного проекта. Поскольку при разработке инвестиционного проекта разработчики опираются на прогнозные показатели, которые могут не соответствовать реальным, ежегодно основные финансовые показатели инвестиционных проектов должны корректироваться с учетом реальных и прогнозных темпов роста цен, с учетом изменения процентных ставок по кредитам, а также с учетом изменений объемов и источников финансовых ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
В рамках среднесрочного или годового планирования большое значение для управления финансами организаций инкассации является определение стоимости организации инкассации, либо, если это структурное подразделение, определение стоимости инкассаторского бизнеса.
Значимость этого показателя для организации инкассации определяется тем, что в зависимости от того, какой подход выбирается для оценки бизнеса (затратный, доходный или сравнительный), следование методикам расчета этого показателя позволяет систематизировать финансовую информацию, характеризующую финансовую деятельность организации инкассации. Поэтому показатель стоимости организации инкассации может рассматриваться как интегральный (обобщающий) с точки зрения среднесрочного финансового планирования.
Рентабельность, как один из основных показателей рыночной эффективности деятельности предприятий и организации, должна быть включена в число показателей среднесрочного (годового) финансового планирования.
Достоинствами данного показателя являются: относительная методическая простота расчета; корректность финансовой информации, используемой для расчетов; возможность эффективного факторного анализа оценки влияния на общий показатель его отдельных составляющих. Недостатки рентабельности, как показателя связаны с тем, что в результате высокого уровня инфляции процесс определения совокупной прибыли дает результат, который с точки зрения экономического содержания требует корректировки с учетом поквартальных или помесячных темпов роста цен, что существенно затруднено, поскольку официальная информация дается только о среднегодовых темпах роста цен, без указания динамики роста цен на отдельные товары, услуги, работы, а уровень достоверности информации организаций инкассации об уровне фактической прибыли требует, как правило, уточнения. Официальная статистика не публикует информацию об уровне рентабельности деятельности организаций инкассации, что не позволяет определять плановые значения с учетом рыночной ситуации.
Показательными и не имеющими указанные выше недостатки являются показатели темпов роста доходов, расходов и заработной платы, которые позволяют отслеживать реальные финансовые процессы в организации и их влияние на тарифную политику организации инкассации.
Тарифы на инкассаторские услуги являются объектом как годового финансового планирования, так и краткосрочного финансового планирования. Необходимость планирования тарифов в краткосрочном горизонте связана с нестабильностью процессов ценообразования в экономике, что определяет необходимость их корректировки при существенном изменении цен на топливо и ГСМ, тарифов на электроэнергию, водоснабжение, теплоснабжение, изменении минимального размера оплаты труда и др.
В целом, как показывает сложившаяся практика, планирование показателей выручки, прибыли и затрат на обеспечение текущей деятельности на основе их нормирования, а также планирование показателей дебиторской и кредиторской задолженности, позволяет создать основы экономичного и эффективного финансового планирования в организациях инкассации с учетом особенностей современного периода.
При определении траектории разработки комплекса финансовых планов целесообразно сформировать сначала долгосрочный финансовый план, который определяет целевые финансовые показатели, а именно долю контролируемого рынка инкассаторских услуг и показатели, характеризующие финансирование инвестиционных проектов, поскольку развитие материально-технической базы организаций инкассации должно обеспечить прирост или сохранение доли рынка инкассаторских услуг, иначе финансовые вложения могут быть признаны неэффективными.
Далее разрабатывается среднесрочный финансовый план, который включает следующие основные показатели: рентабельность; темпы роста доходов, расходов, оплаты труда, а также значения тарифов на инкассаторские услуги и доли контролируемого рынка инкассаторских услуг, что позволяет провести согласование всех указанных параметров. Отдельной задачей является планирование стоимости организации инкассации.
Затем формируется краткосрочный финансовый план, который включает в себя показатели: тарифы на инкассаторские услуги; доходов; прибыли; расходов на обеспечение текущей деятельности; лимитов дебиторской и кредиторской задолженности; налоговых платежей; платежей по кредитам, лизинговых платежей. Расчет среднесрочных и краткосрочных финансовых планов позволяет согласовать методики расчета этих показателей с учетом специфики организации и внешней среды функционирования.
Предложенные совокупности финансовых планов и финансовых показателей не являются исчерпывающими, а являются необходимыми для формирования системы финансового планирования, позволяющей реально управлять финансовым состоянием организации инкассации. Финансовое планирование, являясь составной частью системы финансового управления организации, позволяет повысить эффективность управления финансами, так как:
Во-первых, сформирован из информационной базы для расчета финансовых показателей и алгоритма их расчета позволяет определить основные управленческие решения по повышению эффективности мобилизации и использования финансовых ресурсов организаций инкассации в рамках планируемых периодов;
Во-вторых, формирование системы финансовых планов определяет необходимость формирования системы финансового контроля за выполнением показателей финансовых планов;
В-третьих, для того, чтобы значения финансовых показателей соответствовали реальным условиям деятельности организаций инкассации, необходимо повышение квалификации финансовых менеджеров, а также совершенствование всей системы финансового анализа и нормирования затрат в организации инкассации с учетом специфики ее деятельности.
Таким образом, формирование комплексной системы финансового планирования позволяет существенно повысить качество управления финансами организаций инкассации.
Литература:
- Бодрякова, А. В. Управление финансами организаций инкассации: дис.…канд. экон. наук: 08.00.10. Санкт-Петербург, 200. с. 134.
- Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. Киев: Ника-Центр, 1999. Т. 1.
- Ващенко, Т. В. Поведенческие финансы — новое направление финансового менеджмента. История возникновения и развития / Лисицына Е. В., Финансовый менеджмент. — № 1. — 2006г.
- Пенцак Евгений / «Поведенческие финансы» «Инвестгазета» № 14, 9 апреля 2012.
- «Поведенческие финансы: 4 психологические ловушки» Статья в Qtrading (Оптимальный МаниМенеджмент) 2011г. [Электронный ресурс].- Режим доступа.- URL: http://q-trading.ru (дата обраще- ния 13.03.2013). 6. Психология принятия финансовых решений: Ведение в Behavioral Finance Ильяшенко Павел [Электронный ресурс].- Режим доступа.- URL: http://www.slideshare.net/illashenko/ss (дата обращения 30.08.2018).
- Лукашев Андрей Валерьевич / Журнал «Управление корпоративными финансами» № 3, 2004 г.
- Осколкова, М.А. / «Поведенческие аспекты формирования структуры капитала компании», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г.Пермь- 2012 г. с. 78.