Важнейшего условиям развития речевой культуры детей младшего школьного возраста является работа над словом, которую мы рассматриваем во взаимосвязи с решением других речевых задач.
Свободное владение словом, глубокое понимание его значения, лёгкость словоупотребления являются исходным условием освоения ребёнком грамматического строя языка, овладение звуковой стороны речи, развития умение строить словарное монологическое высказывание.
Слово — основная единица речи. С физиологической точки зрения «слово» является уникальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. В основе восприятия слов их произношения лежит совокупная деятельность ряда сигнализаторов. Наиболее важна среди них роль слухового, двигательного и зрительного анализаторов (И. П. Павлов). Поэтому этот фактор необходимо учитывать, строя словарную работу с детьми. Работы И. П. Павлова и его последователей позволяет нам видеть в основе средства сигнализации всех раздражителей, т. е. вторая сигнальная система настраивается над первой, регулирует первую и не порывает с ней. Ребёнок знакомиться с предметом, обогащает свой словарь, уясняет название этого предмета, и попадая в другую обстановку не встречает предмета, но легко употребляет его слово.
Лингвисты выделяют такие обязательные свойства слова как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность, т. е. наличие знаний и способность слова сочетаться с другими словами. Отсюда вытекает важный методический вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи. Ребёнок усваивать «просто слова» без фонетической оболочки и грамматической формы не может.
Содержание каждого слово является «понятие» Л. С. Выготский отмечал, что значение слова с психологической стороны есть не что иное, как обобщение или понятие. Поэтому Выготский рассматривал значение слова как «феномен мышления». Взгляд на слово как «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связано с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного аппарата.
Важные задачи практиков младшего школьного воспитания-строить обучения с учётом закономерности освоения значения слов, в постепенном их углублении, в формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в школе определяется в трудах Е.И Тихеевой, О.И Соловьевой, М. М. Кониной.
Большой вклад внесла Е. И. Тихеева в разработку содержания и методов словарной работы. Заботясь о расширении запаса слов детей, она отмечала, что надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счёт слова -представления, а не слова -звука. В этих целях она предлагает следующие виды занятий: экскурсии, осмотр помещения, экскурсии в природу, игры: словесные, печатные, игры с игрушками и предметами дидактического характера и картинки. Все эти виды занятий служат расширению запаса слов. Но Е. И. Тихеева выделяет ряд специальных методических упражнений речи, цель которых-расширение лексикона и речевых навыков детей.
Роль словарной работы в обучения родному языку младших Школьников была раскрыта М. М. Кониной её учениками (В. И. Яшина, Н. П. Иванова, А. П. Иваненко и другие). Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию слова как главные задачи словарной работы, Конина отмечала, что руководством развития детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации. Картинку она рассматривала как средство, способное вызвать у ребёнка интерес к слову, который является необходимым условием развития связный речи; затем тесно подводить ребёнка к активному использованию словарного запаса и без наглядных средств.
Большое значение придавала М. М. Конина усвоению ребёнком смысла слова, который он иногда объясняет с точки зрения детской логики. Поэтому она считала необходимым работать над умножением словаря и отработанного умения употреблять слова в соответствии со смыслом. Для этого детям задавались вопросы: «А как ещё можно сказать? Как назвать правильно?» Углублённая словарная работа привела к тому, что повысилось качество детских рассказов, причём это относилось и к описательным и сюжетным рассказам.
Вопросы разработки и содержание словарной работы изучались в разных аспектах во многих исследованиях (Ю. С. Ляховская, В. И. Логинова, Н. П. Иванова, В. В. Гербового, А. П. Иваненко, В. Н. Яшина и другие).
Проблеме обобщения и активизации словаря в процессе ознакомление с природой посвятила свои исследования Н. Ф. Виноградова, результаты которых нашли отражение в пособии для воспитателя «Умственное воспитание детей в процессе ознакомление с природой». Она отмечала, что в работе по обогащению и активизации словаря важно учесть следующее: отбор необходимого словарного материала, правильность собственной речи, создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определённое слово или предложение.
В методике развития речи разработаны разнообразные методы и приемы обогащения, активизации словаря. Одни из эффективных-ознакомление с трудом взрослых.
В отечественной педагогике имеется немало исследований, посвященных вопросам ознакомления младших школьников с трудом взрослых (В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, А. Д. Шаталова, С. А. Козлова и другие). Этот вопрос нашел отражение и в программно-методических документах (программах, методических рекомендациях, особенно отмечается работает Р. И. Жуковской, С. А. Козловой «Родной край», 1990).
Нам представляется важным определение конкретного объема словаря на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью. В программах детского сада не даются указания относительного объема лексики, лишь в качестве примеров приводится некоторые слова. Отсутствие определённого словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, её планирования и проведения. В ряде исследований (Ю. С. Ляховская, В. И. Яшина, А. П. Иваненко, Н. П. Иванова) предпринята попытка создания словарей-минимумов для детей разных возрастных групп.
В исследовании Н. П. Ивановой анализ и отбор содержания словарной работы производится на установление логических связей между разделами программы. Отдельными темами каждого раздела и вопросами внутри их. Такой подход обеспечил чёткое выделение познавательного и лексического материала, рациональную последовательность подачи и логику постепенного усвоения. Отбор содержания познавательного и лексического материала производится на основе конкретизации программы, учёте окружающего детского учреждения, уровня освоения детьми словаря, обеспечивает последовательное подачу материала, систематизацию знаний и овладение соответствующей лексикой. Исследование показало, «система словарной работы осуществляется в обучении на занятиях и постоянного руководства активизацией словаря в игровой, трудовой и бытовой деятельности, способствует росту детского словаря, изменению его количественного и качественного состава».
В практике работы школьных образовательных учреждений намечается: отсутствие определённого словаря, подлежащие усвоению детьми, эпизодичность и стихийность ознакомление с трудом взрослого, без учёта социального опыта детей. Недостаточная разработанность и лексической работы при ознакомлении с трудом взрослых как социальном явление ставит перспективу формирования словаря у детей при ознакомление с трудом взрослых.
Литература:
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
- Павлов И. П. Физиология больших полушарий головного мозга. — Лауреат нобелевской премии по физиологии.2014
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей./ Под ред. Ф. А. Сохина. — Педагогика. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2005.-159 с.