Статья посвящена теоретическому анализу проблемы одиночества как психологического феномена. Выделяются основные аспекты одиночества. Проблема одиночества рассматривается с позиции ресурса для развития человека.
Ключевые слова: одиночество, одиночество как ресурс развития, феномен одиночества, аспекты одиночества, парадокс одиночества.
Современный человек пребывает в условиях непрерывного информационного потока, который воздействует на психику, заставляя приспосабливаться и адаптироваться к новым реалиям. Социальное пространство, прежде всего Интернет, становится с каждым годом все доступнее, позволяет удовлетворять самое разнообразные запросы. Несмотря на это, проблема одиночества с каждым годом становится все актуальнее, она отличается сложностью и неоднозначность, так как для каждого человека одиночество воспринимается, исходя из личного восприятия и переживания данного феномена.
Феномен одиночества изучался в работах Л.П. Гримак, Е.Н. Заворотных, Н.Е.Покровского, И.Г. Смирнова, У. Хараш и др. Психологические аспекты одиночества изучались С.В. Бахардиной, Б. Миюскович, Е.В. Неумовой, И.М. Слободчиковым, Р.Г.Шагивалеевой и др.
Ученые придерживаются позиции, что одиночество является одним из наиболее распространённых психологических переживаний, оказывающих непосредственное влияние на развитие человека.
Анализ научной литературы показал, что отсутствует однозначность в понимании одиночества. Многими авторами (С.В. Бахардин, Г.Р. Шагивалеева и др.) одиночество рассматривается, прежде всего, как негативное явление, которое носит деструктивный характер. При этом, недостаточно внимания уделяется анализу позитивных аспектов одиночества. Данная тенденция вызвала необходимость теоретического исследования проблемы одиночества, его положительных аспектов, с позиции психологии развития человека.
У понятия «одиночество» имеется множество значений.
В словаре С.И. Ожегова термин «одиночество» трактуется как состояние, которое испытывает одинокий человек [6 с. 264].
Е.В. Неумова рассматривает одиночество как периодически возникающее чувство тревоги и дискомфорта, которые возникают в результате неудовлетворения потребности в межличностных отношениях [5 с. 16].
По мнению И.М. Покровского, одиночество — это сложное понятие, для которого характерно сочетание разнообразных чувств и эмоций. В своей работе он отмечает: «Одиночество является неким психологическим мотивом, интернальность и имманентность которого независимы от конкретных физиологических и средовых факторов» [7 с. 68].
Анализируя вышеописанные определения, отметим многоаспектность и разнонаправленность в системе понятия «одиночество». Данный факт указывает, что понятие «одиночество» имеет неоднозначное значение, следовательно, оно так же имеет достаточно широкие рамки использования в психологии.
Обзор научной литературы показал, что проблема одиночества нашла отражение во всех основных психологических подходах.
Человека–центрированный подход (К.Роджерс). По мнению Роджерса, одиночество возникает по причине низкой способности личности к приспособлению. Данная особенность возникает по причине феноменологического несоответствия сложившихся представлений индивида о собственном «Я» [10 с. 28].
Сторонники социально-психологического подхода (Боумен, Рисмен, Слейтр) считают, что основной причиной одиночества является направленность (установка) индивида на взаимодействие с другими людьми. Такие люди стремятся вызвать к себе симпатию, хотят всем нравиться, регулярно приспосабливаются к условиям и обстоятельствам, при этом игнорируют истинные потребности собственного «Я», находятся в состоянии депривации чувств и личных ожиданий [10 с. 29].
Представители экзистенциального подхода относят одиночество к важнейшему условию для полноценного существования человека, так как оно обеспечивает систему защитных механизмов [10 с. 29].
В интерактивном подходе считают, что одиночество продиктовано сочетанием (взаимодействием) личностных и ситуативных факторов [10 с. 30].
В когнитивном подходе придерживаются позиции, что одиночество непосредственно связано с когнитивными способностями индивида, которые формируются под влиянием исторического и текущего опыта. Человек испытывает чувство одиночества, когда он сталкивается с несоответствием между желаемым и достигнутым уровнем социальных контактов [10 с. 30].
Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский). Основываясь на представлении Л.С.Выготского, одиночество следует рассматривать как сущностную, базовую характеристику личности, которая способствует процессу личностного развития. Переживание одиночества связывают с такими значимыми личностными переменными как самосознание, рефлексия, оформление «я», что является определяющим в развитии личности и ее зрелости [10 с. 203].
Анализ научных подходов показывает, что в психологии отсутствует единое понимание сущности одиночества, его особенностей возникновения и специфики проявления.
Б. Миюскович обращает внимание, что несмотря на явную неоднозначность в трактовке и понимании одиночества, одиночество является серьезной социальной проблемой [4]. Она охватывает все слои населения и представляет собой сложный феномен. Как любое сложное психологическое образование, одиночество необходимо рассматривать комплексно, так как все его аспекты находятся в тесной взаимосвязи с друг другом.
В работе А.У. Хараш, отмечается, что объективный аспект одиночества обусловлен определенными условиями, которые «способствуют» одиночеству. Эти условия, как правило, сопровождаются деформацией общественных отношений между человеком и средой [13 с. 9].
Анализ научной литературы позволил нам выделить основные аспекты одиночества: негативный, позитивный.
По мнению С.В. Бахардина, положительные аспекты одиночество обусловлены воздействием внешних факторов. Авторпишет, что, попадая в неблагоприятные жизненные ситуации, которые ограничивают наши возможности (вынужденная социальная и физическая изоляция, тюремное заключение, болезнь и др.), можно целенаправленно искать положительные стороны в сложившихся обстоятельствах. Происходит это в результате осознанного и активного реагирования на ситуацию, с целью извлечь из нее максимальную пользу. Одиночество в данном случае может выступать ресурсом развития человека [1].
Г.Р. Шагивалеева обращает внимание, что негативный смысл одиночества заключается в том, что оно является детерминантой деформированного развития, затрудняя вхождение личности в широкий контекст социальных отношений [12 с. 4].
Позитивный смысл (одиночество как ресурс) состоит в том, что одиночество — неотъемлемая часть становления индивидуальности человека, оно создает условия для погружения в личностную рефлексию, анализа важнейших жизненных смыслов и вопросов, тем самым способствует развитию личностных качеств, необходимых, с одной стороны, для успешной интеграции в социум, с другой — для саморазвития личности [2 с. 401].
Е.Н. Заворотных считает, что в качестве позитивного потенциала одиночества следует отнести фактор низкой самопривязанности, т. е. одиночество является своего рода индикатором неудовлетворенности человека своим положением, что, в свою очередь, побуждает к деятельности, направленной на реализацию идеальных представлений о себе, к личностному развитию [3].
Таким образом, одиночество является амбивалентным психическим феноменом, обладающим как негативным, так и позитивным потенциалом для развития человека. Одиночество может активировать ряд психических процессов и состояний, которые усложняют взаимодействие человека с внешним миром. Однако при определенных условиях оно может становиться фактором самопознания личности и саморегуляции ее активности, развития и сохранения индивидуальности и стабилизации психофизического состояния, творчества и самосовершенствования, а также способствовать объединению свободы и ответственности в единый механизм саморегуляции активности личности.
Необходимо отметить, что исследование теоретических подходов и современных работ показало, что вопросы изучения позитивного потенциала одиночества, его связи с развитием человека не были предметом специального исследования. В основном диссертационные работы, касаются философско-социального аспекта проблемы одиночества. В них не прослеживается взгляд на одиночество как позитивное состояние человека. Данная тема нуждается в дальнейшем исследовании.
Литература:
- Бакалдин С.В. Одиночество и его связь с функциями "Я". Интернет ресурс. http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-odinochestvo-i-ego-svyaz-s-funktsiyami-ya. дата обращения: 10.09.2018.
- Гримак Л.П. Одиночество // Психические состояния. 2000. № 7. С. 401-407.
- Заворотных Е.Н. Социально-психологические детерминанты одиночества как субъективного переживания. Диссертация. Интернет ресурс. http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-05/dissertaciya-sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-odinochestva-kak-subektivnogo-perezhivaniya. Дата обращение 10.09.2018.
- Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход. Интернет ресурс. http://www.bim-bad.ru/docs/mijuskovitch_loneliness.pdf. Дата обращения: 11.09.2018.
- Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: автореф. дис. . канд. психол. наук. Тюмень: Вектор Бук, 2005. 24 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка — М.: Сфера, 2010. 436 с.
- Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. 624с.
- Слободчиков И.М. Одиночество личности: природа, структура, содержание, механизм развития// Психологическая газета. 2014. № 7. С. 204-207.
- Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества // Московский государственный психолого-педагогческий университет. 2014. № 3. С. 27-35.
- Слободчиков И.М. Переживание одиночества с позиции культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Интернет ресурс: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-odinochestva-s-pozitsiy-kulturno-istoricheskoy-psihologii-l-s-vygotskogo-1. Дата обращения: 11.09.2018.
- Смирнова И.Г. Проблема одиночества в зарубежных и отечественных исследования // Вестник УГПУ. 2014, № 12. С. 203-205.
- Шагивалеева Г.Р. Культурологическое и психологическое понимание одиночества // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 1. С. 1-11.
- Хараш А.У. Психология одиночества // Педология. 2000. № 4 (ноябрь). С. 7-16.