Исчезающая культура коренных малочисленных народов должна являться предметом особой защиты государства в виду того, что даже минимальное вмешательство в их жизнедеятельность создает риск утраты традиционного образа жизни и, как следствие, конституционной идентичности. Действующее правовое регулирование не способно в полной мере создать для коренных малочисленных народов Севера условия, обеспечивающие развитие их самобытности, что обосновывает актуальность темы и необходимость детального изучения культуры народов Севера, исследования проблем ее сохранения и развития и поиска путей для их преодоления.
Ключевые слова: малочисленные народы Севера, культурное наследие, традиционное природопользование, этнологическая экспертиза, язык коренных народов.
Культуру коренных малочисленных народов Севера, ставшую результатом длительного приспособления к экстремальным природным условиям, можно действительно считать памятником человеческим усилиям [1]. Однако сегодня процессы глобализации и индустриализации представляют угрозу для этого уникального этноса, зачастую богатый опыт меньшинств недооценен и незаслуженно рассматривается как архаичный.
К существующие проблемам сохранения и развития культурного наследия коренных малочисленных народов Севера можно отнести: неправомерное присвоение, а также искажение культурного наследия; разрушение культуры вследствие принудительного переселения из мест традиционного проживания при промышленной разработке; утрата языка вследствие отсутствия этнического образования; отсутствие эффективной формы объединения для реализации культурных прав.
Одной из проблем в анализируемой сфере является неправомерное присвоение культурного наследия коренных народов.
Культурное наследие — это все, что определяет четкую идентичность коренных народов мира. Коренные народы не классифицируют культурное наследие на научное, духовное, художественное, так как все данные сферы равны и требуют равнозначного уважения и защиты [2].
Неправомерное присвоение означает односторонний процесс, когда лицо получает выгоду от культуры этноса, к которому оно не принадлежит, без разрешения и без компенсации. Многие коренные народы страдают от незаконного присвоения их культурного наследия, которое может принимать различные формы, в том числе использование образов и символов коренных народов в области маркетинга; незаконное присвоение традиционных песен, танцев, спортивных игр и др.
Так многие музеи и частные, и государственные, отображают культурное наследие коренных народов без их согласия. Например, в шведском Национальном этнографическом музее представлена голова оленя (Maaso Kova), священный элемент высшей духовной и культурной значимости для народов, используемый в танце Yaqui Deer Dance. Несмотря на многочисленные официальные просьбы о запрете обозрения головы оленя, власти музея отказались её вернуть [3].
Чтобы избежать незаконного присвоения и неверного толкования культуры необходимо обеспечить эффективное участие коренных малочисленных народов Севера в процессах принятия решений, организации проектов, связанных с их культурным наследием. Индивидуальный подход к народам будет способствовать созданию безопасной рабочей среды между заинтересованными лицами и коренными народами путем обеспечения того, чтобы первые не причиняли «вреда», а действовали уважительно.
Разработка и подержание определенных процедур и правил при сотрудничестве с коренными народами должны являться основой для заинтересованных лиц, а осознанное согласие коренных народов на сотрудничество должно выступать в качестве эффективной защиты их прав [4].
Следующей проблемой является разрушение культуры вследствие принудительного переселения из мест традиционного проживания при промышленной разработке.
Особенная культура коренных малочисленных народов охватывает большую сферу их прав, она неразрывно связана и с местом проживания народов, и с традиционным природопользованием. В то же время развитие нефтегазового и промышленного производства и освоение территорий проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, несомненно, сказываются на их привычной жизни.
Согласно статье 32 Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов «коренные народы имеют право определять приоритеты и разрабатывать стратегии освоения или использования своих земель или территорий и других ресурсов» [5]. Однако на практике происходит столкновение частных и публичных интересов: осуществление масштабных промышленных проектов влияет на экономическое развитие северного региона и коренным народом не остается выбора, кроме как идти на предложенные компанией условия.
Председатель правления «Оленеводов мира» М. А. Погодаев подчеркивает: «Хотя оленеводы в принципе не против экономического развития и понимают его необходимость и неотвратимость, растет их озабоченность в связи с растущими потребностями общества и необходимостью обеспечения сбалансированного развития такой деятельности во взаимосвязи с интересами традиционных форм хозяйственной деятельности народов Арктики и сохранения биоразнообразия» [6, с. 278].
Для создания справедливой системы взаимодействия коренных народов и промышленных компаний важным представляется создание переговорной площадки, где государство, ресурсодобывающие организации и аборигены получили бы не только право голоса, но и систему принципов и механизмов, которые обеспечат их взаимодействие.
Отчуждение земли для целей, отличных от традиционного природопользования, должно учитывать культурные особенности коренных малочисленных народов Севера, что необходимо закрепить в нормативно-правовых актах.
Важнейшими элементами восприятия мира коренными малочисленными народами Севера являются священные места. Согласно обычному праву народов Севера, они являются священными именно потому, что люди постоянно совершают определенные действия в отношении таких мест для обеспечения благополучия своих семей и неразрывности культурного пространства, а также используют их для захоронения своих предков. По религиозным причинам некоторые народы не могу перенести священные места на другие территории (например, ненцы). Такие места априори должны иметь особый правовой статус на федеральном уровне, однако Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» не относит их к объектам историко-культурного наследия, что представляется пробелом в законодательстве [7].
В то же время ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», хотя прямо и не упоминает священные места, тем не менее позволяет при соблюдении определенной процедуры признания внести их в реестр объектов культурного наследия Российской Федерации [8]. Так в Ямало — Ненецком автономном округе статус объектов культурного наследия имеет 21 священное место. В 2017 году для обеспечения защиты сакральных территорий 11 священных мест Ямало-Ненецкого автономного округа были включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. С момента внесения в реестр этнические объекты находятся под охраной государства и на их территории исключается проведение любых хозяйственных работ.
При этом необходимо учитывать, что коренные народы Севера в силу религиозных убеждений могут не проинформировать промышленные компании о местах захоронения, о священных местах, в результате чего такие места будут разрушены. В связи с чем представляется, что передаче территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера для целей разработки ресурсов всегда должна предшествовать этнологическая экспертиза [9, с. 108].
Этнологическая экспертиза имеет огромный потенциал: она позволяет не только исследовать вред, наносимый культуре, но и заранее установить, смогут ли коренные малочисленные народы Севера сохранить свою культуру в случае их переселения из традиционного ареала обитания, а также определить размер справедливой компенсации.
До настоящего времени законы об этнологической экспертизе приняты лишь в ряде субъектов, на федеральном уровне отсутствует правовой акт об этнологической экспертизе. В то же время, зачастую при необходимости промышленного освоения Арктики такие экспертизы проводятся формально или не проводятся вообще, не позволяют выявить действительный ущерб культуре коренных малочисленных народов Севера, что говорит о необходимости совершенствования правового материала.
Для решения проблемы сохранения культуры при отчуждении земли традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера в промышленных нуждах видится необходимым принять комплексный федеральный закон, который обеспечит эффективную площадку взаимодействия ресурсодобывающих компаний и коренных малочисленных народов, установит обязательность проведения не только экологической, но и этнологической экспертизы, а также обеспечит достойную компенсацию членам общин при их переселении.
В заключении рассмотрим проблему утраты языка вследствие отсутствия этнического образования.
Одним из важнейших элементов культурного наследия любого народа является язык, однако длительная политика русификации привела к стремительно развивающемуся процессу его утраты коренными малочисленными народами Севера.
Возможность восстановления языка тесно связана с его освоением подрастающим поколением, а значит с системой образования.
В настоящее время в России школьное обучение не ведется ни на одном языке коренных малочисленных народов Севера, что делает их функционально ограниченными. Языки малочисленных этносов преподаются в форме учебного предмета, зачастую как факультативы, что создает определенные риски как для жизни самого языка, так и для формирования этнической идентичности. Такой подход не только представляется необоснованным и нарушающим конституционные права на сохранение культуры, но и противоречит международной практике: так в Швеции и Финляндии существуют государственные образовательные организации, где преподавание ведется на языке коренных малочисленных народов саами [10, с. 164].
В ряде субъектов Российской Федерации активно внедряется кочевая форма обучения, которая должна обеспечить реализацию этноидентификационной функции образования. Практика кочевого образования уже несколько десятилетий существует в ряде стран, в том числе Нигерии, Кении Иране, Сирии, Индии, Киргизии, Монголии и др., и зарекомендовала себя как эффективная модель. Кочевые школы — это мобильные подразделения в основном начальной школы, которые могут добраться до труднодоступных уголков Арктики, где люди ведут традиционный вид хозяйствования.
Представляется необходимым разработать единый федеральный стандарт образования в кочевых школах и внедрить практику подобного обучения во всех субъектах Российской Федерации, где проживают коренные малочисленные народы Севера, что позволит избежать вымирания уникальных языков и культуры этих народов.
Политика государства должна придавать большее значение защите культурных прав коренных народов. Представляется недопустимым отдавать приоритет экономическому развитию страны и разработке полезных ископаемых, ставя под угрозу существование народов, из древне проживающих на территории Арктики. Принудительное изъятие земель традиционного проживания аборигенов без каких-либо гарантий сохранения их культурного наследия не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
В связи с этим одним из направлений для улучшения правовой базы Российской Федерации видится разработка закона, который четко установит процедуру отчуждения земель у аборигенов для промышленных нужд, закрепит порядок учета мнения коренного малочисленного народа, обязательность проведения этнологической экспертизы, а также обеспечит достойную компенсацию членам общин при их переселении.
Литература:
- Шадрин В.И., Акимов В.С. Традиционная культура народов Севера: вопросы функционирования и перспективы развития (на примере Республики Саха (Якутия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 12. — С. 205.
- The cultural heritage of indigenous peoples and its protection: rights and challenges // saamicouncil. URL: http://www.saamicouncil.net/fileadmin/user_upload/Documents/Eara_dokumeanttat/Cultural_heritage_report.pdf (дата обращения: 04.10.2018).
- Promotion and protection of the rights of indigenous peoples with respect to their cultural heritage. URL: http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/HRC/RegularSessions/Session30/Documents/A_HRC_30_53_ENG.docx (дата обращения: 04.10.2018).
- Avoiding Misappropriating Indigenous Cultural Heritage. URL: http://designonline.org.au/avoiding-misappropriating-indigenous-cultural-heritage/ (дата обращения 04.10.2018).
- Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N 61/295 от 13 сентября 2007 г. // URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.
- Погодаев М. А. Влияние изменения климата на традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера // Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. — М.:, 2013. — С. 273-288.
- Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. № 20. 14.05.2001. ст. 1972.
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 26. Ст. 2519.
- Новикова Н.И. Коренные народы российского Севера и нефтегазовые компании: преодоление рисков // Арктика: экология и экономика. — 2013. — № 3. — С. 108.
- Юдин В.И. Культура и язык народа саами в системе государственной политики стран Северной Европы // Вестник МГУКИ. — 2013. — № 4. — С. 164.