Строительные объекты могут представлять определенные угрозы при эксплуатации, если они имеют значительный срок службы и нуждаются в реконструкции. Это же касается объектов культурного наследия, которые нуждаются в реставрации. Необходимость реставрационных работ объектов культурного наследия также связана с их исторической ценностью. Важное значение при реконструкции и реставрации различных объектов имеет проведение экспертизы. При этом, как правило, при реконструкции строительных объектов экспертиза проводится уже после проведения реконструкции, оценивается ее качество и соответствие строительным нормам. Что касается реставрации объектов культурного наследия, то здесь, как правило, экспертиза требуется при получении разрешения на проведение реставрации.
Реконструкция строительных объектов далеко не всегда завершается с полным соблюдением сроков и условий договора между заказчиком и подрядчиком. Во многих ситуациях экспертиза реконструкции — единственный выход для устранения разногласий. Экспертиза реконструкции связана с контролем качества выполнения строительно-монтажных работ по устройству, восстановлению или замене отдельных частей здания, в том числе систем инженерного оборудования.
При проведении контрольных мероприятий эксперты руководствуются действующими строительными нормативами. В ходе экспертизы реконструкции специалистам приходится учитывать региональные особенности, влияющие на стоимость реконструкции, изучать рыночные цены на строительные материалы.
Механизм экспертизы реконструкции строительных объектов включает следующие этапы: после заключения договора с клиентом эксперт составляет план необходимых мероприятий по экспертизе реконструкции; изучение существующей документации — договора на реконструкцию, сметы, проекта; выезд эксперта на объект; визуальный осмотр объекта, фотосъемка обнаруженных дефектов, составление дефектной ведомости; инструментальное обследование объекта (при необходимости); анализ собранной информации и составление отчета [4].
Экспертное заключение содержит ответы на поставленные клиентом вопросы и рекомендации по исправлению выявленных дефектов. На основании этого документа споры о качестве проделанных работ, их стоимости, объемах могут быть урегулированы в досудебном порядке или в суде.
Необходимо добавить, что деятельность экспертов при проведении экспертизы реконструкции строительных объектов регулируется Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [1]. Деятельность экспертов также может регулироваться другими различными нормативно-правовыми актами, в зависимости от целей и объектов экспертизы.
Реставрация объектов культурного наследия — в широком смысле слова — это работы, в результате которых обеспечивается сохранность объектов культурного наследия. Основная задача ремонтно-реставрационных работ — воссоздание прежнего и максимально точного вида объекта с сохранением всех архитектурных особенностей.
Осуществление работ по реставрации объектов культурного наследия можно проводить только при согласовании с государственными органами исполнительной власти, которые отвечают за охрану объекта культурного наследия.
Какой именно орган отвечает за охрану конкретного объекта — зависит от того, является ли объект культурного наследия федерального, регионального или местного значения, а также от региона, в котором находится объект. В Санкт-Петербурге необходимо согласовывать все работы на территории объекта культурного наследия регионального и муниципального значения с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
Порядок взаимодействия с органами охраны объектов культурного наследия следующий: согласовать проект реставрации памятника (проектная документация на производство работ); получить задание на проведение работ (мнение собственника или пользователя объекта культурного наследия учитывается, но не является единственным); сдать отчетную документацию о проведенных работах, включая научный отчет; получить письменное разрешение на ведение работ; получить разрешение на строительство и реконструкцию от органа охраны объекта культурного наследия — в случае, если будут проводиться работы по строительству или реконструкции; сдать выполненные работы [5].
До начала реставрационных работ необходимо выявить особенности объекта, а именно собрать всю информацию о прежнем облике объекта, его архитектурных особенностях, а также определить степень износа здания, его пригодность для дальнейшей эксплуатации. Именно на данном этапе понадобиться строительная техническая экспертиза.
Реставрация объектов культурного наследия и ее экспертиза регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [2].
Реставрационная экспертиза относится к лицензионному виду исследований культурных ценностей, ее проводят аттестованные искусствоведы-эксперты на специализированном оборудовании. Они анализируют красочные слои, позже нанесенные слои в живописи и последующие изменения в графике; выделяют детали, которые были добавлены реставраторами в процессе восстановления скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства. Аттестованные искусствоведы-эксперты определяют также количество и качество проведенных реставраций, дают важные рекомендации по условиям хранения и уходу за произведениями искусства, а также рекомендации по последующей реставрации, если таковая необходима.
Экспертиза реставрации объектов культурного наследия регулируется тем же Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В главе V данного закона описаны цели, принципы, объекты экспертизы, особенности ее финансирования и составления заключения. Также существует Положения о государственной историко-культурной экспертизе [3], которое содержит порядок проведения данной экспертизы. Однако, ни указанные федеральный закон, ни положение не содержат какой-либо методики проведения экспертизы реставрации объектов культурного наследия, что, на наш взгляд, создает ряд спорных моментов и проблем.
В настоящее время эксперты, проводящие экспертизу реставрации, при подготовке заключения государственной историко-культурной экспертизы чаще всего пользуются собственными представлениями о методах определения историко-культурной ценности объектов. У каждой организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы объектов культурного наследия, существует собственная методологическая база проведения данной экспертизы.
Для решения данной проблемы необходима разработка и закрепление на законодательном уровне универсальной формализованной методики экспертизы объектов культурного наследия. Это позволит сделать данную экспертизу более объективной, а также будет способствовать снижению споров, возникающих по результатам проводимых экспертиз. Стоит добавить, что в отношении экспертизы реконструкции строительных объектов также не существует универсальной методики, что создает аналогичные проблемы. Следовательно, и в этом случае необходима разработка и законодательное закрепление универсальной методики по проведению экспертизы реконструкции строительных объектов.
Литература:
- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.07.2002, № 26, ст. 2519.
- Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 (ред. от 27.04.2017) «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» // Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, № 30, ст. 3812.
- Бадагуев, Б. Т. Организация строительного производства. Производственная и техническая документация / Б.Т. Бадагуев. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 456 c.
- Слабуха А.В. Установление историко-культурной ценности объектов архитектурного наследия (часть 2): критерии и метод в современной экспертной практике // Человек и культура. — 2016. — № 6. — С. 9-22.