В статье рассмотрена динамика заработной платы работников социальной сферы по Республике Башкортостан после введения новой системы оплаты труда и выхода Указов Президента о реализации некоторых мер по совершенствованию социальной политики. Проведен анализ соотношения начисленной номинальной и реальной заработной платы наемных работников и работников социальной сферы и сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: единая тарифная сетка, новая система оплаты труда, эффективный контракт, среднемесячная номинальная заработная плата, реальная заработная плата, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум.
В настоящее время среди социально-экономических проблем особенно остро стоят вопросы об оплате труда наемных сотрудников и считается одной из основных в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как увеличение эффективности производства, рост уровня жизни людей, так и благоприятный социально-психологический климат в обществе.
Поэтому повышение уровня жизни является одной из приоритетных задач развития общества и является основной составляющей государственной политики. В связи с этим вопросы государственного регулирования зарплаты представляют особый интерес. Повышение уровня реальной зарплаты считается основным рычагом и важнейшим социальным индикатором изменения ситуации, критерием успеха последующих экономических преобразований в РФ [5, c. 187]. В настоящее время повышаются средние зарплаты по стране, регионам, отраслям, учреждениям, но всем известны недостатки средних показателей (тем более в стране, где чрезмерная дифференциация в оплате труда). А ведь чрезмерная дифференциация доходов создает в обществе социальную напряженность и может привести к появлению социальных конфликтов, а также препятствует развитию экономики.
Так, образовавшееся в РФ в 2000-х годов отставание в заработной плате сотрудников социальной сферы и науки самым конкретным образом сказалось на качестве здравоохранения, образования, культуры и науки. Практически за границами российского «среднего класса» оказались наиболее многочисленные и нужные обществом профессиональные группы. Между тем от эффективности и качества работ этих сфер зависят перспективы роста экономики и перспективы развития страны в целом.
Для решения данной проблемы активно началось в 2004 году реформирование бюджетной системы РФ. Так в 2008 году было принято Постановление Правительства РФ о введении новых систем оплаты труда (НСОТ) в федеральных бюджетных учреждениях. До 2010 года в Российской Федерации действовала оплата труда по Единой Тарифной Сетке (ЕТС), по словам президента Российской Федерации В. В. Путина: «введенная в 1992 году ЕТС таила в себе достаточно серьезный недостаток, связанный с тем, что действовала единым порядком по всей стране, независимо от отрасли, региона и др., и, как результат, не учитывала особенности, связанные с функционированием той или иной отрасли» [9]. Так была отменена ЕТС, т. к. оклады оплаты труда в рамках этой системы не зависели от результатов работы конкретного сотрудника, а значит, последний был не заинтересован демонстрировать наилучшие показатели.
Замысел нового механизма состоит в первую очередь в обеспечении достойной зарплаты сотрудников социальной сферы и науки, позволяющей им сосредоточиться на своей основной деятельности, а не искать дополнительный заработок. Переход на эффективный контракт (ЭК) в отраслях социальной сферы и в науке был запущен Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы [3]. ЭК предполагает наличие как минимум трех важнейших составляющих:
‒ достойной оплаты труда, обеспечивающая работнику нормальные условия жизни и позволяющая ему сосредоточиться на высококачественном выполнении своих основных обязанностей;
‒ внедрения справедливой и адекватной системы стимулирования деятельности сотрудников социальной сферы;
‒ привлечения в отрасль молодых, квалифицированных и талантливых специалистов.
Так, в 2012–2016 гг., по данным Минтруда России, на ЭК были переведены более 80 % работников организаций социальной сферы и научных организаций [6, c. 28]. С ними подписан в новой форме трудовой договор или дополнительные соглашения к нему, содержащие показатели эффективности деятельности работника.
Для анализа результатов внедрения НСОТ, а также итогов выполнения «майских указов», первоначально выделим, одни из ведущих показателей, характеризующих значимость перемены системы оплаты труда, ими являются начисленная номинальная и реальная зарплаты. Суммы номинальной зарплаты, начисленной сотрудникам по Приволжскому федеральному округу (ПФО) и РФ в период 2000–2017 гг., отражены в таблице 1.
Таблица 1
Среднемесячная номинальная начисленная зарплата, руб.
Составлено на основании данных Башкортостанстата [4, c. 93]
В результате анализа данных таблицы 1, видно, что в 2010–2013 годах номинальная зарплата выросла в среднем на 12,5 % в год, в 2014 году рост снизился до 9,1 %, в кризисный 2015 год — до 5,1 %. В 2016 году рост номинальной зарплаты ускорился до 7,8 % по сравнению с предыдущим годом, составив 36,7 тыс. руб., а в 2017 году увеличение на 6,6 %, что составило 39,1 тыс. руб. Помимо этого, данные табл. 1 свидетельствуют, что по величине начисленной номинальной зарплаты в 2017 году Республика Башкортостан занимала 5-е место в ПФО (30149 руб.), также существует отставание начисленной зарплаты по РБ от начисленной зарплат по стране в разрезе федеральных округов страны в период 2000–2017 гг. можно наглядно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1 Динамика среднемесячной заработной платы РБ по федеральным округам РФ
Анализ динамики среднемесячной начисленной зарплаты свидетельствует, что самые высокие зарплаты были начислены сотрудникам Дальневосточного (49022 руб.), Центрального (48396 руб.) и Северо-Западного (44696 руб.) федеральных округов. Самый высокий уровень номинальной заработной платы отмечается в Москве (73345 руб.), а также в Санкт-Петербурге (54353 руб.). Наиболее низкие номинальные заработные платы в 2017 г. получили сотрудники Северо-Кавказского (24346 руб.), Южного (28653 руб.) и Приволжского (29166 руб.) федеральных округов. Самая низкая начисленная номинальная зарплата в 2017 г., как и в прежние года, была начислена в Северо-Кавказском ФО (24346 руб.), показывает о существовании высокой степени социально-экономического расслоения населения РФ.
Покупательную способность номинальной зарплаты показывает реальная зарплата. Изменения номинальной и реальной зарплат в РФ в рассматриваемый период отражены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика реальной зарплаты вРФ иРБ за 2000–2017гг., в% кпредыдущему году
Составлено на основании данных Башкортостанстата [4, c. 94]
По данным таблицы видим, что в 2016 году минимальный рост реальной зарплаты составил 0,8 % к 2015 году, а в 2017 году на 3,5 % к 2016 году. Но так как нас интересует результаты внедрения НСОТ в республике, то исследование разницы в уровнях зарплат нужно проанализировать по отдельным видам экономической деятельности, поэтому среднемесячная начисленная номинальная зарплата сотрудников организаций по видам экономической деятельности в РБ за 2000–2016 гг. продемонстрирована в таблице 3.
Таблица 3
Среднемесячная начисленная номинальная зарплата сотрудников организаций по видам экономической деятельности вРБ за 2005–2016гг.
|
2005 |
2010 |
2 012 |
2013 |
2014 |
2 015 |
2016 |
Всего |
6612,0 |
16377,7 |
20264,7 |
22377,4 |
24987,6 |
25927,5 |
28107,9 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2486,0 |
8762,9 |
11016,4 |
11744,9 |
14061,2 |
14694,5 |
15886,4 |
Рыболовство, рыбоводство |
2717,5 |
10299,4 |
11455,0 |
12457,0 |
12979,8 |
19262,9 |
12896,9 |
Добыча полезных ископаемых |
13079,9 |
32409,1 |
42223,1 |
45313,3 |
49947,6 |
46205,2 |
54449,8 |
Обрабатывающие производства |
8338,6 |
17591,8 |
21734,3 |
23445,5 |
26355,6 |
28100,0 |
31625,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
9228,5 |
20555,8 |
25341,5 |
27314,0 |
30291,7 |
31810,8 |
33646,4 |
Строительство |
6156,6 |
17244,2 |
19251,7 |
18851,9 |
22508,1 |
22980,7 |
24678,9 |
Оптовая и розничная торговля |
4824,0 |
14547,6 |
15957,4 |
15304,2 |
18412,7 |
18978,9 |
20281,2 |
Гостиницы и рестораны |
4234,6 |
10090,4 |
11738,8 |
12484,4 |
14973,9 |
16474,3 |
17711,5 |
Транспорт и связь |
9286,7 |
20589,3 |
24825,7 |
26657,3 |
28589,9 |
29632,1 |
32207,1 |
Финансовая деятельность |
15459,3 |
29582,7 |
34605,5 |
35561,5 |
36129,9 |
38630,9 |
43549,2 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг |
7516,9 |
17410,4 |
21269,8 |
24197,0 |
27054,5 |
28761,5 |
30789,5 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование |
9816,4 |
21538,8 |
31506,7 |
36427,0 |
38403,2 |
37726,0 |
39234,7 |
Образование |
4018,7 |
10686,6 |
14281,9 |
18239,7 |
19761,8 |
20683,0 |
21430,0 |
Здравоохранение, предоставление социальных услуг |
4526,9 |
11620,8 |
16649,7 |
20259,8 |
22199,6 |
23452,5 |
25491,7 |
Предоставление прочих коммунальных. Социальных и персональных услуг |
5174,6 |
15959,5 |
17324,4 |
20275,8 |
22501,2 |
23211,6 |
23579,1 |
Составлено на основании данных Башкортостанстата [4, c. 96]
Данные табл. 3 свидетельствуют, что прирост среднемесячной номинальной зарплаты за 2016 год наблюдается во всех отраслях экономики, кроме снижения номинального заработка в сфере рыболовства (на 33 %). Наибольшее увеличение среднего номинального заработка в годовом выражении зафиксировано в добыче полезных ископаемых — на 17,8 % (до 54,0 тыс. руб.). На 12,7 % увеличилась зарплата в финансовом секторе, который остается лидером по ее абсолютной величине, — до 43,5 тыс. руб. Сектором экономики с самым низким уровнем оплаты стал сектор рыболовства — 12,8 тыс. руб.
Если судить по сведениям табл. 3, задача обеспечения достойного уровня зарплаты бюджетников была решена довольно быстро. Ускоренному росту зарплаты в образовании и здравоохранении способствовала реализация Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В целях реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597, от 1 июня 2012 года № 761 и от 28 декабря 2012 года № 1688, Министерством труда и социальной защиты населения РБ и Министерством финансов РБ производится мониторинг уровня зарплаты сотрудников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы (14 министерств и ведомств, 55 муниципальных районов и 8 городских округов) по формам статистического наблюдения № ЗП «Сведения о численности и оплате труда работников социальной сферы по категориям персонала».
По результатам данного мониторинга за первое полугодие 2018 года среднесписочная численность бюджетников составила 210519 чел. или 76,0 % от штатной численности. На основании статистических данных, среднемесячная зарплата сотрудников бюджетной сферы Республики Башкортостан наглядно показана на рис. 2.

Рис. 2. Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы по РБ за 2014–2018 годы, руб.
Как показывает диаграмма, наблюдается рост среднемесячной начисленной зарплаты бюджетников в РБ в 2018 году по сравнению с 2014 годом на 48,5 % и составила 33963,2 руб. Также увеличились среднемесячные зарплаты сотрудников образования на 26,4 % (31499,2 руб.), культуры — на 86,8 % (30769,6 руб.), социального обслуживания — на 90,9 % (31135,3 руб.), здравоохранения — на 67,8 % (37734,2 руб.). Если рассматривать в целом, то выше средней зарплаты сотрудников предприятий по стране (39,1 тыс. руб.) по итогам 2017 г. выше получили следующие категории работников бюджетной сферы: преподаватели образовательных учреждений высшего образования (52,5 тыс. руб.), врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (48,2 тыс. руб.), научные работники (40,6 тыс. руб.).
В итоге так и не удалось сократить отставание зарплаты в бюджетной сфере от средней по стране, осталась и высокая межрегиональная дифференциация в оплате труда. Необоснованно высокой стала доля переменной части зарплаты, что подрывает воспроизводственную функцию тарифной части и не позволяет эффективно применять стимулирующие надбавки. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности сотрудников мало проработаны, это привело к значительным различиям в оценке сложности и результатов труда, увеличению дифференциации между зарплатой руководителя и сотрудников организации. Так же повысилась интенсивность труда сотрудников бюджетной сферы, что сказывается на качестве оказываемых услуг.
Литература:
- Федеральный закон от 01.06.2011 N 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» // «Российская газета», N 119, 03.06.2011
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (ред. от 14.01.2014).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»
- Труд и занятость в Республике Башкортостан: статистический сборник — Уфа: Башкортостанстат, 2018 г. — 113 с.
- Федосеева Ю. А. Минимальный размер оплаты труда как основной инструмент государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации // Известия Оренбургского государственного аграрного университета — 2015 — № 1 (51) — с. 187–190.
- Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения. Экспертный доклад [Текст] / отв. ред. Я. И. Кузьминов, С. А. Попова, Л. И. Якобсон; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 141 с.
- Отчет о результатах деятельности правительства Республики Башкортостан в 2015 г. [Электронный ресурс] // PRAVITELSTVORB.RU: Правительство Республики Башкортостан. — Электрон. дан. — URL: http://pravitelstvorb.ru/upload/iblock/ (дата обращения 05.09.2018).
- О бюджете Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] // MINFIN.BASHKORTOSTAN.RU: Министерство финансов РБ. — Электрон. дан. — URL: https://minfin.bashkortostan.ru/activity/15387/ (дата обращения 04.09.2018).
- http://www.ug.ru/archive/26531