В данной статье представлен анализ и пути коррекции оптико-пространственных функций детей старшего дошкольного возраста с минимально выраженными дизартрическими расстройствами.
Оптико-пространственная ориентировка рассматривалась как высшая психическая функция, которая имеет сложную систему, многоуровневую иерархию строения, в котором зрительные и речевые компоненты тесно связаны друг с другом, каждый из них имеет свое особое значение для определенного набора операций оптико-пространственных представлений.
Ключевые слова: оптико-пространственные функции, минимально выраженные дизартрические расстройства общее недоразвитие речи, психология, педагогика, дефектология.
В разные годы изучением данного вопроса занимались такие выдающиеся ученые как: И.М Сеченов, Л.С Выготский, Н.Г Манелис, А.Р Лурия, Н.И Голубева.
Н.Г Маннелис в своих научных изысканиях утверждала, что: «функция отображения пространства является одной из наиболее сложных, длительно формирующихся и уязвимых психических функций». Данная психическая функция с самого начала тесно связана с практической деятельностью ребенка и содружественной работой зрительного, кинестетического и вестибулярного аппаратов. По существующему на данный момент представлению зрительно — пространственные функции человека проходят несколько этапов своего становления. На первых месяцах жизни формируются предпосылки развития пространственного восприятия, как способности к нахождению того или иного стимула с помощью зрительного анализатора, так называемый ориентированный рефлекс на пространственно ориентированный стимул. [4]
В научных трудах Н.И Голубевой, зрительному анализатору принадлежит одна из главенствующих ролей. Ведь именно в первый год жизни ребенка зрительное восприятие проходит большой и тяжелый путь своего формирования и развития от безусловно рефлекторной реакции к более полному зрительному восприятия предмета. [2]
В работах Л.С Выготского, А.Р Лурии так же рассматривалась взаимосвязь речи и оптико-пространственных функций. Утверждается, что основой для успешного и гармоничного развития речи является выяснение реальных связей между предметами и явлениями окружающей действительности. [3]
И. М. Сеченов, отдал главную роль в восприятии пространства, четкой оценке предметов, окружающих человека, и выделил, что данную функцию выполняет зрение и осязание. Взаимодействие зрения и осязания создает необходимые условия для возникновения и дальнейшего развития пространственной ориентировки. [5]
В нашем исследовании принимали участие 3 группы детей. В экспериментальную группу вошло 5 детей старшего дошкольного возраста минимально выраженными дизартрическими расстройствами (МДР). В контрольную группу вошло 10 детей старшего дошкольного возраста, из них 5 детей с общим недоразвитием речи (ОНР)IIIуровня и 5 детей с нормативным развитием речи. На начальных этапах были изучены речевые и медицинские карты детей всех групп, их психолого-педагогические характеристики.
Диагностический материал нашего исследования включал в себя систему методик зрительно — пространственных проб по Е.Ф Архиповой (проба Хэда, дорожки Л.А Венгера, графические пробы). На этапе сравнительного анализа полученных данных выяснилось, что выполнение зрительно-пространственных проб детьми показало отчетливую разницу данных в норме и при МДР. При выполнении данных проб дети со стертой формой дизартрии демонстрируют замедление темпа в осуществлении зрительно — пространственной деятельности по сравнению с детьми с нормативной речью. Данная проблема проявляется в затруднении узнавания графических изображений, различных геометрических фигур, так же есть некоторые трудности ориентировки в собственном теле. Эта группа детей не справляется с заданиями, у них наблюдаются сложности контрольных функций. У детей с ОНР III уровня результаты оказались значительно лучше, иногда при медленном темпе выполнения заданий эти дети самостоятельно замечают свои ошибки и могут исправить их, это может осуществляться без помощи и подсказки взрослого.
На формирующем этапе данного эксперимента ною была сформулирована цель — повышение уровня сформированности оптико-пространственных представлений у детей со стертой формой дизартрии. Затем, мною были проведены диагностические мероприятия по комплексному обследованию уровня сформированности оптико-пространственных представлений у детей, далее мною был разработан план дальнейшего коррекционного вмешательства, он включал в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный (закрепляющий).
Для подготовительного этапа я сформулировала следующую цель — формирование навыков ориентировки в собственном теле.
Целью основного этапа стало развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
На заключительном этапе целью стало обобщение и закрепление навыков ориентировки в собственном теле, на плоскости и в пространстве.
С детьми из экспериментальной группы занятия проводились в течение четырех месяцев, один раз в неделю, в первой половине дня в подгрупповой форме. Длительность занятия составляла15–20 минут. Всего за время нашего эксперимента было проведено 15 занятий.
По окончании формирующего этапа нашего исследования мною были проведены повторные диагностические мероприятия. В экспериментальную группу вошло 5 детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В сравнительную группу вошло 10 детей старшего дошкольного возраста из них 5 детей с ОНР IIIуровня и 5 детей с нормой развития речи. Стоит отметить, что дети с нормой речи не получали логопедическую помощь, однако их результаты были задействованы для сравнительного анализа экспериментальных данных.
Согласно полученным данным в ходе повторного обследования детей выяснилось, что уровень развития пространственных представлений остался ниже, чем у детей контрольной группы. Однако, следует отметить, что заметна положительная динамика по сравнению с началом эксперимента.
Таким образом, данное исследование по изучению особенностей пространственных представлений у детей со стертой формой дизартрии показало, что данная категория детей имеет средний и низкий уровень успешности по выполнению заданий и имеет особенности пространственных представлений. Эти особенности выражаются в недостаточной дифференцированности и низкой актуализации всех оптико-пространственных связей и отношений.
Полученные данные говорят нам о значительном отставании в развитии оптико-пространственных представлений у детей со стертой формой дизартрии.
Так как наблюдается значительное отставание в развитии оптико-пространственных представлений у детей со стертой формой дизартрии, мы можем сделать вывод, что полученные нами данные в ходе исследования указывают на необходимость учитывать некоторые нюансы на этапах составления коррекционной программы и непосредственно при проведении коррекционно — развивающих мероприятий.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: АСТ, 2006. — 319 с.
- Голубева Н. И. Опыт изучения ориентировки ребенка в пространстве на первом году жизни. — М.: АПН РСФСР, 1956. — 223 с.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Академия, 2006. — 384 с.
- Маннелис Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе. — 3. — М.: Школа здоровья, 1997. — 25 с.
- Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. — Самара: Самара изд.дом, 2000. — 63 с.