Автором анализируются правовые вопросы отнесения объекта недвижимости к числу пострадавших в результате наводнения.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, оценка ущерба, наводнение.
The author analyzes the legal issues of the allocation of the property among the victims of the floods
Key words: emergency, damage assessment, flood.
Летом 2013 г. на территории Дальнего Востока Российской Федерации произошло катастрофическое наводнение. В результате очень значительно пострадали территории Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области, объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, кроме того, повреждено и разрушено жилье граждан.
В соответствии с ч.1 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Кроме того ч.2 ст. 40, устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами [1].
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «з« части 1). Раскрывающий содержание данного предмета ведения и разграничивающий полномочия Российской Федерации и ее субъектов в этой сфере Федеральный закон от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закрепляет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и устанавливает соответствующие полномочия субъектов Российской Федерации и организационные формы их реализации [2].
В ряду нормативных правовых актов, гарантирующих право на жилье гражданам пострадавших от чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации можно перечислить следующие:
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»
Статья 29. Гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения
2. Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. [3] Порядок предоставления помощи урегулирован Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (ред. от 30.09.2015) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (вместе с «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»).
В случае утраты жилья, предусмотрена выдача жилищных сертификатов согласно Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 (ред. от 12.03.2015) «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями».
Вместе с тем указанные нормативные правовые акты регулируют ситуации, когда факт ущерба уже подтвержден. Согласно данным, представленным спустя год после наводнения 20.07.2014 на сайте РИА Новости [4], всего с начала паводка было подтоплено 37 муниципальных районов, 235 населенных пунктов и более 13 тысяч жилых домов. Общая площадь затопленных территорий составила более 8 миллионов квадратных километров. По итогам обследования 2,48 тысячи жилых объектов на Дальнем Востоке были признаны непригодными для проживания. Еще почти шесть тысяч нуждаются в капитальном ремонте.
Учитывая масштаб наводнения, произошедшего в июле — сентябре 2013 года, неудивительно, что ущерб, нанесенный жителям Дальнего Востока, трудно поддается учету.
Один из аспектов учета ущерба, нанесенного чрезвычайной ситуацией, и в частности наводнением, — это критерии отнесения объекта недвижимости к числу пострадавших. Наводнение 2013 года выявило отсутствие четких критериев определения зоны подтопления, которые могли — бы однозначно отнести объекты недвижимости к пострадавшим именно в результате наводнения.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации [5].
В основе определения зоны чрезвычайной ситуации лежит классификация чрезвычайных ситуаций, установленная Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии с приведенным подзаконным нормативно-правовым актом выделяются следующие виды чрезвычайных ситуаций:
а) чрезвычайная ситуация локального характера — чрезвычайная ситуация, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;
б) чрезвычайная ситуация муниципального характера — чрезвычайная ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайная ситуация межмуниципального характера — чрезвычайная ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) чрезвычайная ситуация регионального характера — чрезвычайная ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) чрезвычайная ситуация межрегионального характера — чрезвычайная ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) чрезвычайная ситуация федерального характера — чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Установление границы зон чрезвычайных ситуаций осуществляется по согласованию с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Однако из приведенных нормативных актов, неясно какими фактами должен руководствоваться руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций, обозначая, что например первый дом на данной улице попал в зону подтопления, а например второй не попал.
Согласно ч.5 ст. Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017), «Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Однако до 2014 года указанный порядок отсутствовал.
В принятом в 2014 года Постановлении Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (вместе с «Правилами определения границ зон затопления, подтопления») [6] достаточно подробно рассмотрело данный вопрос, в частности, п. 3 Правил «Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее — предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее — сведения о границах зон затопления, подтопления)».
Вместе с тем, согласно Приложению к Правилам определения границ зон затопления, подтопления «Требования к территориям входящим в границы зон затопления, подтопления», Зоны затопления определяются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, указанным в пункте 1 данных требований, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов.
В границах зон подтопления определяются:
а) территории сильного подтопления — при глубине залегания грунтовых вод менее 0,3 метра;
б) территории умеренного подтопления — при глубине залегания грунтовых вод от 0,3–0,7 до 1,2–2 метров от поверхности;
в) территории слабого подтопления — при глубине залегания грунтовых вод от 2 до 3 метров.
Таким образом, границы зон затопления и подтопления, согласно указанного Постановления, определяются на основании органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, однако пока не ясны источники финансирования исследований необходимых для предоставления указанных предложений. Также не установлены сроки предоставления указанных предложений, и критерии необходимости указанных исследований.
Видимо, исходя из соображений предотвращения ситуаций, возникших в результате наводнения 2013 года на Дальнем Востоке, Президент РФ утвердил перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 27 сентября 2017 года, которым в частности, дано поручение высшим должностным лицам субъектов РФ завершить в 2019 году работы по определению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, границ зон затопления и подтопления на территориях субъектов Российской Федерации и обеспечить внесение изменений в документы территориального планирования субъектов Российской Федерации [7].
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2004 N 10-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона Псковской области «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с запросом Администрации Псковской области»
- Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»
- https://ria.ru/spravka/20140720/1016605356.html
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 (ред. от 17.05.2016) «Об определении границ зон затопления, подтопления» (вместе с «Правилами определения границ зон затопления, подтопления»)
- http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/55879 (дата обращения 18 октября 2017 года)