Когда ребенок появляется на свет, он начинает свой путь к получению новых знаний и умений. В этом ему помогают сначала семья, потом- педагоги в дошкольных организациях. Задача педагогов при этом состоит в том, чтобы не просто дать ему информацию, а научить его самому ее добывать, необходимо создать ребенку такую зону впечатлений, из которой он будет черпать свою любознательность, познавательный интерес. Все эти категории составляют понятие «познавательное развитие»
Основной задачей педагогов является развитие личности во всех областях и подготовка детей к школьному обучению.
Одной из главных задач педагогов дошкольной организации является всесторонние развитие личности, подготовка ребенка к школе.
В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [7, с.5].
ФГОС ДО разделяет несколько понятий, это познавательное развитие, познавательный интерес и познавательная деятельность.
Познавательное развитие является самым широким понятием, и представляет собой совокупность качественных и количественных изменений в психическом и познавательных процессах, которые меняются с возрастом, из-за того, что ребенок познает все больше и больше новой информации. В настоящее время строго стоит проблема познавательного развития дошкольников, в связи с тем, что именно познавательное развитие оказывает наибольшее влияние на развитие дошкольников, для наилучшего усвоения учебного материала и повышает способности в обучении.
Познавательный интерес — это стремление ребенка узнавать новое, выяснять новое о качествах, свойствах окружающего мира и найти взаимосвязь между этими процессами.
Познавательная деятельность — это действия ребенка, при совершении которых он старается получать новые знания и умения.
Познавательное развитие формируется на основе мышления, речи, памяти, эмоциональной сферы и внимания.
Рис. 1. Компоненты познавательного развития
Познавательное развитие решает следующие задачи:
– Развивает интересы ребенка, любознательности;
– Формирует действия, направленные на познание окружающего мира
– Развивает воображение, творчество;
– Формирует знание о самом себе, о свойствах предметов и окружающей среде.
Процессу познавательного развития детей в разное время посвятили свои работы различные педагоги и психологи, такие как Я. А. Коменский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и другие. Говоря в общем, они все приходили к единому мнению о том, что любой познавательный процесс (такие как память, мышление или восприятие) имеет свою структурированную логику развития и преобразуется путем превращения в высшую психическую функцию, которая носит произвольный характер. Причем, если ребенку интересны итоговые результаты и понятна сущность познавательной деятельности, то это произвольность будет формироваться легче и быстрее.
Образовательная область «Познавательное развитие» является одним из главных направлений деятельности любой дошкольной образовательной организации, так как работа по познавательному развитию проходит через все разделы Программы.
Одной из главных целей педагога, занимающегося с детьми это создать такую систему образовательной работы с дошкольниками, которые будут способствовать развитию у них познавательного и интеллектуального интереса.
Чтобы реализовать данную цель, педагогам необходимо решить определенные задачи, такие как:
– Использование современных информационно-коммуникативных технологий по познавательному развитию;
– Создание определенных условий, которые будут способствовать развитию у ребенка познавательного интереса, творческого потенциала;
– Изучение различных подходов к проблеме организации познавательного развития детей.
Для полноценной работы по развитию у детей познавательного интереса, педагогу необходимо создать такую систему педагогической работы, которая будет состоять из взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов:
– Содержательный раздел образования, то есть выбор программы, по которой будет работать организация, технологий.
– Создание необходимых условий для развития у детей компонентов познания; сюда входит создание предметно-пространственной среды, систематическое пополнение учебно- методической литературы, повышение квалификации педагогов.
– Создание правильно организованной образовательной работы, для повышения познавательного развития дошкольников.
– Взаимосвязь с другими образовательными организациями, для обмена опытом, технологиями, взаимосотрудничества
– Работа с родителями
Для повышения компетентности педагогов в области познавательного развития необходимо повышать уровень их образования в этой области. Для этого могут быть применены курсы повышения квалификации, участие в различных конкурсах и олимпиадах по этой теме, посещение педагогами семинаров, открытых просмотров, консультаций, а также работа педагогов в творческих группах.
Для улучшения учебно-методического обеспечения необходимо пополнять картотеки дидактических игр, картотеки НОД, также можно создать картотеку познавательной литературы.
Организация образовательного процесса в ДОО строится на двух составляющих:
– Совместная деятельность педагога и детей
– Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность педагога и ребенка представлена обычно двумя частями, это образовательная педагогическая деятельность (непосредственно-образовательная деятельность) и кружковая работа (построена на комплексно- тематическом планировании).
А самостоятельная деятельность состоит из индивидуальной и подгрупповой работы.
Для более полноценного познавательного развития детей можно прибегнуть к взаимному сотрудничеству с родителями. Это будет способствовать более плодотворному и быстрому познавательному развитию. Для этого можно воспользоваться несколькими способами:
– Повышение общей педагогической культуры родителей, путем родительских собраний, мастер классов, конференций, консультаций
– Обеспечение единого содействия детского сада и семьи в вопросах познавательного развития детей
– Вовлечение семьи в педагогический процесс
Современный мир уже нельзя представить без интернет технологий. Они плотно вошли в нашу жизнь, и не обошли стороной дошкольные организации. [1,с.16]. Для более успешной работы, проводимой для познавательного развития детей, необходимо применять новейшие образовательные технологии. К ним могут относиться:
– Методы проектов;
– Информационно-коммуникативные технологии;
– Методы ТРИЗ;
– Методы моделирования.
Рассмотрим каждый метод подробнее.
Метод проектов является одним из наиболее значимых для познавательного развития детей. В его основе лежит умение ребенка сориентироваться в информационном потоке, развитие мышления, самостоятельно структурировать свои знания. В его основе лежит совокупность нескольких видов деятельности, в конечном итоге приводящих к получению результата- знания. В ДОО используется множество метод проектов, среди которых можно выделить: «Красная книга», «Масленица», «Дикие животные». [2, с. 38].
Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, также положительно сказывается на познавательном развитии детей. Информация, получаемая, с помощью интерактивной доски, ноутбука, мультимедийных устройств- всегда красочна, интересна. Дети более внимательно относятся к такой информации, у них повышается интерес к занятию. Вследствие этого познавательное развитие у таких детей происходит на шаг быстрее, чем у детей, занимающихся без применения ИКТ. Детям очень нравится проведение занятий по познавательному развитию с показом презентаций, музыкальным сопровождением. [6, с.67].
Применение технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) также является эффективным способом для развития у детей логического мышления, поисковой активности, развитие речи и воображения. В дополнение к этому ТРИЗ обеспечивают развитие психических процессов и личности в целом. К таким методам можно отнести: метод мозгового штурма, метод каталога, метод мышления по аналогии и др.
Методы моделирования неразрывно связаны с процессами познания. Моделирование можно применить практически в любой проблемной ситуации, чтобы по мере ее решения у ребенка появился стимул к ее осознанию и развитию. Использование моделей моделирования побуждает детей встать в активную позицию, что в свою очередь стимулирует познавательную деятельность. Основными моделями являются: предметные, графические, предметно-схематические.
Таким образом, применение инновационных форм работы с детьми, может помочь педагогу в решении различных педагогических задач, направленных на развитие познавательных интересов и умений у детей дошкольного возраста. Но при этом необходимо помнить, что педагог должен в полной мере обладать знаниями этих технологий, чтобы вести правильный педагогический процесс.
Литература:
- Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС. — 2008. — 328 с.
- Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2012 года. — Пенза — Ереван — Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера». — 2012. — 388 с.
- Коротаева Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся. — Екатеринбург. — 2005. — 83с.
- Огарев Е. И. Компетентность образования: социальный аспект. Санкт-Петербург. — 2005. — 170 с.
- Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология. Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. — Т. I. — Челябинск: Два комсомольца. — 2011. — С. 94–96. — [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1095/
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. — Т.1. — М.: Наука. — 2006. — 307 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.