Программа «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» как альтернативное решение проблемы обеспечения земельными участками многодетных семей: содержание, цели и основные этапы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.10.2018

Статья просмотрена: 618 раз

Библиографическое описание:

Шмидт, В. А. Программа «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» как альтернативное решение проблемы обеспечения земельными участками многодетных семей: содержание, цели и основные этапы / В. А. Шмидт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53256/ (дата обращения: 19.12.2024).



Для решения проблемы обеспечения земельными участками многодетных семей, проживающих в Санкт-Петербурге, в 2016 году в Санкт-Петербурге была разработана и предложена новая программа предоставления земельных наделов, названная «Земельный капитал в Санкт-Петербурге». Впоследствии она была утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 781 от 14 сентября 2016 года «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 № 1669». Определен и порядок предоставления сертификата, разработанный в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 710–136 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей».

В частности, в законе дается определения земельного капитала и сертификата «Земельный капитал в Санкт-Петербурге». Под первым понимается «…средства бюджета Санкт-Петербурга на реализацию дополнительной меры социальной поддержки» [1]. Под вторым (другое название — земельный сертификат) — «…именной документ, подтверждающий право граждан на дополнительную меру социальной поддержки» [1].

Суть нововведения заключается в том, что с помощью данного сертификата многодетная семья частично или полностью возмещает расходы после покупки земельного участка для дачного строительного на территории любого субъекта Российской Федерации. Размер земельного капитала в Санкт‑Петербурге на 2018 год составил 341 193 рубля 60 коп., он подлежит ежегодной индексации. По уже выданным земельным сертификатам сумма не меняется, то есть многодетная семья получает сумму, указанную в выданном сертификате, и ее размер не может быть изменен. После получения земельного сертификата семья снимается с учета нуждающихся в земельном участке для дачного строительства. Важная поправка в ПП СПб № 1669 была внесена постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 547 от 12.07.2018 года: действие земельного сертификата стало бессрочным (в отличие от первоначальной редакции, где срок реализации сертификата ограничивался 3 годами с даты его предоставления).

Отметим, что получение земельного сертификата не лишает семьи с 3 и более детьми права на получение каких-либо иных социальных, транспортных, трудовых, медицинских льгот. Такие семьи могут в полном объеме рассчитывать на другую помощь от государства. Помощь в виде земельного капитала для многих петербургских многодетных семей является существенным подспорьем, поскольку он дает возможность приобрести бесплатно, либо за небольшие средства участок, где можно построить собственный дом, организовать подсобное хозяйство и даже улучшить жилищные условия семьи.

Для получения земельного сертификата многодетным семьям необходимо соответствовать определенным требованиям. Во многом эти требования дублируют те, которые предъявляются к многодетным родителям, претендующим на получение земельного участка за счет регионального бюджета.

  1. В семье должно быть не менее 3 несовершеннолетних ребенка. При этом семья в обязательном порядке подтверждает свой статус и получает свидетельство установленного образца;
  2. У всех членов семьи должна быть постоянная регистрация на территории Санкт-Петербурга;
  3. Состоять на учете нуждающихся в земельном участке для индивидуального жилищного или дачного строительства в районной администрации (зависит от района проживания родителей и детей). Граждане могут быть поставлены на очередь только после написания заявления. Здесь важно помнить, что земельный сертификат не выдается в день обращения. Решение о предоставлении сертификата или об отказе в нем администрация района принимает в течение 10 рабочих дней [2].
  4. Земельный сертификат не может быть предоставлен семье, если она уже владеет земельным участком, предоставленным ей за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Важно акцентировать внимание на то, что законодательство ограничивает возможности использования земельного сертификата.

Во-первых, многодетным родителям нельзя купить земельный участок в другой стране, он должен находиться исключительно на территории Российской Федерации.

Во-вторых, т. к. средства на приобретение участков выделяются из бюджета города, то их количество ограничено, а, следовательно, будет сохраняться очередь желающих получить земельный сертификат. В настоящее время невозможно обеспечить все многодетные семьи земельными наделами.

В-третьих, земельный сертификат выдается только на одного родителя, таким образом, никто другой, включая оставшихся членов семьи, не сможет воспользоваться данным документом.

В-четвертых, деньги (компенсация) не передаются «из рук в руки», а также не предоставляются иным способом до момента проведения сделки по приобретению земельного участка. Когда участок перейдет в собственность покупателя, на основании заявления от держателя сертификата на специальный счет будут направлены средства.

Алгоритм использования земельного сертификата может быть представлен в следующем виде (см. рис. 1).

Рис. 1. Возможный алгоритм использования земельного сертификата многодетной семьей

Теперь предлагаем рассмотреть каждый этап алгоритма последовательно, останавливаясь на важных моментах.

На первом этапе многодетная семья должна встать на учет граждан России в качестве нуждающихся в земельных участках для дачного строительства. Для этого один из родителей обращается администрацию района Санкт-Петербурга по месту регистрации или в любое удобное подразделение СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).

В случае принятия администрацией соответствующего района Санкт-Петербурга положительного решения о постановке многодетной семьи на учет в качестве нуждающейся в земельном участке, родителям выдается документ установленного образца о включении в очередь.

На втором этапе — этапе подбора земельного участка родителям следует изучить рынок земельных участков в тех регионах России, где планируется приобретение участка. Таким образом, изучая рынок недвижимости, многодетная семья имеет возможность определить для себя финансовые расходы на приобретение, изучить месторасположение будущего надела, объективно оценить его инженерную, дорожную инфраструктуру, удаленность от важных социальных, медицинских объектов, объектов торговли, транспортную доступность. На данном этапе у многодетной семьи формируются конкретные требования к приобретаемому земельному участку.

Третий этап — получение сертификата «Земельный капитал». Для этого один из родителей многодетной семьи (на основании решения о постановке на очередь граждан РФ, нуждающихся в земельных участках) повторно обращается в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или МФЦ со следующим пакетом документов:

  1. Заявление о предоставлении сертификата «Земельный капитал»;
  2. Документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи;
  3. Свидетельства о рождении детей в возрасте до 18 лет, выданные не на территории Санкт-Петербурга;
  4. Свидетельство о браке гражданина с матерью (отцом) пасынка, падчерицы гражданина (в отношении пасынков, падчериц), выданное не на территории Санкт-Петербурга;
  5. Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (в отношении детей, находящихся под опекой или попечительством);
  6. Решение суда об усыновлении (при наличии);
  7. Свидетельство об усыновлении (в случае усыновления ребенка в возрасте до шести месяцев), выданное не на территории Санкт-Петербурга;
  8. Документы, содержащие сведения о месте жительства гражданина и членов его семьи в Санкт-Петербурге (справка о регистрации по месту жительства (форма 9) либо решение суда об установлении места жительства в Санкт-Петербурге) (в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность гражданина, сведений о месте жительства в Санкт-Петербурге);
  9. Свидетельство о смерти владельца сертификата (в случае подачи супругом(-й) владельца сертификата заявления о выдаче нового сертификата), выданное не на территории Санкт-Петербурга;
  10. Документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя гражданина (в случае подачи заявления и документов представителем гражданина) [3].

При получении сертификата «Земельный капитал», многодетные семьи подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в земельном участке для дачного строительства. Также необходимо учитывать:

‒ сертификат «Земельный капитал» выдается один раз;

‒ по сертификату «Земельный капитал» денежные средства для компенсации предоставляется в размере, установленном на дату обращения многодетной семьи;

‒ гражданам, получившим сертификат, размер земельного капитала в Санкт-Петербурге не индексируется.

Выдается сертификат «Земельный капитал» заявителю в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения и действует бессрочно (См. Приложение).

В случае утраты, порчи сертификата, изменения фамилии, имени, отчества или смерти его владельца, документ может быть выдан заявителю повторно в течение 30 рабочих дней.

На четвертом этапе многодетная семья выбирает земельный участок и приобретает его в собственность. Здесь необходимо детально остановиться на таких категориях как площадь земельного участка и вид его разрешенного использования.

Согласно положениям статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 710–136 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства или дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей», земельный капитал обеспечивает возможность приобретения гражданами в собственность земельного участка для дачного строительства на территории России.

Вместе с тем, руководствуясь пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», а также принимая во внимание востребованность новой дополнительной меры социальной поддержки со стороны многодетных семей Санкт-Петербурга, Комитетом по социальной политике даны дополнительные разъяснения администрациям районов города. В соответствии с ними, при принятии решения о направлении средств земельного капитала на приобретение земельного участка для дачного строительства допускается направление средств земельного капитала на приобретение также садовых и огородных земельных участков. Это, в первую очередь, соотносится с положениями статьи 1 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», соответствует позициям 13.1 — «ведение огородничества», 13.2 — «ведение садоводства», 13.3 — «ведение дачного хозяйства» классификатора видов разрешенного использования земельных участков [4].

Таким образом, возмещение расходов может производиться в отношении приобретенных земельных участков с видами разрешенного использования:

‒ «ведение огородничества»,

‒ «ведение садоводства»,

‒ «ведение дачного хозяйства».

Кроме того, земельный капитал не накладывает ограничений в следующих случаях:

‒ приобретается доля (доли) земельного участка;

‒ приобретаемый земельный участок находится в собственности у родственников (однако муж не имеет права приобрести земельный участок жены и наоборот);

‒ земельный участок приобретается вместе с постройками (дом, сарай, баня, теплица и пр.);

‒ земельный участок приобретается в любом субъекте Российской Федерации (зафиксирована покупка земельных наделов в Новгородской, Тверской, Псковской, Ленинградской, Волгоградской областях, Краснодарском крае);

‒ земельный участок может быть приобретен любой площади.

Последнее обстоятельство предоставляет многодетным семьям широкие возможности не только для выбора земельного участка, но и для организации будущей деятельности, подсобного хозяйства и досуга на нем.

После сделки по приобретению объекта недвижимости (составления и подписания договора купли-продажи, оплаты участка) покупателю необходимо зарегистрировать свое право собственности на конкретный земельный участок (эта услуга может быть предоставлена через МФЦ или Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Итогом оказания данной услуги является:

‒ получение свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок;

‒ выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — выписка и ЕГРП).

Таким образом, один из родителей многодетной семьи становится собственником земельного участка и получает право на (полную либо частичную) компенсацию затрат по сертификату «Земельный капитал».

Пятым этапом является процесс реализации земельного капитала. Для этого собственнику земельного участка необходимо подать пакет документов в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или в МФЦ.

Для направления средств земельного капитала предоставляются:

  1. Документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт).
  2. Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге».
  3. Документы, содержащие сведения о месте жительства гражданина в Санкт-Петербурге.
  4. Договор купли-продажи земельного участка с указанием цены.
  5. Документы, подтверждающие произведенные расходы.

В случае направления средств земельного капитала на уплату первоначального взноса, погашения основного долга, уплаты процентов по кредитному договору к основному пакету документов предоставляется:

  1. Кредитный договор (договор займа), заемщиком по которому является владелец сертификата или его супруг.
  2. Документ, удостоверяющий передачу кредитором владельцу сертификата денежной суммы.
  3. Документ, подтверждающий оплату денежной суммы по кредитному договору владельцем сертификата или его супругом.

В заявлении также потребуется указать способ перечисления денежной выплаты (почтовое отделение или реквизиты банковского счета).

Срок предоставления государственной услуги составляет не более 30 рабочих дней со дня подачи заявления.

Шестой этап — получение денежной выплаты указанным заявителем способом. В течение трех месяцев заявителю будут перечислены необходимые средства. Сроки принятия решения отражены в схеме 3.1. приложения.

Фактически за два года реализации (2017–2018 гг.) программа «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» показала не только свою эффективность и востребованность у семей с 3 и более детьми, но и доказала, что может являться единственно верным альтернативным решением проблемы обеспечения земельными участками данной категории петербуржцев. Достаточно привести несколько цифр: если на 01.01.2017 был выдан 491 земельный сертификат, то на аналогичную дату 2018–5899 единиц. Позитивная динамика прослеживается и по выплатам: по состоянию 01.01.2017 за компенсацией по сертификату после приобретения земельных участков обратилось 10 человек, а на 01.01.2018–3025 заявителей.

Таким образом, основные цели программы «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» — реализация права многодетных семей на землю, рациональное использование средств городского бюджета и снятие социальной напряженности — могут и должны быть достигнуты.

Литература:

  1. Закон Санкт-Петербурга № 710–136 от 6 декабря 2011 года «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей» [Электронный ресурс] // ИС «Кодекс» (дата обращения: 20.10.2018).
  2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 № 1669 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющих трех и более детей» [Электронный ресурс] // ИС «Кодекс» (дата обращения: 01.10.2018).
  3. Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.03.2017 № 119-р «Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки в виде предоставления сертификата «Земельный капитал в Санкт-Петербурге»». // ИС «Консультант Плюс», (дата обращения: 09.10.2018)
  4. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». // ИС «Консультант Плюс», (дата обращения: 09.10.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, Земельный капитал, Санкт-Петербург, земельный сертификат, многодетная семья, дачное строительство, семья, социальная поддержка, дополнительная мера, Российская Федерация.


Похожие статьи

Взыскание алиментов как способ защиты семейных прав: правовые пробелы и практическая эффективность

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей»

Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости (на примере Беларуси, России и Украины)

Концепция «управление по результатам»: особенности, принципы, актуальность для управления образовательными системами

Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области)

Академический фандрайзинг как инструмент развития инвестиционной привлекательности науки, образования и культуры: стратегический и концептуальный подходы к определению

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»

В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Теоретическое содержание, значение и эксперимент по формированию и развитию механизмов привлечения инвестиций в отрасль переработки агропромышленного сектора (на примере Актюбинской области)

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Похожие статьи

Взыскание алиментов как способ защиты семейных прав: правовые пробелы и практическая эффективность

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей»

Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости (на примере Беларуси, России и Украины)

Концепция «управление по результатам»: особенности, принципы, актуальность для управления образовательными системами

Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области)

Академический фандрайзинг как инструмент развития инвестиционной привлекательности науки, образования и культуры: стратегический и концептуальный подходы к определению

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»

В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Теоретическое содержание, значение и эксперимент по формированию и развитию механизмов привлечения инвестиций в отрасль переработки агропромышленного сектора (на примере Актюбинской области)

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Задать вопрос