Особенности содержания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности содержания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны / К. В. Жиганов, П. В. Данилов, А. В. Пронин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53262/ (дата обращения: 16.11.2024).



Инженерная защита населения и территорий представляет собой комплекс инженерно-технических мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на предотвращение и снижение безвозвратных потерь среди населения и материального ущерба, наносимого государству вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов.

В Федеральном законе № 28 от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне» и Постановлении Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» указано, что органы исполнительной власти РФ, исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют подготовку строительства и поддержания в готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, содержанию в готовности имеющихся необходимых средств, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций и соответственно предоставления населению убежищ [1,2].

При проведении заблаговременных мероприятий по инженерной защите населения на основании федерального законодательства в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера, значительное внимание уделяется защитным сооружениям гражданской обороны, в частности убежищам и противорадиационным укрытиям, фонд которых создавался и создаётся прежде всего, для защиты населения от ЧС и опасностей военного времени [3].

На рисунках 1, 2, 3 представлены помещения защитных сооружений.

IMG_0086

Рис. 1. Дверь в убежище гражданской обороны

IMG_1633

Рис. 2. Дверь защитно-герметическая перед тамбур-шлюзом убежища

IMG_1641

Рис. 3. Нары — места для укрываемых

Так как одной из задач гражданской обороны является предоставление населению средств коллективной защиты, в настоящее время к организациям и объектам экономики, имеющим на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны, предъявляются особые требования по их надлежащему техническому состоянию, содержанию и эксплуатации. Особого внимания требуют вопросы рассмотрения организации обследования защитных сооружений гражданской обороны, их учета и инвентаризации независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, проведения планового технического обслуживания и ремонта, порядка работы по оформлению правоустанавливающих документов в соответствии с изменениями требований федерального законодательства в области гражданской обороны.

Однако за последние годы накопление фонда защитных сооружений гражданской обороны значительно сократилось, повсеместно ухудшилось техническое состояние имеющихся средств коллективной защиты, снизилась их готовность к приему укрываемых. За период перестройки нашего общества, приватизации объектов экономики, защитные сооружения гражданской обороны в период с 1991 года по 1994 годы были брошены на произвол судьбы, что в свою очередь привело к частичной или в ряде случаев поной потери прямой функциональной значимости. Отдельные защитные сооружения были приватизированы и проданы. В период с 1994 года по 1996 год была проведена работа по заключению договоров о правах и обязанностях сторон в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны между предприятиями и государством. В настоящее время многие акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, муниципальные предприятия и предприятия федерального подчинения, имеющие на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны, не в состоянии содержать в технически исправном состоянии защитные сооружения, своевременно производить текущий и капитальный ремонты, обновлять инженерно-техническое оборудование. Соответственно можно наблюдать тенденцию ухудшения состояния защитных сооружений.

В пункте 3.2.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» указано, что включают в себя требования по обеспечению постоянной готовности защитных сооружений. В первую очередь должна проводиться работа по обеспечению сохранности:

‒ защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;

‒ герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

‒ инженерно-технического оборудования и возможности перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации [4].

В мирное время защитные сооружения могут использоваться в установленном порядке для нужд экономики и обслуживания населения. Для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время и поддержания защитных сооружений в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых в организациях создаются группы, звенья по обслуживанию сооружений. Эффективность и безопасность защитных сооружений по защите укрываемых во многом зависит от знаний и строгого выполнения должностными лицами требований нормативных документов по приему, учету, сохранности, содержанию и проверке защитных сооружений, а также от знания обслуживающим персоналом устройства защитных сооружений, назначения внутреннего оборудования, правил эксплуатации в различных режимах работы.

В режиме повседневной деятельности при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны выполняют комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений по предназначению.

Важнейшими из этих требований являются:

‒ исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления;

‒ исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающее нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления;

‒ исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых;

‒ подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны) [5].

С введением различных режимов готовности и при получении прогноза о возможности возникновения ЧС защитные сооружения гражданской обороны приводятся в готовность для приема укрываемых в случае необходимости. При этом системы жизнеобеспечения должны обеспечивать непрерывное пребывание в них укрываемых в течение 48 часов, а на АЭС — до 5 суток. Принятые в эксплуатацию защитные сооружения, убежища и противорадиационные укрытия должны всегда находиться в состоянии готовности к приему людей.

На данный момент в центральном федеральном округе количество готовых и укомплектованных защитных сооружений составляет 35 % от общего количества защитных сооружений, 31 % из них — не готовы и 34 % из них — ограниченно готовы. В настоящее время становится все больше неготовых защитных сооружений гражданской обороны, так как в случае банкротства предприятия защитное сооружение остается без балансодержателя, а найти нового инвестора очень сложно, так как содержание защитных сооружений весьма дело дорогостоящее и невыгодное. Таким образом, общая доля укрываемых в защитных сооружениях, с учетом быстровозводимых убежищ (БВУ) и простейших укрытий, составляет 78 % от наибольшей рабочей смены (НРС) предприятий, продолжающих работу в военное время, что является недостаточным количеством в военное время.

Принимаемые меры в настоящее время органами управления по ГО ЧС направлены на сохранение и пополнение фонда защитных сооружений, прежде всего предназначенных для защиты производственного персонала объектов атомной энергетики, химической промышленности и населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов. При этом особое внимание уделяется подготовке должностных лиц ГО и персонала по обслуживанию и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Однако к недостаткам, в вопросах создания, содержания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, прежде всего, следует отнести не поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проведению технического обслуживания защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, что в свою очередь приводит к потери их функциональной значимости.

Таким образом, при постановке вопроса связанного с мероприятиями по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов, важное место отводится государственному надзору в области гражданской обороны, деятельность которого осуществляется с целью соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и должностными лицами установленных законов, норм, правил, стандартов и других нормативно-правовых актов. За их несоблюдение предусматривается привлечение виновных к административной ответственности.

Литература:

  1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ: в ред. федеральных законов Российской Федерации от 29.06.2015 № 171-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
  3. Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
  4. Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
  5. Приказ МЧС России от 21 июля 2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, сооружение, военное время, техногенный характер, инженерно-техническое оборудование, исправное состояние, коллективная защита, мирное время, особое внимание, федеральное законодательство.


Задать вопрос