Интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс, является способом повышения качества преподавания и приоритетным направлением в современном образовании, ведь обучающимся необходимо видеть и использовать ИКТ на уроках, поскольку им придется регулярно пользоваться ими в будущем. Так же необходимо понимать, что использование ИКТ не приводит к коренным изменениям, а напротив — улучшает и расширяет методы обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт требуют использование ИКТ на уроках, в частности на уроках иностранного языка. Благодаря использованию данных технологий, уроки педагогов удовлетворяют требованиям современных стандартов, способствуют качественному обучению и подготавливают обучающихся к цифровому обществу.
Однако, учителя продолжают испытывать множественные барьеры, пытаясь интегрировать ИКТ в свою практическую деятельность. Эти препятствия включают в себя нехватку времени педагога для изучения и осваивания современных технологий, а также недостаточную техническую поддержку в образовательных учреждениях.
Ряд иностранных исследователей указывает на необходимость обучения современным ИКТ через профессиональные программы повышения квалификации педагогов для того, чтобы предоставить им время на адаптацию, а также дать возможность увидеть интеграцию этих технологий в соответствующих педагогических практиках. Учителя должны стать дизайнерами, а не просто пользователями технологий. Их необходимо научить думать нестандартно и понимать, что при всех своих преимуществах ИКТ так же имеют свои ограничения и сбои.
Описано пять этапов использования технологий учителями, такие как ознакомление, использование, интеграция, переориентация и эволюция.
Таблица 1
Содержание этапов использования технологий
Этап |
Содержание |
Ознакомление |
практические методы использования технологий |
Использование |
апробация технологий |
Интеграция |
использование технологий для решения поставленных задач |
Переориентация |
использование технологий для большего фокусирования ученика на понимании доносимого содержания |
Эволюция |
продолжение развития, адаптации и интегрирования изучаемых технологии |
Как правило, учителя не продвигаются далее стадии использования, поэтому, говоря об ИКТ, крайне важно изучать, что происходит во время первичной подготовки педагога к уроку и способствовать тому, чтобы учителя использовали данные технологии, как «партнера» для развития обучающихся.
Ниже рассмотрим несколько вариантов использования современных технологий, сервисов и приложений, которыми педагоги могут воспользоваться на уроках английского языка.
- Очки виртуальной реальности (GoogleCardboard, Homidocardboard идр.)
Использование компьютера, ноутбука, SmartBoard, лингафонного оборудования, а порой даже планшета или смартфона на уроках английского языка сегодня является обычным явлением, но современные технологии не стоят на месте, и очки виртуальной реальности тому доказательство. Если вы планируете изучать другие страны и известные достопримечательности, которые находятся в значительной отдаленности от вашего города (The Empire State Building, Кремль или Китайская стена), то эффект полного погружения в виртуальную реальность сделает ваши уроки незабываемыми и привнесет новизну традиционному обучению. Они работают со смартфонами, которые поддерживают Android и iOS. Покажите ученику изображение и попросите его описать то, что он видит, а задачей остальных обучающиеся будет угадать о каком месте идет речь. Подобные задания — это отличная практика развития монологической речи на уроках английского языка.
Рис. 1. Очки виртуальной реальности
- Сервисы для виртуальных путешествий (GoogleEarth, GoogleStreetView, MapCrunch)
Онлайн сервисы в рамках проекта компании Google с размещенными спутниковыми изображениями практически всех уголков земной поверхности, включая пустыни, улицы отдаленных деревень и проселочные дороги, имеют качественное разрешение, что позволяет исследовать местность дистанционно. Применить эти сервисы на уроке иностранного языка не составит труда при изучении темы «Направления». Продвигаясь по улицам города с помощью выведенного изображения на SmartBoard или экран через проектор и комментируя каждый поворот на иностранном языке, ученики отработают изучаемые обороты и конструкции. Для более сложного проекта можно воспользоваться виртуальным телепортом в другие страны MapCrunch, который работает на основе технологии Google Street View (съемка дорог мира с обзором 360 градусов для создания единого панорамного изображения, по которому можно виртуально перемещаться). Оказавшись в незнакомой местности, задачей участников проекта может стать поиск пути до ближайшего аэропорта/аптеки/супермаркета (что не всегда легко сделать, если точкой высадки телепорта будет саванна или дикий пляж). Все названия трасс и улиц, повороты и расстояния обучающиеся будут конспектировать, а по выполнении задания составят маршрут и сделают презентацию. Подобный проект лучше всего выполнять в паре, как проект на каникулы или выходные, поскольку он требует значительных затрат времени на сбор и подготовку материала.
Рис. 2. Сервис Google Street View
- Приложения для голосования иотзывов (PollDaddy, PollEverywhere)
Для быстрой и интерактивной рефлексии на уроке можно воспользоваться бесплатными приложениями PollDaddy или PollEverywhere. Все, что для этого понадобится — наличие смартфонов или стационарных компьютеров на каждом рабочем месте в кабинете. Отвечая на вопросы учителя в формате «множественного выбора» онлайн, результаты моментально проецируются на экран рабочей доски в виде гистограммы, которая показывает проценты и количество выбравших каждый из предложенных вариантов ответа. Также, использовать это приложение можно и для открытых вопросов, что позволит педагогу получить, прочесть и оценить ответы всех учеников класса одновременно, не затрачивая время на фронтальный опрос. Помимо этого, приложение может составить итоговую ранжированную таблицу результатов обучающихся за весь урок, что поможет учителю выставить оценки сразу — без долгих проверок письменных тестов.
- Видео ресурсы (YouTube.com, TeacherTube.com)
Усовершенствовать качество подачи материала на уроке можно с помощью видео. На сегодняшний день самым посещаемым сайтом, располагающим неограниченным бесплатным ресурсом видеороликов является YouTube. Так же, нельзя не отметить сайт, на котором размещаются видеоматериалы, сделанные непосредственно учителями — TeacherTube. Это образовательная версия YouTube, охватывающая основные школьные предметы, где вы можете искать видеоролики на конкретную тему или просматривать уже готовые категории. Например, поиск по фразе «Passive Voice» загрузит страницу с результатами, содержащими ссылки на страницы с учебными пособиями, конкретные уроки и тестовые задания по этой теме. Это простой способ использования мультимедийных технологий на уроке, который эффективно работает на учениках-визуалах. Исследования показали, что использование анимированных видео положительно влияет на развитие различных компетенций ребенка, включая память, творчество, критическое и проблемное мышление.
Рис. 3. Сайт TeacherTube
- Видео-конференции (Skype, FaceTime,WhatsApp, Viber)
Учителю не стоит ограничиваться только предварительно скаченными видеоматериалами, поскольку существует возможность использования технологии конференцсвязи, которая позволит вовлечь в урок одного или нескольких экспертов из другой школы или даже другой точки планеты. Привлечение добровольного эксперта-носителя языка для беседы через программу Skype или FaceTime побудит обучающихся к общению только на изучаемом языке и поможет усовершенствовать навыки аудирования. Можно попросить ваших учеников заранее подготовить вопросы или микро-проекты для собеседника, который эксперт на противоположной стороне экрана сможет прокомментировать и оценить.
- Интерактивные карты для запоминания (Mindmeister.com)
Для цифрового подхода к «мозговому штурму» можно воспользоваться легким в использовании веб-сайтом Mindmeister.com, который создает четкие и подробные карты для запоминания в помощь обучающихся всех возрастов. Многие учителя используют этот ресурс на уроках, работая совместно со своими учениками, воспринимая программу, как «полотно» для идей. Воспользоваться программой можно на любом веб-браузере, iOS и устройствах Android. Создавать карты можно не только в школе, но и дома или в дороге, связывая, таким образом, урочную деятельность и домашнюю подготовку. Этот способ дает возможность педагогу сделать уроки интерактивными и эффективными, раскрыть свой творческий потенциал и включить критическое мышление обучающихся.
- Блоги на личных сайтах (WordPress.com)
Ведение личного блога ученика может стать отличной идеей, которую, благодаря шаблонным сайтам на платформах, таких как WordPress, особенно интересно использовать в языковых классах. Контент сайта может варьироваться от публикаций личных стихотворений на английском языке и коротких эссе до ежедневных записей о своей жизни с использованием отснятых коротких видео или фотографий. В последнем варианте будет уместно воспользоваться неформальным стилем, а также, применять сленг и идиоматические выражения изучаемого языка. Ученики могут помогать друг другу, размещая под каждым новым постом комментарии с отзывами и предложениями.
- Диктофоны ипрограммы по записи ипроигрыванию аудио (AudioBoom)
Поочередно записывая свое чтение на диктофон или приложение по записи аудио, например AudioBoom, ученики оценивают свою скорость, интонацию и точность чтения. После прочтения той или иной книги, принятые программой записи заменяются QR кодом, который записывается на заднюю сторону обложки прочитанной электронной книги. В итоге, одна и та же книга может иметь несколько привязанных к ней QR кодов, позволяя студентам слышать разные варианты прочтения этой книги. Важно помнить, что быстрое чтение не всегда является свободным и эмоциональным, поэтому, прослушивая выступления своих одноклассников, обучающиеся осознают всю важность интонационного чтения. Повторная запись своих любимых книг необходима для того, чтобы увидеть, как совершенствуются навыки чтения после отработки чтения вслух.
Использование современных образовательных технологий меняют жизнь учителей и обучающихся ежедневно. ИКТ помогают современному поколению детей продолжать развиваться и адаптироваться к цифровому миру не только дома, но и в школе. Для улучшения взаимодействия с учениками и модернизации образовательного процесса необходимо создание безопасной беспроводной сети в каждом учебном заведении, а затем, прилагая минимальные усилия и творчество, учитель сможет легко интегрировать этот вид технологий на уроке любого типа.
Литература:
- Федеральный государственный стандарт общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standart.edu.ru
- 7 Fun Ways to Use Technology in the classroom to enrich... [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.securedgenetworks.com/blog/7-Fun-Ways-to-Use-Technology-in-the-classroom-to-enrich-learning
- 7 smart ways to use technology in classrooms [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ideas.ted.com/7-smart-ways-to-use-technology-in-classrooms/Technology's Impact on Today's Classroom [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eazysafe.com/blog/fantastic-forum-friday/3843/
- 13 Simple Ways to Integrate Technology... — Powtoon Blog [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.powtoon.com/blog/13-simple-ways-integrate-technology-lesson-plan/Engaging Ways to use Technology in the Classroom to... [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.emergingedtech.com/2014/10/technology-create-lessons-that-arent-boring/
- 25 Easy Ways to Use Technology in the Classroom [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.prodigygame.com/blog/ways-to-use-technology-in-the-classroom/
- Teacher Interview [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://philaliteracy.org/wp-content/uploads/2014/05/2013-What-are-the-different-types-of-technology-you-use-in-your-classroom.pdf
- SRATE Journal Summer. — 2011. — vol.20. — Number 2https [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //files.eric.ed.gov/fulltext/EJ959529.pdf