В статье идёт речь о том, что педагог обязан помочь растущему человеку пройти путь морально-нравственного и социального развития, необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок — ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.
Актуальность статьиобусловлена тем, что наше время — эпоха активных, деловых людей. Основным содержанием образовательного процесса является социализация школьника как активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе семейных ценностей, ставить перед собой цели, разрабатывать и реализовывать проекты по преобразованию социума. Одной из насущных проблем сегодняшних школьников является принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости.
Воспитание и обучение, дополняя друг друга, служат целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока, который является основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.
Профессионализм учителя заключается в методической грамотности при определении образовательных и воспитательных возможностей подготовленного материала к уроку, в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств школьника.
Знания, которые школьник получает в ходе образовательного процесса, являются базовыми для развития и воспитания ребенка. Я. А. Коменский, призывал педагогов "...учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию».
Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний, приобретение умений и навыков, но и на развитие их творческих способностей и склонностей. Урок отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, причём упор делается на равноправные человеческие отношения, которые начинаются интригующим сообщением, что сегодня произойдёт знакомство с очень интересным материалом, знание которого пригодится в жизни. В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд. Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка для преодоления трудностей и развития желания учиться.
Очень важен психологический климат урока, который проявляется в эмоциональном настрое учителя и учащихся. Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
‒ дружеское единение в системе «учитель—ученик»;
‒ проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию;
‒ защищенность всех членов классного коллектива;
‒ разумная и полезная деятельность всех на уроке;
‒ умение быть сдержанным в движениях, словах.
Естественно, манера поведения учителя, его позиция влияют на климат урока, на отношение учащихся к образовательному процессу. Поэтому, особое значение приобретает слово учителя.
Исходя из вышесказанного, нельзя не отметить, что педагог руководит деятельностью учащегося, он помогает растущему человеку пройти путь морально-нравственного и социального развития.
Каждый урок — ступенька в развитии креативного мышления школьника, его самопознания, самовоспитания и саморазвития.
Литература:
- Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. — 2008. — № 6. — С. 42–47.
- Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно — нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 3. — С. 38–42.
- Данилюк, А. Я. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. — 23 с. — (Стандарты второго поколения).
- Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст]//Вестник образования России. — 2008. — № 5. — С. 71–74.
- Методика преподавания литературы. — М.: Просвещение, 1995
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр — 271 [Текст] // Официальные документы в образовании. — 2010. — № 9. — С. 5–12.