Использование воспитательного потенциала урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дровникова, Н. А. Использование воспитательного потенциала урока / Н. А. Дровникова, Л. М. Анпилова, Н. П. Волобуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 61-62. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53268/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье идёт речь о том, что педагог обязан помочь растущему человеку пройти путь морально-нравственного и социального развития, необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок — ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.

Актуальность статьиобусловлена тем, что наше время — эпоха активных, деловых людей. Основным содержанием образовательного процесса является социализация школьника как активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе семейных ценностей, ставить перед собой цели, разрабатывать и реализовывать проекты по преобразованию социума. Одной из насущных проблем сегодняшних школьников является принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости.

Воспитание и обучение, дополняя друг друга, служат целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока, который является основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.

Профессионализм учителя заключается в методической грамотности при определении образовательных и воспитательных возможностей подготовленного материала к уроку, в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств школьника.

Знания, которые школьник получает в ходе образовательного процесса, являются базовыми для развития и воспитания ребенка. Я. А. Коменский, призывал педагогов "...учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию».

Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний, приобретение умений и навыков, но и на развитие их творческих способностей и склонностей. Урок отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, причём упор делается на равноправные человеческие отношения, которые начинаются интригующим сообщением, что сегодня произойдёт знакомство с очень интересным материалом, знание которого пригодится в жизни. В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд. Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка для преодоления трудностей и развития желания учиться.

Очень важен психологический климат урока, который проявляется в эмоциональном настрое учителя и учащихся. Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

‒ дружеское единение в системе «учитель—ученик»;

‒ проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию;

‒ защищенность всех членов классного коллектива;

‒ разумная и полезная деятельность всех на уроке;

‒ умение быть сдержанным в движениях, словах.

Естественно, манера поведения учителя, его позиция влияют на климат урока, на отношение учащихся к образовательному процессу. Поэтому, особое значение приобретает слово учителя.

Исходя из вышесказанного, нельзя не отметить, что педагог руководит деятельностью учащегося, он помогает растущему человеку пройти путь морально-нравственного и социального развития.

Каждый урок — ступенька в развитии креативного мышления школьника, его самопознания, самовоспитания и саморазвития.

Литература:

  1. Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. — 2008. — № 6. — С. 42–47.
  2. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно — нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 3. — С. 38–42.
  3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. — 23 с. — (Стандарты второго поколения).
  4. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст]//Вестник образования России. — 2008. — № 5. — С. 71–74.
  5. Методика преподавания литературы. — М.: Просвещение, 1995
  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр — 271 [Текст] // Официальные документы в образовании. — 2010. — № 9. — С. 5–12.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, классный коллектив, развитие, растущий человек, современный урок, социальное развитие, урок.


Похожие статьи

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык»

В Концепции развития образования в Российской Федерации сформулированы современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и, при необходимости, переучи...

Роль учителя английского языка в развитии творческого мышления и творческих способностей учащихся

В настоящее время перед учителем иностранного языка стоит серьезная задача воспитать гармонично развитую личность. Актуальность данной проблемы состоит в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности ...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда ...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Здоровье детей и подготовка их к школе

Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических ...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении

Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в практической...

Похожие статьи

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык»

В Концепции развития образования в Российской Федерации сформулированы современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и, при необходимости, переучи...

Роль учителя английского языка в развитии творческого мышления и творческих способностей учащихся

В настоящее время перед учителем иностранного языка стоит серьезная задача воспитать гармонично развитую личность. Актуальность данной проблемы состоит в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности ...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Роль и место средств обучения в учебном процессе

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда ...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Здоровье детей и подготовка их к школе

Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических ...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении

Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в практической...

Задать вопрос