Предварительные результаты оценки физического развития детей начальных классов г. Луганска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.10.2018

Статья просмотрена: 1490 раз

Библиографическое описание:

Сероштан, Е. Ю. Предварительные результаты оценки физического развития детей начальных классов г. Луганска / Е. Ю. Сероштан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53278/ (дата обращения: 16.11.2024).



Физическое развитие — это совокупность морфологических и функциональных показателей, характеризующих процессы роста и созревания в каждый момент времени, определяющих запас физических сил, выносливость и дееспособность ребенка [1]. Данным определением объединяются оба значения понятия «физическое развитие»: с одной стороны, оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой — морфофункциональное состояние на каждый данный отрезок времени. Организм ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, и нарушение его следует расцениваться как показатель неблагополучия в состоянии здоровья.

Высокая информативность показателей физического развития детей обусловила их включение в информационно-аналитические системы социально-гигиенического и эколого-гигиенического мониторинга, контроля физической подготовленности детей и подростков. Необходимость проведения мониторинга физического развития детей и подростков обусловлена:

‒ ухудшением физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья при воспитании и обучении в современных образовательных учреждениях, которые характеризуются интенсификацией образовательного процесса, многообразием форм обучения и видов учебных нагрузок;

‒ различиями в темпах физического развития и биологического созревания современных детей;

‒ необходимостью совершенствования медицинского обеспечения детей, находящихся на попечении государства [2].

Обозначенные проблемы здоровья детей и подростков в настоящее время нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводиться образовательной системе, которая должна способствовать здоровьесберегающему процессу обучения. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Основателем нового направления в науке — здоровьесберегающей педагогики и является доктор медицинских наук В. Ф. Базарный [3]

Цель работы: определение уровня и гармоничности физического развития с последующей оценкой соответствия уровня биологического развития хронологическому возрасту; выявление лиц с нарушением физического развития и формирование групп риска, нуждающихся в динамическом медицинском наблюдении и проведении лечебно-профилактических мероприятий.

Материалы иметоды: генерализирующий метод изучения показателей физического развития у 110 детей 6–8 лет (56 девочек, 54 мальчика), г.Луганска, из них 93 ребенка — основная группы (дети, обучающиеся по методике В. Ф. Базарного) и 17 детей — группа контроля (дети, обучающиеся по общепринятой методике). По всем показателям статистически сравнивались между собой группы: 1) основная и контрольная; 2) мальчики с девочками.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы Microsoft Excel 2007.

Результаты иобсуждение. Врезультате исследования было выявлено, что 44 ребенка (47 %) из основной группы имеют гармоничное развитие, из них 24 девочки(56 %) и 20 мальчиков(44 %), в контрольной группе гармоничное развитие имеют 10 школьников, что составило 58 % (4 девочки и 2 мальчика). Остальные 49 детей (53 %) из основной группы и 7 детей (41 %) из контрольной группы имеют дисгармоничное физическое развитие (рис 1).

Рис. 1. Нарушение физического развития основной и контрольной группы

Как видно из рисунка, 26 % детей с нарушением физического развития основной группы, что составило в абсолютном числе 13 школьников, имеют избыточную массу тела(ИМТ) Iст, из них 5 девочек и 7 мальчиков, 33 % (16 детей) имеют ИМТ IIст (6 девочек и 10 мальчиков), 33 % (16 детей — 11 девочек и 5 мальчиков) также имеют дисгармоничное развитие в виде дефицит массы тела (ДМТ) Iст и оставшиеся 8 % (4 ребенка — 2 девочки и 2 мальчика) имеют IIст ДМТ. В контрольной группе нарушение физического развития составило у 7 школьников начальных классов — 29 % (2девочки) ИМТ Iст, 14,5 % (1 мальчик) имеет ИМТ IIст, 56,5 % (4 ребенка — 1 девочка и 2 мальчика) имеют дисгармоничное развитие в виде ДМТ Iст, детей с ДМТ IIст в контрольной группе нет.

Нами изучена дисгармоничность развития детей с избытком массы тела Iст основной группы.

Рис. 2. Физическое развитие детей основной группы с избытком массы тела I степени

Большую часть детей составляют школьники с высоким, дисгармоничным развитием (2 девочки и 2 мальчика), группу детей с вышесредним дисгармоничным развитием составляют 3 мальчика, и в секторе «среднее дисгармоничное развитие» — 2 мальчика и 2 девочки. В контрольной группе 100 % детей имеют высокое дисгармоничное физическое развитие (2 девочки) (рис. 2).

На рисунке 3 представлено распределение детей основной группы с избыточной массой тела II степени в зависимости от типа дисгармоничности.

Рис. 3. Физическое развитие детей основной группы с избытком массы тела II степени

Весомую долю детей в основной группе с ИМТ Iст. составили школьники с высоким резко дисгармоничным развитием (81,25 % — 9 мальчиков и 4 девочки), 6,25 % (1 девочка) имеет среднее, резкое дисгармоничное развитие, 12,50 % (1 девочка и 1 мальчик) имеют вышесреднее, резкое дисгармоничное физическое развитие. В контрольной группе 100 % детей (1 мальчик) с ИМТ имеет высокое, резкое дисгармоничное развитие.

Рис. 4. Физическое развитие детей основной группы с дефицитом массы тела I степени

Анализ типа дисгармоничного развития у детей основной группы с ДМТ I степени показал, что 33 % из них (6 девочек и 3 мальчика) имеют среднее, дисгармоничное физическое развитие. Высокое, дисгармоничное и нижесреднее дисгармоничное развитие имеют не только одинаковое количество, но и гендерное равенство — 2 девочки и 1 мальчик. И лишь одна девочка с ДМТ I степени имеет низкое, дисгармоничное развитие. В контрольной группе 100 % детей(1 девочка, 2 мальчика) имеют среднее, дисгармоничное развитие (рис 4).

На рисунке 5 изображены данные физического развития детей с ДМТ II степени.

Рис. 5. Физическое развитие детей основной группы с дефицитом массы тела II степени

В основной группе детей с ДМТ II степени преобладало среднее, резкое дисгармоничное развитие(1 девочка и 2 мальчика). 1 ребенок (девочка) имеет низкое, резкое дисгармоничное развитие (рис. 5).

Заключение.

  1. Нарушение физического развития выявлено у 53 % детей младшего школьного возраста в основной группе и 41 % в контрольной группе.
  2. В основной группе дети с избыточной массой тела II степени и дефицитом массы тела I степени составляют 17 % в каждой группе, при этом имеется гендерное различие — в группе с избыточной массой тела преобладают мальчики, тогда как в группе с дефицитом массы тела — преобладают девочки.
  3. Весомую долю в основной группе составляют дети с избыточной массой тела II степени и высоким, резким дисгармоничным физическим развитием, что составляет 26,5 % детей с нарушением физического развития.
  4. В контрольной группе 41 % детей имеет нарушения физического развития. Из у 57 % отмечается дефицит массы тела I степени и не имеется гендерного различия.
  5. Полученные данные свидетельствуют о необходимости более тщательной оценки физического развития детей в дошкольных и школьных учреждениях и своевременной коррекции выявленной патологии.

Литература:

  1. Богомолов Е. С.(ред), Кузмичев Е.С Матвеев Ю. Г. Методы изучения и оценки физического развития детей и подростков. Н. Новгород: Издательство Нижегородской гос. медицинской академии; 2018. 92 с.
  2. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. / Под ред. Акад. РАН и РАМН А. А. Баранова, член-корр. РАМН В. В. Кучмы. М. Выпуск VI. — М.: «ПедиатрЪ»; 2013. 192 с.
  3. Пешкова Н. А. Внедрение здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в условиях общеобразовательной школы. URL: https://gigabaza.ru/doc/25915-pall.html (дата обращения 2.03.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): основная группа, физическое развитие, контрольная группа, дисгармоничное развитие, ребенок, физическое развитие детей, девочка, мальчик, дефицит массы тела, избыточная масса тела.


Похожие статьи

Результаты комплексной оценки стоматологического статуса школьников города Воронежа

Особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условиях ДОУ № 28 г. Читы

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Результаты, трудности и особенности обучения детей с ОВЗ (из опыта работы)

Исследование физической подготовленности учащихся 5–6 классов

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных навыков среднего медицинского персонала центральной районной больницы

Результаты краниометрического исследования детей узбекской национальности

Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый класс

Алгоритм определения уровня учебно-методического обеспечения образовательных программ учреждения дополнительного образования детей

Похожие статьи

Результаты комплексной оценки стоматологического статуса школьников города Воронежа

Особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условиях ДОУ № 28 г. Читы

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Результаты, трудности и особенности обучения детей с ОВЗ (из опыта работы)

Исследование физической подготовленности учащихся 5–6 классов

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных навыков среднего медицинского персонала центральной районной больницы

Результаты краниометрического исследования детей узбекской национальности

Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый класс

Алгоритм определения уровня учебно-методического обеспечения образовательных программ учреждения дополнительного образования детей

Задать вопрос