Физическое развитие — это совокупность морфологических и функциональных показателей, характеризующих процессы роста и созревания в каждый момент времени, определяющих запас физических сил, выносливость и дееспособность ребенка [1]. Данным определением объединяются оба значения понятия «физическое развитие»: с одной стороны, оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой — морфофункциональное состояние на каждый данный отрезок времени. Организм ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, и нарушение его следует расцениваться как показатель неблагополучия в состоянии здоровья.
Высокая информативность показателей физического развития детей обусловила их включение в информационно-аналитические системы социально-гигиенического и эколого-гигиенического мониторинга, контроля физической подготовленности детей и подростков. Необходимость проведения мониторинга физического развития детей и подростков обусловлена:
‒ ухудшением физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья при воспитании и обучении в современных образовательных учреждениях, которые характеризуются интенсификацией образовательного процесса, многообразием форм обучения и видов учебных нагрузок;
‒ различиями в темпах физического развития и биологического созревания современных детей;
‒ необходимостью совершенствования медицинского обеспечения детей, находящихся на попечении государства [2].
Обозначенные проблемы здоровья детей и подростков в настоящее время нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводиться образовательной системе, которая должна способствовать здоровьесберегающему процессу обучения. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Основателем нового направления в науке — здоровьесберегающей педагогики и является доктор медицинских наук В. Ф. Базарный [3]
Цель работы: определение уровня и гармоничности физического развития с последующей оценкой соответствия уровня биологического развития хронологическому возрасту; выявление лиц с нарушением физического развития и формирование групп риска, нуждающихся в динамическом медицинском наблюдении и проведении лечебно-профилактических мероприятий.
Материалы иметоды: генерализирующий метод изучения показателей физического развития у 110 детей 6–8 лет (56 девочек, 54 мальчика), г.Луганска, из них 93 ребенка — основная группы (дети, обучающиеся по методике В. Ф. Базарного) и 17 детей — группа контроля (дети, обучающиеся по общепринятой методике). По всем показателям статистически сравнивались между собой группы: 1) основная и контрольная; 2) мальчики с девочками.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы Microsoft Excel 2007.
Результаты иобсуждение. Врезультате исследования было выявлено, что 44 ребенка (47 %) из основной группы имеют гармоничное развитие, из них 24 девочки(56 %) и 20 мальчиков(44 %), в контрольной группе гармоничное развитие имеют 10 школьников, что составило 58 % (4 девочки и 2 мальчика). Остальные 49 детей (53 %) из основной группы и 7 детей (41 %) из контрольной группы имеют дисгармоничное физическое развитие (рис 1).
Рис. 1. Нарушение физического развития основной и контрольной группы
Как видно из рисунка, 26 % детей с нарушением физического развития основной группы, что составило в абсолютном числе 13 школьников, имеют избыточную массу тела(ИМТ) Iст, из них 5 девочек и 7 мальчиков, 33 % (16 детей) имеют ИМТ IIст (6 девочек и 10 мальчиков), 33 % (16 детей — 11 девочек и 5 мальчиков) также имеют дисгармоничное развитие в виде дефицит массы тела (ДМТ) Iст и оставшиеся 8 % (4 ребенка — 2 девочки и 2 мальчика) имеют IIст ДМТ. В контрольной группе нарушение физического развития составило у 7 школьников начальных классов — 29 % (2девочки) ИМТ Iст, 14,5 % (1 мальчик) имеет ИМТ IIст, 56,5 % (4 ребенка — 1 девочка и 2 мальчика) имеют дисгармоничное развитие в виде ДМТ Iст, детей с ДМТ IIст в контрольной группе нет.
Нами изучена дисгармоничность развития детей с избытком массы тела Iст основной группы.
Рис. 2. Физическое развитие детей основной группы с избытком массы тела I степени
Большую часть детей составляют школьники с высоким, дисгармоничным развитием (2 девочки и 2 мальчика), группу детей с вышесредним дисгармоничным развитием составляют 3 мальчика, и в секторе «среднее дисгармоничное развитие» — 2 мальчика и 2 девочки. В контрольной группе 100 % детей имеют высокое дисгармоничное физическое развитие (2 девочки) (рис. 2).
На рисунке 3 представлено распределение детей основной группы с избыточной массой тела II степени в зависимости от типа дисгармоничности.
Рис. 3. Физическое развитие детей основной группы с избытком массы тела II степени
Весомую долю детей в основной группе с ИМТ Iст. составили школьники с высоким резко дисгармоничным развитием (81,25 % — 9 мальчиков и 4 девочки), 6,25 % (1 девочка) имеет среднее, резкое дисгармоничное развитие, 12,50 % (1 девочка и 1 мальчик) имеют вышесреднее, резкое дисгармоничное физическое развитие. В контрольной группе 100 % детей (1 мальчик) с ИМТ имеет высокое, резкое дисгармоничное развитие.
Рис. 4. Физическое развитие детей основной группы с дефицитом массы тела I степени
Анализ типа дисгармоничного развития у детей основной группы с ДМТ I степени показал, что 33 % из них (6 девочек и 3 мальчика) имеют среднее, дисгармоничное физическое развитие. Высокое, дисгармоничное и нижесреднее дисгармоничное развитие имеют не только одинаковое количество, но и гендерное равенство — 2 девочки и 1 мальчик. И лишь одна девочка с ДМТ I степени имеет низкое, дисгармоничное развитие. В контрольной группе 100 % детей(1 девочка, 2 мальчика) имеют среднее, дисгармоничное развитие (рис 4).
На рисунке 5 изображены данные физического развития детей с ДМТ II степени.
Рис. 5. Физическое развитие детей основной группы с дефицитом массы тела II степени
В основной группе детей с ДМТ II степени преобладало среднее, резкое дисгармоничное развитие(1 девочка и 2 мальчика). 1 ребенок (девочка) имеет низкое, резкое дисгармоничное развитие (рис. 5).
Заключение.
- Нарушение физического развития выявлено у 53 % детей младшего школьного возраста в основной группе и 41 % в контрольной группе.
- В основной группе дети с избыточной массой тела II степени и дефицитом массы тела I степени составляют 17 % в каждой группе, при этом имеется гендерное различие — в группе с избыточной массой тела преобладают мальчики, тогда как в группе с дефицитом массы тела — преобладают девочки.
- Весомую долю в основной группе составляют дети с избыточной массой тела II степени и высоким, резким дисгармоничным физическим развитием, что составляет 26,5 % детей с нарушением физического развития.
- В контрольной группе 41 % детей имеет нарушения физического развития. Из у 57 % отмечается дефицит массы тела I степени и не имеется гендерного различия.
- Полученные данные свидетельствуют о необходимости более тщательной оценки физического развития детей в дошкольных и школьных учреждениях и своевременной коррекции выявленной патологии.
Литература:
- Богомолов Е. С.(ред), Кузмичев Е.С Матвеев Ю. Г. Методы изучения и оценки физического развития детей и подростков. Н. Новгород: Издательство Нижегородской гос. медицинской академии; 2018. 92 с.
- Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. / Под ред. Акад. РАН и РАМН А. А. Баранова, член-корр. РАМН В. В. Кучмы. М. Выпуск VI. — М.: «ПедиатрЪ»; 2013. 192 с.
- Пешкова Н. А. Внедрение здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в условиях общеобразовательной школы. URL: https://gigabaza.ru/doc/25915-pall.html (дата обращения 2.03.2018).