Дети заходят в зал, оформленный в стиле космоса, под музыку В. Чернышева слова
Р. Рождественского «Я возьму этот большой мир».
Ведущий: Сегодня праздник, посвящённый дню космонавтики, его отмечают 12 апреля.
Ребята, как вы представляете себе космос?
Космос — это что-то не объятое: звезды, солнце, планеты.
Ведущий: Мы живём на самой прекрасной планете — Земля, единственной планете, на которой есть жизнь.
Просмотр слайдов о первом космонавте Ю. А. Гагарине, первой женщине космонавте В. В. Терешковой, создателях ракет Циолковский К. Королев С. П., собаки космонавты «Белка» и «Стрелка».
Звучит космическая музыка. В зал входит «космонавт».Приветствует всех.
Ведущий: Ребята к нам в гости прилетел космонавт.
Чтение стихотворения «Юный космонавт».
В детстве многие мечтали
В звездный космос полететь
Чтоб из этой звездной дали
Нашу землю посмотреть.
Повидать её просторы,
Реки, горы и поля,
Глянуть в умные приборы.
Доказать живуче зря.
Космонавты вон летают
Возвращаются назад.
Все «героя» получают,
Ходят звёздами блестят.
В. Крякин
Космонавт: Ребята, я хочу вам подарить на память книгу о космосе.
Ребята, как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Звучат ответы детей.
Космонавт: Правильно, смелыми, сильными, храбрыми и т. д. Представьте себе, что вы все космонавты, давайте поиграем.
Проводится игра «Выполнение движений в соответствии с текстом».
Вот выходит на парад
Наш космический отряд (маршируют)
Руки в стороны к плечам
Дружно мы покажем вам.
На пояс обе руки ставим
Повороты выполняем.
Руки за голову ставим
И наклоны выполняем.
Приседаем и встаем
И ничуть не устаём.
Раз прыжок, два прыжок
Ставим ногу на носок.
А теперь мы полетели.
На планету прилетели.
Помахали всем рукой,
И вернулись все домой.
И опять шагаем, руки поднимаем.
Космонавт: Космонавты очень дисциплинированные люди.
Раньше в космос летали только очень подготовленные космонавты. А сегодня, представляете, ребята, в космос слетать может любой человек, как в туристический поход сходить. Давайте и мы с вами, ребята, отправимся в этот поход.
Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос? Отлично!
Но прежде чем мы полетим в космос, я проверю, знаете ли вы, что летает, а что не летает?
Проводится игра «Летает, не летает»
Если я называю слово, что летает — вы поднимаете руки. Что не летает — руки вы не поднимаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
— Самолет летает? … Летает.
— Стол летает? … Не летает.
— Кастрюля летает? … Не летает.
— Ракета летает? … Летает.
— Сковородка летает? … Не летает.
— Вертолет летает? … Летает.
— Ласточка летает? … Летает.
— Рыба летает? … Не летает.
— Воробей летает? … Летает.
— Цыпленок летает? … Не летает.
Молодцы!
Космонавт: Ребята, а вы знаете, что такое невесомость? Давайте я вам расскажу.
Видео-заставка: «Невесомость».
Космонавт не может ходить по космическому кораблю, а плывет в нем. Все предметы, которые вокруг — плавают, не лежат на месте. Представьте себе, вы хотите взять яблоко, а оно от вас уплывает. Решили попить воды, а капля воды тоже уплывает.
Все предметы в космосе становятся легкими, как пушинки. Это и есть невесомость.
Игра: Мы с вами сейчас поиграем в игру «Невесомость». Я дам вам воздушные шарики, они легкие, вы должны перенести шарик на одной ладони с одного места до другого.
Ведущий: Молодцы ребята вы все очень хорошо играли.
Еще нам с вами надо выбрать вещи для космоса. Давайте вместе подумаем, какие вещи нужно взять в космос? А какие предметы оставим на Земле?
Игра: «Вещи для космоса»
Но для полета, нам еще необходима (ответы детей) Конечно, вы правы — ракета!
Игра: «Конструируем ракету».
Вручается схематическое изображение ракеты из модулей.
Дети конструируют ракету.
Космонавт: Ребята, вы молодцы!
Ведущий: Задание выполнили, правильно построили ракету.
Космонавт: Земля — не единственная планета во Вселенной. Вокруг самой большой и яркой звезды, которая называется Солнце, вращаются и другие планеты.
Презентация: «Планеты солнечной системы»
Ведущий: Ребята, а во вселенной живут наши друзья: комета Тая, Мая, метеорит Дик, астероид Бас и Звездочка. Мы все вместе отправимся к ним в гости. Ракета у нас есть и теперь можно отправляться во вселенную к нашим друзьям. Прошу занять свои места. Космонавт: Внимание, внимание! Приглашаем всех девочек и мальчиков, а также всех взрослых в путешествие в открытый космос. Приготовиться к полёту (руки — это наши ремни безопасности).
Ведущий: Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Нас с вами уже ждут. Все готовы? (Да)
Космонавт: Пристегнуть ремни безопасности. 3, 2, 1, пуск! Полетели!
Звучит космическая музыка, просмотр видео космоса.
Ведущий: Ребята, мы прилетели! Отстегните ремни безопасности.
Нас встречают наши друзья, космические жители.
Звучит веселая музыка, в зал входят космические жители.
Звездочка: Здравствуйте, земляне! Здравствуйте, мальчики и девочки. Мы — жители солнечной системы, мы очень рады видеть вас у себя в гостях.
Приветствуем друг друга.
Ведущий: Мы сегодня с ребятами познакомились с планетами Солнечной Системы, и ребята хотели бы увидеть эти планеты.
Тая: Да, конечно, мы вам их покажем! Солнечная Система очень большая, нам с вами придется разделиться на группы и отправиться за каждой планетой.
Мая: Затем мы снова вернемся и все посмотрим на планеты Солнечной Системы.
Бас: Прежде чем соберем планеты, мы еще раз вспомним каждую планету (называют планеты).
Дик: А теперь разделимся на группы, а в помощь возьмем фотографии.
Ведущий раздает фотографии с планетами.
(1,3 группа: кометы Мая, Тая, планета Марс, Меркурий.
4,5 группа: метеорит Дик, астероид Бас, планета Юпитер, Земля.
2 группа: Звездочка, планета Нептун.
Все остальные группы: планеты Уран, Плутон, Сатурн, Венера, в музыкальном зале).
Все герои уходят по группам.
(1,3 группа)
«Здравствуйте, ребята!»
«Я — Мая, а я — Тая».
Ира спеском.
Тая: «Нам нужно найти планеты Меркурий и Марс показывают фотографии.
Я знаю, Марс — это планета, где много песка. Ребята, давайте поиграем с песком».
- Поздороваемся с песком ладошками (ладонной стороной, ребром, тыльной стороной), сожмите, разожмите кулачки, надавите кулачками на песок, надавите каждым пальчиком, кончики пальцев ударяют по поверхности песка, ползут, бегут пальчики по песку.
- Прячем ладошки в песке.
- Перетираем песок между ладошками.
- Оставляем следы ладошек на песке.
Мая: «А я знаю, что планета Марс красного цвета — давайте раскрасим песок».
— Рисуем цветным песком по обычному песку (каждый ребенок берет горсть красного песка и сыпет на обычный песок).
Тая: «Меркурий — твердая планета, вот такая (предлагается каждому ребенку потрогать, ощупать твердый шар). Давайте соберем все твердые шары».
(Предлагается емкость с деревянными и мягкими (помпоны) шарами. Каждый ребенок находит твердый (деревянный) шар).
Ира со светом.
Мая: «Днем, когда светит солнце (светится большим фонарем на каждого ребенка) Меркурий (планета) очень горячая (подкрепление жестом). Вот такая».
Все ребята трогают горячую воду в емкости.
Мая: «Когда наступает ночь (выключается свет, и всех накрывают большим покрывалом — парашютом), планета становится холодная (подкрепление жестом) — вот такая».
Все ребята трогают лед в емкости.
Тая, Мая: «Молодцы ребята, теперь вы знаете, какие бывают планеты». Воспитатель вручает макеты планет Меркурий и Марс.
(2 группа)
Звездочка: Здравствуйте, ребята! меня зовут Звездочка.
Нам нужна планета Нептун. Я знаю, эта планета названа в честь морского царя Нептуна. Показывает фотографию планеты Нептун.
Давайте посмотрим из чего состоит эта планета и поближе познакомимся с ней (дети опускают руки в емкость с водой).
Игра сгидрогелем.
Звездочка: Вокруг этой планеты находится много звёзд, спутников и комет. Давайте найдем их. (дети опускают руки в ёмкость с гидрогелем и достают фигурки звёзд, спутников).
Ира: «Дождик изонтик».
Звездочка: На планете начался дождь, укрывайтесь от дождя при помощи специальных зонтов (воспитатель распрыскивает воду из пульверизатора, дети прикрываются зонтами).
«Рисование по мокрому».
Звездочка: Дождь закончился, стало светло. Посмотрите, от дождя намок лист бумаги, давайте нарисуем планету Нептун (дети рисуют красками по мокрому листу).
Какая красивая планета у нас получилась.
А теперь давайте посмотрим фильм о космосе. Просмотр фильма о космосе.
Тем времени наш рисунок подсох, посмотрите какая красивая планета Нептун (воспитатель показывает детям макет планеты Нептун).
Мы отнесем её к остальным планетам Солнечной Системы.
(4,5 группа)
Метеорит Дик: Ребята, сегодня мы поближе познакомимся с планетами Земля и Юпитер показывают фотографии. На Юпитере мы узнаем о ветре, а на Земле о воде.
Мы научим Вас как можно по-разному играть с ветром и водой!
Игра смыльными пузырьками.
Астероид Бас: Посмотрите, что стоит на столах? (Стаканы с водой) Давайте опустим один конец наших чудесных палочек в воду, вынем и подуем в них. Что мы увидели? (Мы увидели пузыри воздуха) (Проводится с каждым ребенком).
Игра сВертушкой
Метеорит Дик: Ребята, а как вы думаете, вертушку можно заставить крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем. Вот какие мы молодцы! А ветер — настоящий волшебник. Он может заставлять плыть даже корабли.
Игра скорабликами на воде
Метеорит Дик: Наше море будет в тазу. Опустим корабли на воду. Почему они не плывут? Давайте посмотрим как можно гнать по волнам маленькие кораблики. (Дуем на кораблики, они плывут).
Игра сводой икамнем
Астероид Бас: Яналил воду в эту большую бутылку. Вы ее видите? (Обращается к каждому ребенку). А видите ли вы что-нибудь сквозь воду? Вы можете видеть сквозь водичку потому, что она чистая и прозрачная. Сейчас мы поиграем с этой водичкой. (Воспитатель наливает из бутылки каждому воду в ванночку).
Астероид Бас: На столе у каждого лежит настоящий морской камешек. Он гладкий и круглый, потому что его таким сделала вода в море. Возьмите камешек и опустите его в ванночку. Посмотрите, видите ли вы камушек сквозь водичку? Если вода прозрачная, чистая, то сквозь нее хорошо все видно. Возьмите бутылочки, посмотрите, что в них есть.
(Дети берут бутылочки с водой и камешком в ней).
Астероид Бас: А теперь, я закрою ваши бутылочки пробками, но пробки с секретом! Нужно как следует взболтать бутылку, потрясите ею, посмотрите, что происходит у вас в бутылочке с водой и камешком. Вода окрашивается в разные цвета. Виден ли теперь камешек? Ваши камушки стали почти не видны из-за того, что вода в бутылочках окрасилась, стала цветной. Такой водой нельзя мыть руки, ею нельзя поливать цветы.
Метеорит Дик: Вы узнали, на какой планете есть вода, и теперь знаете, что вода бывает чистая и грязная.
Игра «Парус»
Взрослые хором, медленно читают стихотворение:
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает (все взрослые, держась за платок, плавно раскачивают его вверх-вниз),
Парус (имя ребенка) накрывает (взрослые медленно накрывают ребенка платком и ждут, пока ребенок снимет его с себя).
Игра «Перышко»
Игра заключается в соревновании с ребенком в запуске перышка на дальние расстояния. Для этого встаньте с ребенком на одну линию, положите перышко на ладонь и дуйте на него так, чтобы оно летело дальше и выше. Обратите внимание ребенка на то, как летит перышко, как плавно опускается на пол.
Такая игра познакомит с понятием «легкий», «летающий».
Игра «Цветная вода»
Возьмите прозрачный стакан и одну краску (любого цвета, на выбор ребенка)
И проговорите ребенку: «Сейчас возьмем на кисточку (цвет) краску, вот так. А теперь…опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»
Игра «Воздушные шары»
Дети сидят в кругу, и каждый подкидывает шар, другой ребенок ловит, поймавший подкидывает, следующий ловит, цепочка останавливается, когда поучаствуют все из круга. (Во время игры подносят макеты планет Земля и Юпитер).
Ребята, вот мы познакомились и нашли наши планеты Земля и Юпитер. На Юпитере мы узнали о ветре, а на Земле о воде.
Мы отнесем эти планеты к остальным планетам солнечной системы.
Тем временем в музыкальном зале с остальными группами:
Ведущий: Ребята, какие вы сегодня молодцы!Наши друзья отправляются на поиск планет, и мы с вами тоже приступим к поиску планеты Венеры. (Показ фотографии планеты Венеры).
Венера является второй планетой от Солнца в Солнечной системе, она самая горячая и красивая, окружена толстым слоем облаков.
Игра: «Освободить планету Венеру от облаков» (контейнер с шарами)
Ведущий: Задание выполнено, молодцы! Мы нашли с вами планету Венера. (Получаем планету Венеру) И правда, планета Венера очень красивая, не зря ее назвали в честь богини красоты.
Ведущая: Следующая планета у нас Сатурн. Как мы помним, Сатурн является шестой планетой от Солнца. Она вторая по величине. Вокруг нее вращаются кольца разных размеров. (Смотрим фотографию планеты Сатурн).
Игра с обручем (покрутить волчком)
После игры получаем планету Сатурн.
Ведущая: Молодцы мы уже нашли две планеты.
У нас есть еще фотография с планетой Уран.
Уран является седьмой планетой по счету от Солнца.
Его также называют «ледяной планетой». Чтобы нам с вами не замерзнуть мы поиграем в игру «Хвост Урана».
Подвижная игра «Хвост Урана»
Дети стоят по кругу, водящий — Планета Уран идет и говорит: — «Я Уран, Уран, Уран, я лечу, лечу, хочешь сесть ко мне на хвост?"
Дети: Да, конечно же хочу, прицепляются за него и. т.д. все берутся друг за друга и идут змейкой по залу за водящим игроком.
Ведущий: Ребята, вы молодцы, были активные. (Получают планету Уран).
— У нас осталась еще одна фотография с планетой Плутон. Это самая маленькая планета в Солнечной Системе. Своей силой вращения она притягивает космический мусор. Давайте поможем планете Плутон собрать его.
Проведем конкурс «Космический мусор».
У каждой команды щетка и совок. Игроки собирают мусор в корзину.
(Получают планету Плутон).
Ой, ребята, к нам вернулись наши друзья и все принесли планеты.
(Мая, Тая, и все остальные герои показывают и называют, какие планеты они нашли. Прикрепляем все подвески с планетами.)
Ведущая: Космонавтхочет провести с нами викторину.
Космонавт:
- Ребята, давайте вспомним, как называется наша планета.
- Как зовут первого космонавта?
- На каком корабле совершил полет Юрий Гагарин 1961года?
- Как зовут первую женщину космонавта?
- Какие клички были у собак, которые летали в космос?
- Сколько планет в солнечной системе?
- Какой праздник мы сегодня отмечали?
Ведущая: Вот и закончились наше путешествие.
Ребята, мы с вами узнали много интересного о космосе и о планетах Солнечной Системы. К нам в гости пришел космонавт, рассказал нам про невесомость, познакомились с космическими жителями и играли с ними в игры.
А теперь космическая дискотека!