В последнее время в контексте усилий по борьбе с терроризмом, проблема борьбы с экстремизмом рассматривается как отдельный вызов международной безопасности.
Феномен экстремизма способен принимать различные формы, поэтому экстремизм является сложным, многомерным явлением, затрагивающим юридические, социальные, политические и экономические инструменты жизнеобеспечения отдельных государств.
В связи с вышеуказанными факторами международному сообществу необходимо выработать и согласовать единые подходы к борьбе с экстремизмом.
В частности, об этом заявил генеральный секретарь ООН на заседании генеральной ассамблеи, назвав экстремизм серьёзной угрозой для мировой безопасности. Эксперты в международных делах не являются исключением в этом отношении. Западные ученые обращают внимание на то, что терроризм и экстремизм выросли из сугубо национальной проблемы в международную. Однако, эти угрозы взаимосвязаны, и угроза для одного человека представляет собой угрозу для всех, взаимная уязвимость слабых и сильных никогда не была столь очевидной. В целом следует отметить, что многие из работ иностранных авторов, в которых упоминается термин «экстремизм», к сожалению, не содержит существенных положений, касающихся экстремизма как угрозы международному миру и безопасности.
Организация Объединенных Наций проводит усиленную борьбу с терроризмом и экстремизмом, несмотря на то, что международное сообщество не соглашается на общее определение терроризма, на международном правовом уровне. Речь идет о разработке в 1996 году всеобъемлющей конвенции «о международном терроризме», которая была установлена Индией, и которая столкнулась с расхождениями в подходах государств к определению «терроризма» и его соотношения с «правом людей на самоопределение». При этом возникают естественные вопросы: какова перспектива развития обычного международного юридического определения экстремизма? Ждёт ли его та же учесть, что и определение терроризма?
Эти вопросы становятся еще более сложными в свете новых документов ООН, в одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Резолюции 60/288, экстремизм упоминается как «этнический экстремизм». Решения, в прошлом принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в этой области отличаются тем, что они отделяют новую форму экстремизма от английского термина «насильственный экстремизм». В соответствующих документах ООН, переведенных на русский язык, даются различные интерпретации, такие как «жестокий» / «боевой» экстремизм, хотя в английской версии используется один термин «насильственный экстремизм». Например, существует резолюция Генеральной Ассамблеи 68/127 под названием «Мир против Насилия и насильственного экстремизма». В этой резолюции отмечается, что «насильственный экстремизм представляет собой серьезную проблему для всех государств-членов, угрожая безопасности и благосостоянию человеческих обществ». Особое внимание следует уделить тому факту, что эта резолюция целиком посвящена «насильственному экстремизму» и, таким образом, она является, первым инструментом Организации Объединенных Наций, предназначенным исключительно для борьбы с экстремизмом.
Совет ООН по правам человека (СПЧ), созданный в 2006 году для замены Комиссии ООН по правам человека и действующей под руководством Генеральной Ассамблеи ООН, активно участвует в борьбе с экстремизмом. Резолюция 30/15 ООН «Права человека и борьба с насильственным экстремизмом» отражает оценку Совета по правам человека, в которой говорится, что: «действия, методы и практика насильственного экстремизма во всех их формах и проявлениях представляют собой действия, направленные на то, чтобы угрожать осуществлению прав человека и ущемлению его свободы, территориальной целостности и безопасности государств, а также дестабилизировать законно созданные правительства». Резолюция настоятельно призывает международное сообщество «предпринять шаги, необходимые для активизации сотрудничества в борьбе с «насильственным экстремизмом».
15 января 2016 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила План действий по предотвращению насильственного экстремизма (далее — План действий). Согласно Плану действий, насильственный экстремизм является «многообразным явлением, без четкого определения. Он не является ни новым, ни исключительным для любого региона, национальности или системы убеждений». Основная часть документа содержит меры, которые должны быть приняты в разных областях (привлечение общин, расширение прав и возможностей молодежи, стратегические коммуникации, в том числе посредством глобальной сети интернет и социальных сетей) и рекомендации для предотвращения экстремизма. При этом, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил: «Нет единого пути к насильственному экстремизму. Но мы знаем, что экстремизм процветает, когда нарушаются права человека, игнорируется политическое пространство, а молодые люди лишены перспектив и значения в своей жизни». Международное сообщество получило возможность оценить передовую практику противодействия экстремизму (согласно утвержденному Плану действий) на Женевской конференции, посвященной предупреждению насильственного экстремизма.
В Резолюции 219528 Совет Безопасности ООН подтверждает существование проблем в области предотвращения финансирования терроризма и насильственного экстремизма, а также вербовки новых членов террористических и экстремистских организаций с помощью средств массовой информации. Совет Безопасности ООН в своей резолюции делает акцент на том, что присутствие терроризма, экстремизма и транснациональной преступности усугубляет решение проблем экономического и социального характера в отдельных регионах (например, в странах Африки).
В системе специализированных учреждений ООН активную роль в борьбе с терроризмом и экстремизмом играет ЮНЕСКО, как структура, отвечающая за образование, науку и культуру. Под эгидой ЮНЕСКО реализуются программы, которые повышают уровень образования, формируют мировоззрение на основе проявления толерантности и уважения к различным культурам, стремясь к формированию зрелого гражданского общества, образующего непринятие крайнего радикализма, сопряженного с терроризмом, экстремизмом и вандализмом, что уничтожает культурное и историческое наследие, в том числе в Сирии, Ираке и Афганистане.
Литература:
- Абашидзе А. Х. Роль международного права и ООН в борьбе с терроризмом и создании более безопасного, стабильного и справедливого мирового порядка. Проблемы XXI века. — 2012. — № 1. — С. 2–13.
- Выступление Генерального секретаря ООН на Генеральной Ассамблее. Представление Плана действий по предотвращению насилия в экстремизме. 15.01.2016. https://www.un.org/counterterrorism/ctitf/ru/plan-action-prevent-violent-extremism
- Проект всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. 28.08. 2000. https://www.ilsa.org/jessup/jessup08/basicmats/unterrorism.pdf
- Резолюция ГА ООН «Меры по ликвидации международного терроризма», 09.12. 1994 г. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/terrdec1
- Федеральный закон от 25.07.2002г. № 114 «О противодействии экстремистской деятельности»
- Агапов П. В. Преступления экстремистской направленности: вопросы толкования и практики // Законность. — 2011. — № 10. — С. 28–31.