Экономика профессионального спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.10.2018

Статья просмотрена: 4974 раза

Библиографическое описание:

Лютых, О. Ю. Экономика профессионального спорта / О. Ю. Лютых, А. Ю. Жаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53307/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматриваются основные тенденции профессионального спорта и экономики, его история развития, коммерция, особенный рынок труда для спортсменов. Также рассматривается финансирование в этой отрасли, планы, перспективы коммерческого спорта, его условия развития в мире и в России на сегодняшний день.

Ключевые слова: коммерческий спорт, финансирование, экономика спорта, профессиональный спорт, рынок труда, спортивный агент, источники финансирования, история коммерческого спорта.

This article examines the main trends of commercial professional sports, its development history, a special labor market for athletes. It also considers financing in this industry, plans, prospects for commercial sports, its development conditions in the world and in Russia today.

Key words: commercial sports, financing, sports economics, professional sports, labor market, sports agent, funding sources, the history of commercial sports.

Самая важная часть сферы физической культуры и спорта является профессиональный спорт, который является вершиной коммерциализированной частью всей совокупностью физкультурно-спортивных отношений [4].

Генезис профессионального спорта обусловлен как собственным развитием самого спорта, так и рядом социальных условий, объективно способствующих превращению спортивной деятельности в профессиональную деятельность. Еще на стадии формирования спорта как общественного явления происходит его дифференциация по классовому признаку и целевому функциональному назначению. В короткое время выделяются три основных направления его развития: аристократический (любительский), профессиональный и значительно позже — рабочий спорт [4].

Развитие профессионального спорта также требовало разработки единой политики по целому ряду вопросов, в первую очередь — правил найма спортсменов и оплаты их труда. В середине 1950-х гг. началось время «звёзд», приведшее в короткие сроки к стремительному росту как зарплаты футболистов, так и их рыночной стоимости. К концу XX в. профессиональный спорт превратился в явление, сочетающее в себе и спорт, и развлечение, и бизнес. Предприниматели разных стран в короткие сроки превратили бокс, футбол, баскетбол, хоккей, бейсбол, автоспорт, теннис и некоторые другие виды спорта в профессиональные виды спорта. Спортсменов стали покупать и продавать как товар. При этом цены на них быстро росли [3].

Профессиональный спорт составляет малую величину от основной массы людей, которые так или иначе имеют отношение к физической культуре и спорту и как показывает официальная статистика не превышает отметку в 0,1–0,5 %. Но в то же время по своей затратности и объёму вкладываемых в него денег он многократно превосходит любительский спорт и на сегодняшний день составляет весомую часть экономики [4].

Если рассматривать профессиональный спорт как отрасль экономики, то можно увидеть то, как эта самая отрасль производит для зрителей (потребителей) продукт в виде зрелищных услуг, где потребители готовы их оплачивать. Отсюда следует престиж соревнований, зрелищность отдельно взятого вида спорта и цена [4].

Время нахождения спортсмена в профессиональном спорте ограничено и обычно не превышает 35 лет, это происходит в силу внутренней конкурентности, требований к постоянно высоким результатам и переносам больших нагрузок и т. д. Данное обстоятельство имеет для экономики существенное значение, так как при достижении возрастного порога спортсмен снижает скоростные и силовые показатели, а вместе с этим снижается качество продаваемых услуг, а также падает цена. Для спортсмена уход из профессионального спорта связан с потерей источника доходов и утратой привычных условий жизни [1].

На сегодняшний день существует так называемый рынок труда для профессиональных атлетов, где есть основные черты:

‒ Спортсменов можно рассматривать как особый вид товара, которым торгуют на рынках труда. Они есть носители знаний, умений и навыков. Однако работодатель вполне может ограничивать их права на свободу перемещения, питания и др.

‒ Особая система найма и отбора проф. спортсменов. Здесь нет биржи труда и квалификационных требований. Специальные агенты и тренеры моделируют рынок с помощью отслеживания успехов и неудач спортсменов. Собственно, они же и приглашают на работу спортсменов, и эта вся деятельность скрыта и есть коммерческая тайна.

‒ Специальная система ценообразования. Этот сегмент необходим хотя бы для того, чтобы понимать, насколько цены на профессиональных спортсменов высоки, талант и умения неопределенны, травмы тоже вносят те или иные риски. Исходя из этого, конкретно эта сфера бизнеса весьма нестабильна и рискованна.

‒ Спортивные агенты представляют необходимый элемент перелива кадров от одних работодателей к другим [4].

Стоит отметить основные источники финансирования коммерческого спорта:

  1. продажа билетов;
  2. продажа прав на телетрансляцию;
  3. средства владельцев клуба;
  4. спонсорство;
  5. реклама;
  6. доходы от стадионов;
  7. доходы от участия в международных турнирах;
  8. коммерческо-лицензионная деятельность;
  9. продажа акций команд;
  10. трансфер спортсменов;
  11. поступления из лиг;
  12. спортивные лотереи;
  13. проценты на капитал, положенный в банк. В России имеются особенности финансирования профессиональных клубов, обусловленные спецификой развития профессионального спорта в стране. Наряду с отмеченными выше источниками, российские профессиональные клубы получают деньги на свое функционирование и развитие из региональных и муниципальных бюджетов [2].

Деятельность отечественных спортивных клубов, которые обеспечивают успешных спортсменов на крупнейших международных соревнованиях и постепенно занимающие ведущие позиции в мировом рейтинге, безусловно, заслуживает нового и более результативного подхода к организации управления. Особенностью развития профессионального спорта на национальном уровне является усиление роли государства в вопросах правового регулирования. Во многих развитых странах это привело к принятию законов, где весьма заметна роль государства [3].

Подводя итог можно сделать вывод, что выделенные особенности устройства и структуры рынков труда профессиональных спортсменов дают представление о их сложности и специфике. Коммерческий спорт находит все новые источники финансирования, что помогает ему эффективно развиваться в этой отрасли. На сегодняшний день спортсмены стали так называемым «товаром» на рынке труда. В России профессиональный коммерческий спорт нуждается в существенных изменениях для выхода на качественно новый уровень.

Литература:

  1. Гремина Л. А. Профессиональный спорт как экономический фактор в спортивной индустрии. [Электронный ресурс] // https://elibrary.ru/item.asp?id=25293676 (дата обращения 04.05.18).
  2. Жуков А. Д. Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения. [Электронный ресурс] // http://sportwiki.to/Профессиональный_спорт:_история_и_современное_состояние (дата обращения 04.05.18).
  3. Шелкова В. А. Особенности развития профессиональнного спорта в России [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-professionalnogo-sporta-v-rossii (дата обращения 04.05.18).
  4. Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес // Учебное пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры, 2005. — 324 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный спорт, коммерческий спорт, Россия, рынок труда, спортсмен, источник финансирования, спортсмен стали, физическая культура, эта.


Ключевые слова

рынок труда, финансирование, источники финансирования, экономика спорта, профессиональный спорт, коммерческий спорт, спортивный агент, история коммерческого спорта

Похожие статьи

Перспективы развития современного студенческого спорта

В статье рассматриваются основные перспективы развития студенческого спорта. Описываются особенности организации студенческого спорта за рубежом, а также проблемы и направления их решениях, которые относятся к студенческому спорту в России.

Экономический фактор в спорте

В статье рассматриваются вопросы становления экономики спорта как науки необходимо для того, чтобы с наибольшим эффектом использовать то, что еще осталось от прошлого, показать возможные резервы ресурсного обеспечения спорта, а в конечном итоге — для...

Экономика в области спорта

В данной статье освещается проблема связи спорта и экономики, проводится изучение потребностей и интереса, анализ проникновения законов рынка в область спорта, исследование положительных изменений в спортивной жизни страны.

Особенности международного туризма

В статье рассмотрен организационный механизм функционирования международного туризма. В его рамках определены необходимые условия для его развития, описываются факторы, под влиянием которых формируется сфера международного туризма. Также уделено вним...

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Продвижение бренда компании в сфере спорта

В статье рассматриваются подходы к пониманию спортивного маркетинга для профессиональных спортивных клубов. Выделяется важная роль создания и продвижения бренда спортивного клуба в спортивной среде, рассматриваются основные коммуникационные инструмен...

Влияние международного туризма на экономику стран мира

Статья посвящена современному состоянию международного туризма и его экономическому значению, изучению состояние и перспектив развития туристического рынка, как сектора глобальной экономики и взвесить все плюсы и минусы экономических последствий. Дан...

Развитие финансовой грамотности среди студентов

В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...

Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализированы основные тенденции в развитии малого бизнеса в России и выделены основные проблемы его развития на современном этапе.

Похожие статьи

Перспективы развития современного студенческого спорта

В статье рассматриваются основные перспективы развития студенческого спорта. Описываются особенности организации студенческого спорта за рубежом, а также проблемы и направления их решениях, которые относятся к студенческому спорту в России.

Экономический фактор в спорте

В статье рассматриваются вопросы становления экономики спорта как науки необходимо для того, чтобы с наибольшим эффектом использовать то, что еще осталось от прошлого, показать возможные резервы ресурсного обеспечения спорта, а в конечном итоге — для...

Экономика в области спорта

В данной статье освещается проблема связи спорта и экономики, проводится изучение потребностей и интереса, анализ проникновения законов рынка в область спорта, исследование положительных изменений в спортивной жизни страны.

Особенности международного туризма

В статье рассмотрен организационный механизм функционирования международного туризма. В его рамках определены необходимые условия для его развития, описываются факторы, под влиянием которых формируется сфера международного туризма. Также уделено вним...

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Продвижение бренда компании в сфере спорта

В статье рассматриваются подходы к пониманию спортивного маркетинга для профессиональных спортивных клубов. Выделяется важная роль создания и продвижения бренда спортивного клуба в спортивной среде, рассматриваются основные коммуникационные инструмен...

Влияние международного туризма на экономику стран мира

Статья посвящена современному состоянию международного туризма и его экономическому значению, изучению состояние и перспектив развития туристического рынка, как сектора глобальной экономики и взвесить все плюсы и минусы экономических последствий. Дан...

Развитие финансовой грамотности среди студентов

В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...

Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализированы основные тенденции в развитии малого бизнеса в России и выделены основные проблемы его развития на современном этапе.

Задать вопрос