В данной статье рассматриваются основные тенденции профессионального спорта и экономики, его история развития, коммерция, особенный рынок труда для спортсменов. Также рассматривается финансирование в этой отрасли, планы, перспективы коммерческого спорта, его условия развития в мире и в России на сегодняшний день.
Ключевые слова: коммерческий спорт, финансирование, экономика спорта, профессиональный спорт, рынок труда, спортивный агент, источники финансирования, история коммерческого спорта.
This article examines the main trends of commercial professional sports, its development history, a special labor market for athletes. It also considers financing in this industry, plans, prospects for commercial sports, its development conditions in the world and in Russia today.
Key words: commercial sports, financing, sports economics, professional sports, labor market, sports agent, funding sources, the history of commercial sports.
Самая важная часть сферы физической культуры и спорта является профессиональный спорт, который является вершиной коммерциализированной частью всей совокупностью физкультурно-спортивных отношений [4].
Генезис профессионального спорта обусловлен как собственным развитием самого спорта, так и рядом социальных условий, объективно способствующих превращению спортивной деятельности в профессиональную деятельность. Еще на стадии формирования спорта как общественного явления происходит его дифференциация по классовому признаку и целевому функциональному назначению. В короткое время выделяются три основных направления его развития: аристократический (любительский), профессиональный и значительно позже — рабочий спорт [4].
Развитие профессионального спорта также требовало разработки единой политики по целому ряду вопросов, в первую очередь — правил найма спортсменов и оплаты их труда. В середине 1950-х гг. началось время «звёзд», приведшее в короткие сроки к стремительному росту как зарплаты футболистов, так и их рыночной стоимости. К концу XX в. профессиональный спорт превратился в явление, сочетающее в себе и спорт, и развлечение, и бизнес. Предприниматели разных стран в короткие сроки превратили бокс, футбол, баскетбол, хоккей, бейсбол, автоспорт, теннис и некоторые другие виды спорта в профессиональные виды спорта. Спортсменов стали покупать и продавать как товар. При этом цены на них быстро росли [3].
Профессиональный спорт составляет малую величину от основной массы людей, которые так или иначе имеют отношение к физической культуре и спорту и как показывает официальная статистика не превышает отметку в 0,1–0,5 %. Но в то же время по своей затратности и объёму вкладываемых в него денег он многократно превосходит любительский спорт и на сегодняшний день составляет весомую часть экономики [4].
Если рассматривать профессиональный спорт как отрасль экономики, то можно увидеть то, как эта самая отрасль производит для зрителей (потребителей) продукт в виде зрелищных услуг, где потребители готовы их оплачивать. Отсюда следует престиж соревнований, зрелищность отдельно взятого вида спорта и цена [4].
Время нахождения спортсмена в профессиональном спорте ограничено и обычно не превышает 35 лет, это происходит в силу внутренней конкурентности, требований к постоянно высоким результатам и переносам больших нагрузок и т. д. Данное обстоятельство имеет для экономики существенное значение, так как при достижении возрастного порога спортсмен снижает скоростные и силовые показатели, а вместе с этим снижается качество продаваемых услуг, а также падает цена. Для спортсмена уход из профессионального спорта связан с потерей источника доходов и утратой привычных условий жизни [1].
На сегодняшний день существует так называемый рынок труда для профессиональных атлетов, где есть основные черты:
‒ Спортсменов можно рассматривать как особый вид товара, которым торгуют на рынках труда. Они есть носители знаний, умений и навыков. Однако работодатель вполне может ограничивать их права на свободу перемещения, питания и др.
‒ Особая система найма и отбора проф. спортсменов. Здесь нет биржи труда и квалификационных требований. Специальные агенты и тренеры моделируют рынок с помощью отслеживания успехов и неудач спортсменов. Собственно, они же и приглашают на работу спортсменов, и эта вся деятельность скрыта и есть коммерческая тайна.
‒ Специальная система ценообразования. Этот сегмент необходим хотя бы для того, чтобы понимать, насколько цены на профессиональных спортсменов высоки, талант и умения неопределенны, травмы тоже вносят те или иные риски. Исходя из этого, конкретно эта сфера бизнеса весьма нестабильна и рискованна.
‒ Спортивные агенты представляют необходимый элемент перелива кадров от одних работодателей к другим [4].
Стоит отметить основные источники финансирования коммерческого спорта:
- продажа билетов;
- продажа прав на телетрансляцию;
- средства владельцев клуба;
- спонсорство;
- реклама;
- доходы от стадионов;
- доходы от участия в международных турнирах;
- коммерческо-лицензионная деятельность;
- продажа акций команд;
- трансфер спортсменов;
- поступления из лиг;
- спортивные лотереи;
- проценты на капитал, положенный в банк. В России имеются особенности финансирования профессиональных клубов, обусловленные спецификой развития профессионального спорта в стране. Наряду с отмеченными выше источниками, российские профессиональные клубы получают деньги на свое функционирование и развитие из региональных и муниципальных бюджетов [2].
Деятельность отечественных спортивных клубов, которые обеспечивают успешных спортсменов на крупнейших международных соревнованиях и постепенно занимающие ведущие позиции в мировом рейтинге, безусловно, заслуживает нового и более результативного подхода к организации управления. Особенностью развития профессионального спорта на национальном уровне является усиление роли государства в вопросах правового регулирования. Во многих развитых странах это привело к принятию законов, где весьма заметна роль государства [3].
Подводя итог можно сделать вывод, что выделенные особенности устройства и структуры рынков труда профессиональных спортсменов дают представление о их сложности и специфике. Коммерческий спорт находит все новые источники финансирования, что помогает ему эффективно развиваться в этой отрасли. На сегодняшний день спортсмены стали так называемым «товаром» на рынке труда. В России профессиональный коммерческий спорт нуждается в существенных изменениях для выхода на качественно новый уровень.
Литература:
- Гремина Л. А. Профессиональный спорт как экономический фактор в спортивной индустрии. [Электронный ресурс] // https://elibrary.ru/item.asp?id=25293676 (дата обращения 04.05.18).
- Жуков А. Д. Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения. [Электронный ресурс] // http://sportwiki.to/Профессиональный_спорт:_история_и_современное_состояние (дата обращения 04.05.18).
- Шелкова В. А. Особенности развития профессиональнного спорта в России [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-professionalnogo-sporta-v-rossii (дата обращения 04.05.18).
- Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес // Учебное пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры, 2005. — 324 с.