Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.
Воспитание в нашей стране всегда стояло на первом месте, было сутью образования личности. По определению С. И. Ожегова нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
На современном этапе, во время расцвета научно-технического прогресса, наблюдается преобладание вещественного богатства над духовным, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Педагоги всерьёз обеспокоены тем, какими вырастут наши дошкольники, фраза «Всё начинается с детства» сейчас особенно актуальна.
Дошкольный возраст — благоприятный этап в формировании личности ребёнка. Считаю, что если не развивать у дошколят духовно-нравственные качества, невозможно воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией, которые будут гордиться успехами своей страны, её историей, традициями и культурой, свершениями своего народа, будут хранить память о своих предках, уважать защитников Отечества. А это и есть основные задачи духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Дошкольники приобретают элементарное понимание правил нравственного поведения, моральных норм, получают опыт общения со сверстниками и взрослыми в соответствии с нравственными нормами, принятыми в обществе. Учатся проявлять небезразличное отношение к трудностям других людей, стремление им помочь, выражать сочувствие, учатся анализировать поступки свои и других людей, оценивая их с нравственной стороны. Духовный мир — это знания, получаемые дошкольниками их книг, при ознакомлении с произведениями искусства, прослушивании музыки.
Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей на примере героизма защитников Старооскольской земли в годы Великой Отечественной войны — важная задача моей работы. В группе, где я работаю, систематически проводится цикл образовательных ситуаций и ситуативных разговоров с детьми на темы: «Никто не забыт», «Дети — герои войны», «Они защищали Старый Оскол», включающие чтение и обсуждение подобранного в соответствии с темой произведения, игры и задания, тематические занятия, посвящённые памятным датам, развлечения «Сильные и ловкие», «Бравые солдаты», викторины, досуги, игры — путешествия в прошлое нашего края.
Неоценимую помощь в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей оказывают родители, с помощью которых в группе создан мини-музей «Они сражались за Родину». В него вошло несколько экспозиций: «Герои — бронебойцы» (представлены фотографии, карта боевых действий, история подвига 17 героев, защищавших разъезд у Мойсюковой будки), «Старый Оскол в военное время» (собраны фотографии города в годы войны, вырезки из газет с рассказами о городе), «Свидетели военных лет» (представлены фронтовая пилотка, солдатская фляжка, боевые награды, фронтовые письма и др.), «Война глазами детей» (собраны детские рисунки о войне). Функционирование музея помогает не только успешно решать задачи патриотического направления, но, и, стимулирует всех участников образовательной деятельности к сотрудничеству, развивает исследовательские способности и познавательный интерес.
К дню Победы в группе был оформлен уголок «Бессмертный полк», где размещены фотографии, прадедов и прабабушек наших воспитанников, участвовавших в Великой Отечественной войне, прошли акции «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану». Родители вместе с детьми приняли активное участие в акции «Бессмертный полк», отдав дань памяти своим близким, ковавшим победу на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Ежегодно в нашей группе проводится «Неделя памяти», во время которой дети и взрослые совершают экскурсии по памятным местам города. Это прежде всего мемориальный комплекс у Атаманского леса, аллея Славы в северо-восточной части города, стела «Город воинской славы», памятники 17 героям — бронебойщикам, железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Я убеждена, что, рассказывая о самоотверженном подвиге земляков, ценой своей жизни завоевавших победу, прививая детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству, мы передаем эстафету памяти дальше в будущие поколения.
Духовно-нравственное воспитание детей должно осуществлять в тесном взаимодействии педагогов детского сада и родителей дошкольников. Взрослые должны быть всегда рядом с ребёнком, их задача — правильно оценить настоящее и показать перспективы будущего, превращая простые будни в целостные уроки жизни. Только при таких условиях ростки духовной нравственности пустят глубоко корни, помогут растущему человеку достойно жить среди других людей. И наши воспитанники вырастут сознательными гражданами нашего общества с чувством собственного долга, ответственности, с уважением будут относиться к своей истории, гордиться своим городом, своей Родиной.
Литература:
- Буре, Р. С. Основы нравственного воспитания детей [Текст] / Р. С. Буре. –М.: Перспектива, 2009. –298 с.
- Ветохина, А.Я., Дмитренко, З. С. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. — СПб.: Детство-Пресс, 2009.- 120 с.
- Никулов, А. Г. Оскольский край [Текст] / А. Г. Никулов.- Курск: Старый Оскол, 1997. — 545 с.