Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.10.2018

Статья просмотрена: 347 раз

Библиографическое описание:

Чехлыстова, Т. В. Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны / Т. В. Чехлыстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 93-94. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53308/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.

Воспитание в нашей стране всегда стояло на первом месте, было сутью образования личности. По определению С. И. Ожегова нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

На современном этапе, во время расцвета научно-технического прогресса, наблюдается преобладание вещественного богатства над духовным, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Педагоги всерьёз обеспокоены тем, какими вырастут наши дошкольники, фраза «Всё начинается с детства» сейчас особенно актуальна.

Дошкольный возраст — благоприятный этап в формировании личности ребёнка. Считаю, что если не развивать у дошколят духовно-нравственные качества, невозможно воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией, которые будут гордиться успехами своей страны, её историей, традициями и культурой, свершениями своего народа, будут хранить память о своих предках, уважать защитников Отечества. А это и есть основные задачи духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Дошкольники приобретают элементарное понимание правил нравственного поведения, моральных норм, получают опыт общения со сверстниками и взрослыми в соответствии с нравственными нормами, принятыми в обществе. Учатся проявлять небезразличное отношение к трудностям других людей, стремление им помочь, выражать сочувствие, учатся анализировать поступки свои и других людей, оценивая их с нравственной стороны. Духовный мир — это знания, получаемые дошкольниками их книг, при ознакомлении с произведениями искусства, прослушивании музыки.

Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей на примере героизма защитников Старооскольской земли в годы Великой Отечественной войны — важная задача моей работы. В группе, где я работаю, систематически проводится цикл образовательных ситуаций и ситуативных разговоров с детьми на темы: «Никто не забыт», «Дети — герои войны», «Они защищали Старый Оскол», включающие чтение и обсуждение подобранного в соответствии с темой произведения, игры и задания, тематические занятия, посвящённые памятным датам, развлечения «Сильные и ловкие», «Бравые солдаты», викторины, досуги, игры — путешествия в прошлое нашего края.

Неоценимую помощь в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей оказывают родители, с помощью которых в группе создан мини-музей «Они сражались за Родину». В него вошло несколько экспозиций: «Герои — бронебойцы» (представлены фотографии, карта боевых действий, история подвига 17 героев, защищавших разъезд у Мойсюковой будки), «Старый Оскол в военное время» (собраны фотографии города в годы войны, вырезки из газет с рассказами о городе), «Свидетели военных лет» (представлены фронтовая пилотка, солдатская фляжка, боевые награды, фронтовые письма и др.), «Война глазами детей» (собраны детские рисунки о войне). Функционирование музея помогает не только успешно решать задачи патриотического направления, но, и, стимулирует всех участников образовательной деятельности к сотрудничеству, развивает исследовательские способности и познавательный интерес.

К дню Победы в группе был оформлен уголок «Бессмертный полк», где размещены фотографии, прадедов и прабабушек наших воспитанников, участвовавших в Великой Отечественной войне, прошли акции «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану». Родители вместе с детьми приняли активное участие в акции «Бессмертный полк», отдав дань памяти своим близким, ковавшим победу на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны.

Ежегодно в нашей группе проводится «Неделя памяти», во время которой дети и взрослые совершают экскурсии по памятным местам города. Это прежде всего мемориальный комплекс у Атаманского леса, аллея Славы в северо-восточной части города, стела «Город воинской славы», памятники 17 героям — бронебойщикам, железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Я убеждена, что, рассказывая о самоотверженном подвиге земляков, ценой своей жизни завоевавших победу, прививая детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству, мы передаем эстафету памяти дальше в будущие поколения.

Духовно-нравственное воспитание детей должно осуществлять в тесном взаимодействии педагогов детского сада и родителей дошкольников. Взрослые должны быть всегда рядом с ребёнком, их задача — правильно оценить настоящее и показать перспективы будущего, превращая простые будни в целостные уроки жизни. Только при таких условиях ростки духовной нравственности пустят глубоко корни, помогут растущему человеку достойно жить среди других людей. И наши воспитанники вырастут сознательными гражданами нашего общества с чувством собственного долга, ответственности, с уважением будут относиться к своей истории, гордиться своим городом, своей Родиной.

Литература:

  1. Буре, Р. С. Основы нравственного воспитания детей [Текст] / Р. С. Буре. –М.: Перспектива, 2009. –298 с.
  2. Ветохина, А.Я., Дмитренко, З. С. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. — СПб.: Детство-Пресс, 2009.- 120 с.
  3. Никулов, А. Г. Оскольский край [Текст] / А. Г. Никулов.- Курск: Старый Оскол, 1997. — 545 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание детей, ребенок.


Похожие статьи

Формирование нравственных качеств и патриотических чувств старших дошкольников на примере деяний святого благоверного князя Александра Невского

Статья посвящена проблеме нравственно — патриотического и духовного воспитания детей старшего дошкольного возраста, влияния образа Александра Невского на воспитание гражданских чувств воспитанников МДОУ детского сада комбинированного вида № 22.

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Данная статья может быть полезна родителям и воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...

Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников. Проанализированы формы и методы работы, обоснована актуальность работы по данному направлению.

Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает особенности влияния спортивных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся

Затрагивает актуальную проблему воспитания младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание является важным элементом социализации учащихся. В статье описана система работы, представлены формы и методы для воспитания гражданина-патриота.

Мы живём в России. Патриотическое воспитание дошкольников

Статья посвящена организации работы по патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В материале рассматривается организация образовательной деятельности в данном направлении с детьми от 4-х до 8-ми лет.

Похожие статьи

Формирование нравственных качеств и патриотических чувств старших дошкольников на примере деяний святого благоверного князя Александра Невского

Статья посвящена проблеме нравственно — патриотического и духовного воспитания детей старшего дошкольного возраста, влияния образа Александра Невского на воспитание гражданских чувств воспитанников МДОУ детского сада комбинированного вида № 22.

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Данная статья может быть полезна родителям и воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...

Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников. Проанализированы формы и методы работы, обоснована актуальность работы по данному направлению.

Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает особенности влияния спортивных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся

Затрагивает актуальную проблему воспитания младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание является важным элементом социализации учащихся. В статье описана система работы, представлены формы и методы для воспитания гражданина-патриота.

Мы живём в России. Патриотическое воспитание дошкольников

Статья посвящена организации работы по патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В материале рассматривается организация образовательной деятельности в данном направлении с детьми от 4-х до 8-ми лет.

Задать вопрос