Сложившаяся ситуация в экономике России и актуальность реализации решений Президента страны по направлению реформирования авиационной отрасли страны требуют применения инновационных логистических решений, одним из направлений которых является развитие механизмов поставок авиационно-технических изделий для авиакомпаний.
Ключевые слова: логистика, цепь поставок, поставщики, логистическая информационная система.
The current situation in the Russian economy and the relevance of implementing the decisions of the President in reforming the country's aviation industry require the use of innovative logistics solutions, one of the areas of which is the development of supply mechanisms for aviation technical products for airlines.
Keywords: logistics, supply chain, suppliers, logistics information system.
В условиях современной мировой и отечественной экономической систем использование логистических механизмов является одним из приоритетных направлений повышения эффективности управления предприятиями авиационной промышленности.
Следует отметить, что использование механизмов логистики получило в настоящее время широкое распространение, и объем рынка логистических услуг в России ежегодно растет, согласно прогнозам, до конца 2018 года он достигнет 220 млрд.руб.
Цепь поставок представляет собой ряд различных видов деятельности и экономических субъектов, проходя через которые материальный поток авиационно-технических изделий перемещается от первоначальных поставщиков до конечных потребителей.
Взаимоотношения в цепи поставок зачастую настолько сложны, что иногда возникает вопрос, возможно ли отказаться от использования цепей поставок. В отдельных случаях это является возможным, к осуществляется перемещение авиационно-технических изделий непосредственно от производителя к авиакомпании [4, c. 36].
Тем не менее, существует ряд объективных причин, объясняющих необходимость наличия более длинной цепи поставок. Рассмотрим ситуацию, когда авиакомпания принимает решение приобретать авиационно-технические изделия напрямую у их производителей. Действительно, в таком случае цепь поставок будет минимальной, но в то же время возникает необходимость регулярного посещения представителями авиакомпании каждого производителя, если не находится на заводе постоянно. Таким образом, представляется более рациональным вариант, при котором выбранная транспортная компания возьмет на себя функцию доставки авиационно-технических изделий в авиационную компанию.
Однако, если транспортная компания принимает на себя функции обеспечения потребности в авиационно-технических изделиях одной авиационной компании, она может взять на себя функции обеспечения и других авиакомпаний и аэропортов. Результатом этого является удлинение цепи поставок, но то этом и растет количество выгод, получаемых потребителями [1, с. 26].
Формирование интегрированных логистических цепочек, включенных в одну сетевую структуру, включает в себя весь процесс, начиная проектированием авиационно-технических изделий и заканчивая их поставкой авиакомпании.
Основной формой организации логистических процессов при этом становится сетевая логистическая структура, ориентированная на информационные логистические технологии.
В последние годы в основной тенденцией развития цепей поставок авиационно-технических изделий в России является внедрение CALS-технологий, которые выступаю инструментом организации и информационной поддержки всех участников создания, производства и использования авиационно-технических изделий на всех стадиях жизненного цикла продукции. Эффективное применение этого инструментария возможно на базе интегрированной логистической поддержки, являющейся «ядром» концепции CALS-технологий.
Флагманские предприятия авиационной промышленности, связанные с производством авиационной техники, в большинстве случаев берут на себя обязательство осуществлять ее сервисное обслуживание, включая поставку запчастей. Основу построения системы гибких поставок составляет логистический подход, который позволяет решать весь комплекс работ и сервисных услуг, связанных с производством, транспортировкой и продажей запчастей.
Особое место в системе принадлежит электронной базе данных по каталогизации заказчиков и продукции отрасли в рамках Федеральной системы каталогизации продукции.
Федеральная система каталогизации продукции ориентирована на достижение следующих целей:
‒ формирование оптимальной номенклатуры продукции, повышение ее технического уровня и качества;
‒ переход к автоматизированным системам управления запасами и формирование заявок на основании технологий штрихового кодирования;
‒ внедрение CALS-технологий при формировании логистической поддержки процесса проектирования, производства и эксплуатации сложных комплексов и образцов техники (запчастей), повышение конкурентоспособности этой техники на мировом рынке.
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется программа, обеспечивающая межотраслевую координацию по поставке авиационно-технических изделий, в том числе запчастей, из авиационной промышленности к авиакомпаниям [3, с.127].
В целях создания системы интегрированной логистической поддержки цепей поставок авиационно-технических изделий необходимо разработать комплекс нормативных документов, организационных мер и информационной поддержки за процессами производства, поставки, эксплуатации и утилизации авиационно-технических изделий, в первую очередь запасных частей. В настоящее время предлагаются для внедрения логистические информационные технологии, способные решать указанные задачи.
Правильность выбранной тенденции развития цепей поставок подтверждает успешная реализация одного из логистических проектов — «FORLOG», в рамках которого российская компания «ИнтегПрог-Сервис» успешно внедрила логистическую информационную систему, позволившую осуществлять контроль и управление поставок оборудования в реальном круглосуточном режиме времени. Информационная система предусматривает возможность одновременной работы нескольких пользователей в городах Омск, Хабаровск, Саратов, Чита, Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Петропавловск-Камчатский.
При реализации указанного проекта выполнены следующие требования:
‒ наличие передовой информационной логистической системы, позволяющей контролировать всю цепочку поставки авиационно-технических изделий;
‒ контроль должен осуществляться автоматически в реальном режиме времени;
‒ все стадии документооборота должны быть учтены и контролируемы;
‒ на основе оперативных запросов должны выдаваться отчеты любой формы и любой степени сложности.
По нашему мнению, развитие цепей поставок авиационно-технических изделий посредством применения систем интегрированной логистической поддержки, созданных на платформе современных технологий с возможностью интернет-доступа, позволит [6, с.211]:
‒ усилить государственное регулирование рынка авиационно-технического имущества, включая увеличение налогооблагаемой базы;
‒ вытеснить с рынка незарегистрированную и несертифицированную продукцию;
‒ снизить затраты авиакомпаний на поддержание летной годности, поставку запчастей и, как следствие, — снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт;
‒ повысить безопасность полетов и контроль за критическими параметрами авиационных ресурсов и всех участников авиационного рынка.
Литература:
- Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015. — 640 с.
- Бочкарев А. А. Планирование и моделирование цепи поставок Издательство: «Альфа-Пресс», 2008–192 с.
- Дональд Уотерс Логистика. Управление цепью поставок Издательство «Юнити-Дана», 2016. — 503 с.
- Кеннет Лайсонс, Майкл Джиллингем Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. Издательство «Инфра-М», 2016–798 с.
- Логистика интегрированных цепочек поставок: Учебник / Миротин Л.Б, Некрасов А. Г. — М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 256c.
- Логистические цепи сложно-технологических производств. Миротин Л. Б., Корчагин В. А., Ляпин С. А., Некрасов А. Г. Издательство «Экзамен», 2015–288 с.
- Некрасов А. Г., Мельников. Д. А. М64 Безопасность цепей поставок в авиаиндустрии: Монография. — М.: Издательство ГУП МТС ГА «Авиатехснаб», 2016. — 320c.
- Саркисов С. В. Управление логистическими цепями поставок. Издательство: «Дело» 2016 г. — 368 с.