Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.10.2018

Статья просмотрена: 2097 раз

Библиографическое описание:

Мартынова, Н. М. Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования / Н. М. Мартынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53312/ (дата обращения: 15.11.2024).



Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая природа, принципы принятия локальных нормативных актов и их классификация.

Ключевые слова: локальный акт, нормативный акт, образование, образовательная организация, дополнительное образование.

The concept of local normative acts of educational organizations implementing programs of additional education is considered. Attention is paid to the phenomenon of local regulation of educational activities. The legal nature, principles of adoption of local regulations and their classification are revealed.

Keywords: local act, regulation, education, educational institution, further education.

Локальные акты образовательной организации составляют неотъемлемый аспект регулирования отношений в сфере образования. Без передачи части правовых сил на локальное регулирования образовательные отношения потеряют свою эффективность.

Образовательная организация самостоятельно решает, какие именно локальные нормативные акты стоит размещать на своем сайте, за исключением случаев, когда обязательность такого размещения напрямую указана в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основная задача образовательной организации в данном аспекте — установить нормативные предписания локального характера на основе правовых предписаний.

Закон устанавливает, что на сайте образовательной организации должны быть размещены акты, принимаемые по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Законодатель конкретизирует некоторые из них: акты регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Порядок размещения локальных нормативных актов на сайте образовательной организации регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», а также Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации». На сайте образовательной организации локальные нормативные акты должны быть размещены в разделе «Сведения об образовательной организации» — «Документы».

При оформлении локальных нормативных актов образовательная организация может руководствоваться требованиями ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации». Однако образовательной организации необходимо учитывать, что требования к оформлению документов, установленные ГОСТом, носят рекомендательный характер (Постановление Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации»). При размещении локальных нормативные актов рекомендуется обеспечить наличие в их тексте наименования, даты издания, порядкового (регистрационного) номера, подписи уполномоченного должностного лица, информации о согласовании документа, печати образовательной организации.

Таким образом, актуальным видится определение понятия локального нормативного акта, его признаков и принципов, а также рассмотрение вопроса о классификации данных актов.

Локальный акт образовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательного учреждения и регулирующий отношения в рамках данного образовательного учреждения. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) (п. 3 ст. 30 № 273-ФЗ). Разграничение полномочий между участниками образования определяется Уставом.

Локальный акт должен включать в себе следующие признаки:

  1. Регулирование отношений только внутри отдельной организации. «Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом» (п. 1 ст. 30 № 273-ФЗ).
  2. Разрабатывается с учётом законов и подзаконных актов Российской Федерации, региона, а также правовых нормативных актов органов местного самоуправления.
  3. Локальный акт в образовательной организации является официальным правовым актом, который должен иметь необходимые реквизиты: наименование, дату издания, регистрационный номер, подпись уполномоченного лица, виды согласования, печать образовательной организации.
  4. Для разработки и принятия локального акта стоит привлекать всех субъектов образовательных отношений.

Существует достаточно много видов локальных актов, их можно классифицировать по следующим критериям:

1) по степени значимости:

‒ обязательные — состав этих локальных актов определен трудовым и гражданским законодательством. Трудовой кодекс РФ, закон «Об образовании в Российской Федерации» содержат прямое указание на принятие подобных документов (например, ст. 189 и 135 ТК РФ, ст. 52 ГК РФ, ст. 30 закона «Об образовании в Российской Федерации»);

‒ необязательные — такие документы не предусмотрены законодательством, организация принимает локальные акты по своему усмотрению (например, Положение об организации детского отдыха);

2) по сфере действия:

‒ общего характера, распространяющиеся на всю организацию (Правила внутреннего трудового распорядка);

‒ специального характера, касающиеся отдельных вопросов (Положение о структурных подразделениях, Положение о специализированных кабинетах);

3) по кругу лиц:

‒ распространяющиеся на всех работников организации (Правила внутреннего трудового распорядка);

‒ распространяющиеся на определённую категорию участников правоотношений (Правила поведения обучающихся в образовательной организации).

Индивидуальные локальные акты используются для юридического оформления управленческих решений и рассчитаны на однократные применения (Приказы о наложении взыскания, о поощрении);

4) по сроку действия:

‒ неоднократное и применение (Устав образовательной организации, должностные инструкции работников);

‒ с определённым сроком действия (График дежурства).

Локальные акты образовательной организации принимаются в разных формах (постановление, приказ, решение, инструкция; положение, правила) и могут регламентировать различные виды деятельности образовательной организации.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение обучающихся, советов родителей, представительных органов, а также представительных органов работников (при наличии таких органов).

Согласно положениями ст. 30 Федеральный закон № 273-ФЗ прямо указывается, какие вопросы подлежат урегулированию локальными актами.

  1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
  2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
  3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
  4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Можно сделать вывод, что в соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом.

Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам образовательной деятельности. Это акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ).

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, например, ст. 8 и 372 Трудового кодекса РФ, представительных органов работников (при наличии таких органов).

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.). Российская газета от 30.12.2001
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, акт, Российская Федерация, локальный акт, образовательная деятельность, порядок, представительный орган работников, совет родителей, трудовое законодательство, образовательное учреждение.


Похожие статьи

Учреждения дополнительного образования как социально-культурный институт

Исследована сущность системы дополнительного образования, включающая учреждения дополнительного образования, как компонент социально-культурных институтов. Определена роль, функции и направления деятельности учреждений дополнительного образования.

Нормативно-правовая база деятельности системы дополнительного образования детей

В статье представлен краткий перечень основных нормативно–правовых актов, применяемых в деятельности современной системы дополнительного образования Российской Федерации.

К вопросу о необходимости совершенствования сферы информационного и материально-технического обеспечения системы высшего образования в Российской Федерации

К числу одних из основных проблем, связанных с совершенствованием качества образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования, следует отнести проблемы цифровизации и материально-технического обеспечен...

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Воспитание и развитие дошкольников в детском саду

В статье проводится теоретический анализ понятий «воспитание» и «развитие», выделяются ключевые аспекты их сущности. Автором определено соотношение воспитательных и развивающих задач, которые ставит перед педагогическим коллективом дошкольной образов...

К вопросу об основах нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

В статье рассматривается общая характеристика нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Выявлены вопросы ведения субъектов Федерации. Проанализировано право законодательной инициативы на региональном уровне.

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Нормативно-правовые основания создания образовательной программы начального общего образования общеобразовательной организации

В статье рассматриваются нормативно-правовые основания создания образовательной программы начального общего образования в общеобразовательной организации. Анализируются ключевые нормативные документы, включая Конституцию Российской Федерации, Федерал...

Нормативно-правовое регулирование деятельности ДОУ

В современной России существует система образования и воспитания, которая является совокупностью взаимодействия: преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности образования.

Похожие статьи

Учреждения дополнительного образования как социально-культурный институт

Исследована сущность системы дополнительного образования, включающая учреждения дополнительного образования, как компонент социально-культурных институтов. Определена роль, функции и направления деятельности учреждений дополнительного образования.

Нормативно-правовая база деятельности системы дополнительного образования детей

В статье представлен краткий перечень основных нормативно–правовых актов, применяемых в деятельности современной системы дополнительного образования Российской Федерации.

К вопросу о необходимости совершенствования сферы информационного и материально-технического обеспечения системы высшего образования в Российской Федерации

К числу одних из основных проблем, связанных с совершенствованием качества образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования, следует отнести проблемы цифровизации и материально-технического обеспечен...

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Воспитание и развитие дошкольников в детском саду

В статье проводится теоретический анализ понятий «воспитание» и «развитие», выделяются ключевые аспекты их сущности. Автором определено соотношение воспитательных и развивающих задач, которые ставит перед педагогическим коллективом дошкольной образов...

К вопросу об основах нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

В статье рассматривается общая характеристика нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Выявлены вопросы ведения субъектов Федерации. Проанализировано право законодательной инициативы на региональном уровне.

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Нормативно-правовые основания создания образовательной программы начального общего образования общеобразовательной организации

В статье рассматриваются нормативно-правовые основания создания образовательной программы начального общего образования в общеобразовательной организации. Анализируются ключевые нормативные документы, включая Конституцию Российской Федерации, Федерал...

Нормативно-правовое регулирование деятельности ДОУ

В современной России существует система образования и воспитания, которая является совокупностью взаимодействия: преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности образования.

Задать вопрос