Семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В последнее время наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходит доброта, милосердие, стремление к духовности. Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интереса семьи, требуется определённая, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей по вопросу воспитания. Что же для этого необходимо? Конечно же, система взаимоотношений и общения, которая формируется в процессе деятельности. Наиболее существенные роль играет такой тип взаимодействия, при котором активизируется совместная творческая деятельность педагога, ребенка, родителя. Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Многие родители не задумываются об этом и не понимают простую истину — какими вырастут их дети, зависит отданного им времени. При этом речь идет не о количестве, а о качестве этого времени. Мы отдаем предпочтение.
В настоящее время все большее внимание уделяется новым подходам к педагогическому взаимодействию дошкольных образовательных организаций и семьи.
Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия для активного включения семь в жизни дошкольного учреждения на сегодняшний день является для нас одним из самых актуальных.
Как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей?
Как привлечь таких занятых и далеких от педагогической теории современных пап и мам?
Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом?
Как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детей, и для детского сада?
Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» — это вечная «головная боль» педагогов.
С целью вовлечения родителей в активную совместную деятельность перед нашим педагогическим коллективом встала задача найти такую форму взаимодействия с семьей, которая отвечала бы следующим требованиям: оригинальностью, востребованностью, интерактивностью.
Мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме как наиболее интересной и продуктивной форме сотрудничества, при этом, не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшие себя формы работы с родителями, а только дополняя их. Одной из интересных форм работы в нашем детском саду является планирование и проведение тематических акций.
В нашем детском саду стартовали акции под названием:
Акция «Детский сад это мы!»
Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие эмпатии, способности выражать свои чувства, повышение сплоченности всех участников.
Утром, при входе в детский сад всем желающим педагогам, детям, родителям предлагалось написать свое мнение о работе детского сада, какое-нибудь приятное пожелание, отзыв.
Акция «День объятий ихороших слов».
Цель: психологическая профилактика, гармонизация внутреннего мира участников.
Каждый желающий имел возможность вытянуть сердечко с позитивным высказыванием: «Скажите своему ребенку, что Вы его любите», «Обнимите своего ребенка», «Назовите друг друга ласковым словом и т. д., каждый родитель читал своему ребенку хорошие и добрые пожелания.
Акция «Счастливы потому, что вместе!»
Цель: вызвать положительные эмоции, укрепить детско-родительские отношения, сформировать ценностное отношение к близким людям. Получить позитивную обратную связь от родителей, сплотить семью.
Акция «Выбери настроение»
Цель: создать условия для осознания дошкольниками их родителями своего настроения во время пребывания в ДОУ и его влияние на настроение друг друга.
Утром, при входе в детский сад педагогам, детям и родителям предлагалось выразить свое настроение при помощи цветных кружочков (изучив перед этим, какой цвет что означает). В каждой группе стояли коробочки с надписью:
«Подойди скорей сюда и возьми кружочек,
Цвет настроения свой брось в этот коробочек».
Акция «Аптечка для души»
Цели: создание положительного эмоционального фона в детском саду.
Акция «Секреты душевного благополучия»
Цель: формирование эмоциональной устойчивости и альтернативного восприятия окружающей действительности, через осознание своих внутренних эмоций и проецирования их во внешний мир.
Акция «Забор пожеланий ипредложений».
Цель: психологическая разгрузка, то есть создание условий для выражения отрицательных эмоций, тревожных состояний.
Таким образом, взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни группы, родители приобрели опыт педагогического сотрудничества. Желая привлечь к этой работе родителей, мы создали единый творческий союз детей, родителей, педагогов на основе свободы выбора, доверия друг к другу, искренности и доброты, сформировали положительное отношение родителей к учреждению.