Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.10.2018

Статья просмотрена: 320 раз

Библиографическое описание:

Лесунова, В. В. Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности / В. В. Лесунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 73-74. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53325/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников. Проанализированы формы и методы работы, обоснована актуальность работы по данному направлению.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в наше время является актуальной задачей, стоящей перед педагогами. С 2001 года постановлением правительства Российской Федерации каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан.

Патриотизм — благородное, социальное чувство, содержащее в себе любовь и привязанность к своей малой и большой Родине, стране, своему народу, это чувство, утверждающееся в человеке веками. Как сказал писатель А. А. Лиханов «Патриотизм — это и генетическое, и историческое чувство. Оно формируется вначале дома, родными, родителями…» И это действительно так. Дошкольный возраст — самая благодатная пора для воспитания юных патриотов. Маленький ребёнок по своей природе очень любопытен, он быстро овладевает знаниями об окружающем мире, стремится их расширить, приобщается к нравственным ценностям, традициям своей страны, проявляет эмоции на чужую беду и радость, учится различать добро и зло.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников — процесс трудный и многогранный. Его формирует информация, получаемая ребёнком с самого младенческого возраста. Сначала она не осознаётся ребёнком, но оставляет в его душе неизгладимый след, помогает создать базу для получения знаний о своей семье, родном доме, улице, на которой живёшь, городе, в котором родился, о своей большой, красивой стране. В формировании и становлении личности маленького гражданина всё это немаловажно и является цепочкой в преемственности поколений.

Активная разнообразная деятельность дошкольников — одно из условий для патриотического воспитания. В своей педагогической деятельности я использую различные формы работы. Так, чтобы сформировать у детей представления о семье, провожу цикл бесед «Я и моя семья», «Моя родня», организую выставки детских рисунков «Мир глазами детей», «Наша дружная семья», развлечения «Папа, мама, я — дружная семья» и т. д.

Убеждена, что любовь к родному краю у дошкольников начинается со знакомства со своей группой, детским садом, улицей, городом. В решении задач патриотической направленности особое значение имеют ситуативные разговоры, например: «Кто заботится о нас в детском саду», «Старый Оскол — город родной», «Наша улица», «Путешествие по улицам города».

Во время образовательной деятельности знакомлю своих воспитанников со страной, столицей, с государственными символами (флаг, герб, гимн), используя красочный иллюстрированный материал и информационно-коммуникационные технологии.

Ко Дню Победы ежегодно пополняем уже ставший традиционным, альбом «Никто не забыт, ничто не забыто», который наполнен рассказами и рисунками воспитанников о своих родственниках, участниках той далёкой войны; оформлен уголок «Бессмертный полк», где размещены фотографии и краткая биография ветеранов Великой Отечественной войны.

Рассматривание с детьми памятных медалей, орденов, сохранившихся писем с фронта, фотографий тех лет, помогает детям на конкретных фактах из жизни их близких людей, на примере членов их семьи понимать такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Неизгладимое впечатление у детей оставило шествие в Бессмертном полку, где они вместе с взрослыми, родителями и педагогами, прошли славный путь, отдавая дань погибшим в войне.

Правильно организованное общение родителей с ребёнком помогает детям понять, что их прадеды победили в Великой войне, потому что любили свою Родину и нам нужно чтить память героев, отдавших жизнь за наше счастливое будущее.

Родителям рекомендую совершать совместные прогулки с детьми к памятным местам Старого Оскола, посетить аллею Славы, краеведческий музей, больше знакомить детей с книгами о защитниках Отечества, читать о подвигах русских людей во имя своей Родины, рассказывать о знаменитых земляках, смотреть фильмы.

Я убеждена, что только во взаимодействии с семьёй можно научить детей помнить историю своей страны, гордиться достижениями нашей Родины, любить свою Отчизну.

Помочь ребёнку ощутить себя частичкой великой Родины — главнейшая задача патриотического воспитания дошкольников. Мы, взрослые, должны донести до каждого дошкольника, что память о той страшной Великой войне жива, пока она передаётся из поколения в поколение, что своим сегодняшним будущим мы обязаны героям той войны.

Литература:

  1. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст], — СПб.: Детство-Пресс, — 2009.- 190 с.
  2. Князева О. Л, Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. [Текст], — СПб.: Детство-Пресс, — 2009.- 243 с.
  3. Никулов А. Г. Оскольский край, — Старый Оскол, — 1997.- 545 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольный возраст, дружная семья, патриотическое воспитание дошкольников, Родина.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся

Затрагивает актуальную проблему воспитания младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание является важным элементом социализации учащихся. В статье описана система работы, представлены формы и методы для воспитания гражданина-патриота.

Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников

В статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании. Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в дан...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Данная статья может быть полезна родителям и воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.

Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности. Раскрыта значимость и необходимость развития самостоятельности, начиная с дошкольного детства. Выделяются структурные компоненты самостоят...

Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство руководителя группы

В этой статье рассматриваются актуальные вопросы о важности и значимости роли руководителя группы. Приводятся примеры опытных педагогов в управлении группой как руководитель. Также о возложении ответственной миссии на руководителя группы за воспитани...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов

В статье представлены психолого-педагогические аспекты формирования у студентов культуры здоровья, обоснованы факторы поведения, формирующие ЗОЖ.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны

Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся

Затрагивает актуальную проблему воспитания младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание является важным элементом социализации учащихся. В статье описана система работы, представлены формы и методы для воспитания гражданина-патриота.

Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников

В статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании. Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в дан...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Данная статья может быть полезна родителям и воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.

Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности. Раскрыта значимость и необходимость развития самостоятельности, начиная с дошкольного детства. Выделяются структурные компоненты самостоят...

Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство руководителя группы

В этой статье рассматриваются актуальные вопросы о важности и значимости роли руководителя группы. Приводятся примеры опытных педагогов в управлении группой как руководитель. Также о возложении ответственной миссии на руководителя группы за воспитани...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов

В статье представлены психолого-педагогические аспекты формирования у студентов культуры здоровья, обоснованы факторы поведения, формирующие ЗОЖ.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны

Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.

Задать вопрос