Повышение качества образования стало ключевой идеей новой философии образования. Структура и функции системы контроля качества дополнительного профессионального образования, а также требования определены законом «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 21 декабря 2012 года. Это:
- Требования к дополнительному профессиональному образованию.
- Контроль качества лиц, освоивших соответствующую программу дополнительного профессионального образования и успешно прошедших итоговую аттестацию.
- Независимая оценка качества образования.
- Общественная аккредитация организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, а также профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ [5].
«Закон об образовании в Российской федерации» отменив государственную аккредитацию учреждений дополнительного профессионального образования, переложили все функции по контролю качества на потребителей и работодателей.
Систему качества дополнительного профессионального образования можно изобразить в виде схемы (рис 1)
Система контроля качества |
Результат |
Качество процесса |
Качество менеджмента |
С принятием «Закона об образовании в РФ» сильно стала ощущаться потребность именно в повышении качества образования, так как не всегда система образования способна быстро адаптироваться к изменениям. В связи с чем приобретает актуальность вопрос о содержании понятий «качество» в целом и «критерии качества». Проблема исследования: каковы критерии и методика оценивания качества образования в системе дополнительного профессионального обучения специалистов ИТ.
Целью является определение теоретических ориентиров для разработки системы управления качеством дополнительного профессионального образования; разработка и апробирование методики оценивания качества образования на курсах повышения квалификации.
Основная деятельность ДПО ‒ это образовательная деятельность, главной ее задачей является подготовить каждого специалиста к конкурентоспособности на мировом рынке. Если создать эффективно действующую систему управления центром обучения на основе качества образования, и создать комплексную систему непрерывного образования для слушателей, то все это позволит существенно повышать уровень подготовки специалистов и конкурентоспособность на рынке труда.
Перечислим несколько компонентов, которые определяют качество образовательного процесса в ДПО: роль преподавательского состава; наличие креативного и научного подхода к разработке различных программ обучения; техническая оснащенность УЦ; постоянное внедрение инновационных технологий в образовательный процесс; финансово-экономическая состоятельность УЦ [3].
Учреждения ДПО несут ответственность за контроль своего собственного качества. На результат качества в образовании обращают внимание тогда, когда решение проблем каждого потребителя становится основной целью каждого сотрудника образовательного учреждения. Основными проблемами качества образования в учебном центре являются расхождения между реальным состоянием образовательного процесса и образовательными потребностями Заказчика. На сегодняшний день востребованы образовательные услуги только высокого качества. Для того чтобы удовлетворить социальный заказ в системе дополнительного профессионального образования необходимо периодически проводить диагностику достижений обучающихся. При проведения регулярной самооценки учреждений ДПО, можно сделать выводы о качестве образовательных программ и их востребованности.
Исследование проводилось на базе АНО УЦ ДПО «АйТи Клауд» в г. Тюмени в период с октября 2017 года по апрель 2018 года по следующим направлениям: изучение спроса (образовательных потребностей) работников и оценка соответствия предлагаемых образовательных услуг реальным запросам работников организаций; исследование удовлетворенности слушателей организацией и содержанием обучения, выяснение мнения преподавателей о степени полученных знаний образовательным запросам и задачам; оценка удовлетворенности слушателей качеством преподавания и степени применения в работе. В эксперименте принимали участие 48 человек, возрастная группа которых составляет от 25 до 50 лет.
При разработке диагностического инструментария мы исходили из того, что в результате освоения программы профессионального дополнительного образования специалист должен быть подготовлен к выполнению нового для себя вида профессиональной деятельности, приобрести необходимые для этого знания и умения. В рамках данного исследования были выявлены следующие критерии:
‒ Программно-методическое обеспечение, показателями которого являются: совокупность образовательных программ, учебная и методическая литература, связь образовательных программ с реальными потребностями на рынке труда.
‒ Материально-техническая база, показателями которой являются: оснащение современной компьютерной техникой, бытовым и технологическим оборудованием, организация подготовки оборудования к использованию.
‒ Профессиональные компетенции педагогических кадров, показателями которой являются: подготовка и повышение квалификации педагогов, работающих в системе дополнительного профессионального образования, их сертификация; степень использования и применение слушателями полученных знаний на курсах повышения квалификации на производстве.
‒ Оценка качества подготовки слушателя, прошедшего обучение реализуется с целью оценки эффективности программы обучения, ее актуальности и соответствия для конкретного контингента слушателей. Среди нескольких групп проводилась анкета, в которой выявляются ожидания обучающегося и оценка эффективности обучения, соответствия ожиданиям.
‒ Удовлетворенность со стороны руководства. Компонент включает такие параметры, как персональная работа слушателя на курсах повышения квалификации, предложений по его усовершенствованию его работы.
Для проведения исследования администрацией учебного центра были разработаны анкеты, результаты которых будут использованы для дальнейшего исследования. Диагностика проводится методом самооценивания и экспертной оценки. Самооценивание проводится в начале проведения обучения и по его завершению. Помимо динамики показателей предлагаемая методика позволяет выявить потребности слушателей (низкая степень сформированности конкретных навыков, знаний позволяет внести в программу курсов повышения квалификации соответствующие темы и модули), и удовлетворенность слушателей (специалистов) качеством организации образовательного процесса и содержанием образовательной программы. При экспертной оценке результаты оценивания отражают индивидуальные достижения слушателей и отражают степень удовлетворенности работодателя качеством организации образовательного процесса и содержанием образовательной программы. Респонденту предлагается оценить по пятибалльной шкале актуальный уровень удовлетворенности обучения, владения умениями и знаниями и применения этих знаний и умений на производстве. Затем подсчитываем сумму (∑) набранных баллов и определяем % сформированности по каждому из блоков.
На рисунке 2 представлены оценки удовлетворенности обучением.
Анализ анкет показал, что в основном на обучение приходят люди по распоряжению руководителя, что большинство слушателей полностью довольны качеством обучения, некоторые ответили, что необходимо улучшить качество практических и лабораторных работ и улучшить технический уровень класса, несколько человек не могут сказать о качестве обучения при прохождении только одного курса. Программа в основном восполняет недостающие знания.
Рис. 2. Результаты оценки удовлетворенности обучением
Рис. 3. Эффективность методов
Как видно из представленных данных, самыми эффективным методом является сочетание теории и практики, и имеет показатели высокого уровня. Из представленных данных следует, что все слушатели имеют достаточный уровень готовности, сформированности умений и наличия знаний, готовность к их применению в профессиональной деятельности. Однако данные о сформированности отдельных критериев имеют показатели, значительно отличающиеся от показателей по большинству других критериев. Именно на развитие этих характеристик следует обратить внимание при организации дальнейшего обучения.
Проанализировав результаты, полученные при оценке эффективности обучения сотрудников, важно выявить причины неудовлетворительного обучения и осуществлять корректирующие действия.
Полученные данные могут служить основой не только для оценки качества дополнительного профессионального образования, но и для выстраивания индивидуальной траектории дальнейшего профессионального развития специалиста.
По эффективности образования и успешного применения полученных знаний на производстве 62 % респондентов ответили, что приобрели полезные новые навыки и знания, которые необходимы им в процессе работы, курсы считают достаточно эффективными. 42 % считают, что знания, полученные в ходе обучения, применяются и используются в работе в некоторой степени, что уровень эффективности отразится в результативности деятельности служащих незначительно.Рис.4
Рис. 4. Применение полученных знаний в производственной деятельности
Проведенная апробация разработанной нами методики показала, что оценка качества дополнительного профессионального образования может быть произведена на основе соотнесения показателей актуального состояния профессионально значимых характеристик, обучающихся с требованиями, сформулированными в профессиональном стандарте преподавателя(тренера). Разработанная и апробированная методика позволяет: проводить оценку степени готовности обучающегося к выполнению профессиональных функций; осуществлять текущий мониторинг формирования и развития профессионально значимых характеристик служащих в процессе их обучения и проводить своевременную корректировку учебных программ; выполнять моделирование содержания учебных программ на основе требований работодателя и актуальных потребностей работников предприятий.
Данные характеристики позволяют судить об степени подготовки слушателей, проходящих в обучение по программе повышения квалификации, к осуществлению профессиональной деятельности. В практике при оценивании качества дополнительного профессионального образования ориентируются на отдельные требования и результаты освоения программы. Для объективной оценки эффективности руководителям организаций, принимавших участие в обучении, была предложена другая анкета, в которой отразилось мнение руководителей каким образом в работе сотрудники, прошедшие обучение, используют приобретенный материал. Рис 5
Рис. 5. Эффективность обучения
Результаты исследования могут быть применены для оценивания качества образования в системе курсов повышение квалификации в ДПО и для определения содержания образовательной программы в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей. Таким образом, проведенная диагностика позволила нам сделать выводы, что несмотря на высокое качество и эффективность образования необходимо повышать качество образовательных программ, педагогического состава, средств образовательного процесса, образовательных технологий и качества управления образовательным процессом.
Литература:
- Болотов, В. А. Становление общероссийской системы оценки качества образования // Справочник зам. директора школы. — 2007. — № 0. — С.18–24.
- Концепция управления качеством образования //Вестник образования. — М., 1992. — № 6–7. — с. 25–48.
- Оболяева, Н. М. Сравнительная оценка моделей качества образования / Н. М. Оболяева // ПНиО. 2014. № 3 — С. 43–48.
- Острожная Е. Е. Проблема оценки качества дополнительного профессионального образования//Модернизация системы профессионального образования, на основе регулируемого эволюционирования: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции: в 6 ч. Ч. 1/Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. -Челябинск: Образование, 2007. -331с.
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Закон об образовании в Российской Федерации