На данный момент из-за социально-экономических и технических изменений, происходящих в мире Интернет стал неотъемлемой частью жизни современных людей. Данные Интернет-сайта «Интернет в России и в мире: Информационные угрозы в Интернете» показывают, что 91 % в России тех, кто пользуется интернетом составляют лица от 11 до 16 лет, то есть подростковая часть населения. Также по данным этого же Интернет-сайта 29 % опрошенных подростков, на вопрос о том, каковы отрицательные стороны Интернет-сети заявили, что у него нет недостатков и лишь 11 % затруднились дать ответ. 75 % Российских школьников проводят в интернете около 3-х часов каждый день [3].
На данный момент не совсем правильно использовать термин интернет-зависимость, так как пока данное расстройство не входит в список психических заболеваний по медицинским критериям (МКБ-10 и DSM-5), хотя возможно в ближайшее время данный феномен может быть включен в список международной классификации болезней, по крайней мере таксон F 63.8 (расстройства привычек и влечений) позволяет делать такие предположения. Тем не менее данный термин используется психологами для обозначения подсознательного желания подсоединиться к Интернету и неспособностью в нужное время от него отключится [2].
Первые попытки исследования Интернет-зависимости были предприняты в США в 1994 г., клиническим психологом К. Янгом и психиатром Э. Голдбергом, в ходе исследования ими был разработан опросник для выявления Интернет-аддиктов.
Э. Голдберг в 1995 г. предложил термин «Интернет-зависимость». Он выделил ключевые симптомы данного расстройства:
– Использование интернета вызывает болезненное стрессовое состояние (дистресс);
– Использование интернета вредит психологическому, физическому, экономическому и социальному статусу человека.
К. Янг в 1996 г. опубликовала статью, имевшую название «Интернет-зависимость: появление нового расстройства». По данным К. Янг степень распространенности данной зависимости можно сравнить с распространенностью патологической азартности и колеблется от 1 % до 5 % пользователей Интернета [4].
Все вышесказанное определяет актуальность изучения проблемы интернет-зависимости у подростков.
Изучением интернет-зависимости занимаются такие психологи как: М. Гриффитс, Дж. Грохол, С. Стерн, Дж. Морэйхан-Мартин. С их точки зрения Интернет-зависимость не является глобальной проблемой, а затрагивает лишь небольшое число людей.
Так Дж. Гриффитс считает, что нужно различать понятия зависимость от Интернета и зависимости применения Интернета, так как большинство тех, кто постоянно проводит время в сети, не находиться в прямой зависимости от нее. По его мнению, Интернет является всего лишь питательной средой для поддержки других зависимостей. По мимо этого, Дж. Грохол говорит о том, что использование термина «Интернет-зависимость» является всего лишь рекламой для развития бизнеса, такого как терапевтические клиники, оказывающими услуги «Интернет-зависимым».
Несмотря на утверждения зарубежных ученых, российские исследователи (А. Е. Войскунский, В. Д. Менделевич, С. Н. Ениколопов и др.) оценивают Интернет-зависимость более категарично.
Так, например, В. Д. Менделевич в своих работах указывает, что между Интернет-зависимостью и агрессивными и враждебными действиями существует связь, которая способствует развитию кибертерроризма и киберпреследования. Другие вышеназванные исследователи считают, что Интернет-зависимость ведет к социальной и эмоциональной дезадаптации, а также способствует фрустрации среди людей подверженных данной зависимости.
Основываясь на многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (А. А. Антоненко, В. Л. Малыгин, Йоо, К. Ким и др.) наибольшему риску подвержены дети в том числе подростки, втянутые в виртуальную жизнь. Психологи все больше и больше констатируют тот факт, что уход в виртуальный мир, это следствие неудовлетворения базовых человеческих потребностей, среди которых наибольшее значение для детей подросткового возраста играют потребности в безопасности, признании и любви, которые порой остаются неудовлетворенными.
Подростковый или как его называют специалисты пубертатный возраст, является этапом формирования личности, подготовкой к взрослой жизни. Перед подростком начинают появляться все более сложные задачи, решить которые он порой не может. Данный возраст характеризуется эмоциональность и чувствительностью, подростки начинают остро реагировать даже на незначительные трудности. В рамках психоаналитического подхода уход в виртуальность исследуется как стремление оградить себя от проблем. Данные всего мира указывают, что дети подверженные Интернет-зависимости, испытывают сложности в общении со сверстниками, отчего пребывают в состоянии депрессии и стресса, имеют соматические заболевания.
По данным исследования Интернет-зависимости подростков разных стран (России, Кореи, Норвегии), более всего оказались подвержены зависимости Российские школьники. Исследование проводилось А. А. Антоненко и В. Л. Малыгиной в 2011 г., было отобрано 1082 школьника из которых 3,69 % оказались зависимы. Исследование, проведенное Норвежскими учеными А. Йохансон и К. Готеста в 2004 г., показало, что из 3237 учеников (12–18 лет) зависимыми являются 1,98 % детей. Также исследование было проведено Корейскими учеными Йоо, К. Ким в 2005 году, которое показало, что из 1537 школьников (15–16 лет), только 1,6 % детей являются Интернет-зависимыми.
Стоит отметить, что в ходе исследования К. Ким и его коллеги обнаружили у зависимых старшеклассников, депрессию с высокой степенью риска суицида. Изучая ответы испытуемых, авторы выявили, что частое и чрезмерное пользование Интернетом связано с нарушением контроля над побуждениями (невозможностью противиться навязчивым желаниям совершить опасные действия для себя и посторонних). По мимо вышеуказанных исследователей, изучением последствий, появляющихся в результате отказа от Интернета, занимается А. Е. Войскунский. Он указывает, что в случае принудительного отвлечения от Интернета у подростка появляется ощущение досады, раздражения, нежелание выслушивать критические высказывания со стороны близких взрослых. Как следствие это приводит к потере друзей и общения, проблем со здоровьем.
Также стоит отметит, что в 2008 г., синдром Интернет-зависимости в Китае был обозначен как угроза здоровью всей нации, в связи с этим были созданы специальные реабилитационные центры. Такого рода центры появились и в США в 2009 году, что еще раз показывает, насколько опасным является чрезмерное пребывание в Интернете [1].
На данный момент особо остро встал вопрос о внесении Интернет-зависимости в американскую классификацию болезней (DSM-5). Это свидетельствует о признании важности Интернет-зависимости как проблемы общества в целом. В настоящее время делаются поправки в международной классификации болезней (МКБ-11) о признании Интернет-зависимость расстройством и внесении ее в данную классификацию.
Таким образом проблема Интернет-зависимости, обозначенная еще в XX веке, является еще более актуальной в настоящее время. Вопрос о существовании данной проблемы, остается пока не решенным, несмотря на это само наличие этого феномена и соответствующих форм поведения является несомненным. Многие подростки не способны самостоятельно справится с проблемами и трудностями, вызванными внешним миром, как следствие уход в виртуальное пространство, который также не безопасен и может нанести не поправимый вред здоровью.
Литература:
- Войскунский А. Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. — М., 2002. — С. 235–250.
- Зависимость от селфи и соцсетей могут признать заболеванием [Электронный ресурс]. URL: http://www.m24.ru/articles/74278 (дата обращения: 16.01.2016).
- Интернет в России и в мире: Информационные угрозы в Интернете [Электронный ресурс]: http://www.bizhit.ru/index/informacionnye_ugrozy_v_internete_i_deti/0–457) (дата обращения 20.03.2016).
- Янг К. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет. — 2000. — № 2. С. 24–29.