Великолепным памятником народного искусства и богатейшим источником для изучения материальной культуры являются среднеазиатские ковры. При знакомстве с ковровыми изделиями можно понять, что это искусство имеет многовековую историю. Художественные типы ковров Средней Азии — результат труда и творчества многих поколений.
В исторических источниках, относящихся к концу первого тысячелетия до н. э., есть сведения о развитом производстве ковров в Вавилоне, Ассирии, Персии, Кавказе, о том, что ковровые изделия вывозились в Египет, Рим и Византию. Вот уже много десятилетий на страницах специальной литературы обсуждался вопрос о происхождении ворсовых ковров. Это свидетельствует о том, что искусство ковроделия у разных народов развивалось самостоятельно, это подтверждают наличие совершенно различных технических приемов и резкие отличия в орнаментальном убранстве всяких ворсовых ковров.
Точное время возникновения коврового искусства у народов Средней Азии не установлено, при изучении этого вопроса могут быть использованы два источника, это, историческая литература и данные археологических исследований. Все ковры по характеру узоров и технике исполнения можно разделить на три группы: ворсовые, безворсовые и войлочные. Многолетние исследования доказали, что мировое ковроделие сформировалось на основе пяти школ: это Персидско-Иранская, Бухарская, Кавказская, Европейская и Индокитайская школа. Каждая школа различается своим стилем, орнаментом и излюбленным цветом.
Рис. 1. Ковер “Солоргул”. Соткан из шерсти овцы Бухара. Середина XIX вв.
Бухарская ковроткацкая школа уделяла огромное внимание красному цвету, этот цвет огня был сформирован еще в зороастрийские времена. Цвет священного огня мастера умело перенесли на ковры и может поэтому о бухарских коврах говорят, «красный как огонь». Композиция для большинства этих ковров подбиралась особенно, важное место здесь занимала символика, которая бралась из жизни.
Персидские ковры различались присутствием холодных и теплых тонов, здесь умело совмещались и сливались голубые, зеленые, бирюзовые тона вместе с розовыми, красными и сиреневыми. В старину люди использовали естественные природные цвета, это цвета шерсти животных, затем начали обучаться технологиям приготовления различных цветов из растений.
Ковры в Узбекистане, является символом достатка и домашнего уюта. В ковроткацких центрах бережно сохраняются древние национальные эскизы, традиционно несущие в себе среднеазиатскую символику. Высококачественные ковровые изделия, обусловлены совершенством тончайших технических и художественных приёмов.
Отличительной чертой ковроделия, является сочетание виртуозной техники и опыт технологии с высокими художественными формами.
«Пусть укажут другую область художественной промышленности, для правильного понимания которой требовалось бы такое множество разнообразных познаний», сказал по этому поводу А.Ригль, один из исследователей коврового искусства Востока.
В Узбекистане сегодня существует очень много промышленных ковровых фабрик, где мастерицы искусно ткут ковры вручную. В зависимости от региона, эти ковры различаются по цвету и орнаментальному узору. Возникновение мотивов коврового орнамента очень разнообразна и сложна. Вместе с новым и заимствованным орнаментом, в коврах живут и очень древние узоры. Бухарские длинноворсовые ковры, пестрят многокрасочными и неповторимыми узорами, тогда как самаркандские ковры ткутся в основном в синих, черных и красных тонах. Растительными узорами оформляются популярные хивинские ковры, в Фергане они имеют яркие синие и красные полосы. Каждый орнамент, цвет и рисунок на ковре, является оберегом для его владельца. К примеру, ковры, где изображено солнце, туморы (амулет) и рога горного архара, имеют магическое значение и призывают оберегать владельцев от всяческих бед, приносить удачу в дом и оберегать от дурного глаза. В искусстве ковроделия, так же отражались и племенная принадлежность отдельных орнаментов, очень ясно осознаваемая широкими народными массами.
Ковроделие — древний промысел, является одним из видов ткачества. Потребность в ковровых изделиях во всех кругах населения начала увеличиваться, потому что, ковры играют значительную роль в жизни современного общества. Восточный ковер обычно сравнивали с хорошим вином, то есть, чем старше, тем выше он ценился. Среди ковров особого внимания удостаивались шелковые ковры Узбекистана, производство которых всегда требовало особого терпения и умения.
В Бухаре в памятнике архитектуры XII-XVI вв. мечети Магоки Аттори, расположен музей ковров, который был открыт в 1991 году.
В экспозиции музея демонстрируются различные виды традиционного ковроделия. Мечеть Магоки — Аттори расположен в самом центре древней Бухары, и переводится как “Глубокая мечеть” или “Мечеть в яме”.
Рис. 2. Ковер “Дарвозагул”. Соткан из верблюжей шерсти. Бухара. XIX вв.
Это свое название Мечеть получила несколько веков назад, когда большая часть этого здания находилась под землей.
Каждый прибывший гость спешит оставить себе памятный сувенир, один из великолепных ковров приобретенный в память об Узбекистане, послужит не только украшением для Вашего дома, но также, обеспечит уют и наполнит Ваш дом удачей и благополучием.
Литература:
- В. Г. Мошкова «КОВРЫ народов Средней Азии конца XIX-НАЧАЛА XX вв». Издательство «ФАН» Уз.ССР. Ташкент-1970
- Н.Черепнин «Ковровые изделия Востока». Ленинград 1924