Исходя из исторических данных, человечество во всех частях мира применяло вещества, имеющие психоактивные свойства, с различными целями: для восполнения энергии (жевание листьев коки), в лечебных целях (опий), в церемониальных обрядах (галлюциногенные грибы), для поднятия духа.
Ознакомление человека с подобными средствами и растениями являлось случайным и объединено по различным основаниям, из-за которых наступало озарение об их наркотическом влиянии. Иногда знакомство с наркотическими характеристиками растений происходило благодаря их жеванию в целях пропитания. Так невзначай обнаруживались растения, имеющие наркотические свойства, тогда в памяти закреплялся эффект, приобретаемый с употреблением подобной растительности, создавалось влечение к их потреблению. Случайно было выявлено и опьяняющее наркотическое влияние дыма при сжигании конопли, что стало осмысленно применяться. К примеру, в писании Геродота (V в. до н. э.) изображается, что в скифском мире растет трава, семена которой обитающие там люди собирают и кидают на горячие угли в войлочной кибитке. Вследствие этого образуется насыщенный дым, глотая который скифы оглушительно «голосят от блаженства».
Как было замечено, в существующих изучениях, люди, жившие на земле нынешнего Российского государства, с давних пор использовали более 100 всевозможных психоактивных веществ, получавших их из ягод, мхов, трав, или грибов. В дохристианскую пору Древнерусской державы чаровники и колдуны применяли такие средства (зелья) в исцеляющих и церемониальных обрядах. В период принятия Христианства при использовании надлежащих правил византийского духовного права возникает ответственность за обряды с зельем.
Показанные нормы были обращены на поддержание христианского вероисповедания как такового и истребление язычества, которое лишь в дохристианский период формирования российского государства имело место быть.
С разработкой последних научных учений, а также при знакомстве с иностранным опытом, вместе с опьяняющими и отравляющими свойствами раскрываются и лечебные характеристики некоторых наркотических средств. Врачевание ими заболевших, постепенно признается на Руси как законный род деятельности.
В первой половине 18 века, когда происходило активное созревания государственного устройства Российской державы, свое развитие получили множественные торговые связи между странами.
Вследствие постоянных коммерческих связей с Китайской Империей, в Россию мигрировали ее граждане, которые по приезду доставляли с собой опиум. Именно на тот период попадает активное увеличение заболеваний опийной и кокаиновой зависимостью в стране, так приходит понимание того, что над государством нависла серьезная угроза. В связи с молниеносным распространением потребления в стране наркотических веществ в целях немедицинского удовлетворения, все чаще фиксируются свидетельства об опасности такого использования. Вырабатывается понимание того, что острота своевременного регулирования оборота наркотиков поможет в пресечении злоупотребления ими.
Лишь в конце XIII начале XIX в. в. сильнодействующие и ядовитые вещества оформляются в официально утвержденные списки, включающие известные, в то время, вещества, которые обладают наркотическими свойствами. Вместе с тем, утверждается уголовное наказание за незаконный оборот таких веществ, и нарушение правил такого оборота. Однако чрезмерное потребление наркотических средств не являлось наказуемым, это деяние лишь осуждалось общественностью.
За счет таких военных событий как первая мировая война, революции 1917 г. а также Гражданская война активно формировались обстоятельства для быстрого роста наркомании во всех кругах общественности и на всей местности страны. Большую популярность завоевали кокаин и морфин, что четко прослеживается в фольклорном жанре и художественной литературе тех времен.
Во времена СССР особых служб, осуществляющих контроль и противодействие за незаконным оборотом наркотических средств, долгое время не существовало. Скорее всего, в советском обществе не было полного осмысления того на сколько опасна и объемна проблема наркотизма.
Специализированная структура для борьбы с наркотиками была образована только в 1970 году, не считая того, что органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, пытались разрешить данный вопрос с начала основания державы.
В двадцатые годы политикой государства было решено запретить употребление алкоголя, что стало одним из условий роста наркомании в стране. Вследствие такого маневра, часть граждан перескочила с употребления спиртных продуктов на употребление наркотических веществ.
Для представления масштабности проблемы можно привести пример того, что Совет Народных Комиссаров в своем предписании от 31 июня 1918 г. «О борьбе со спекуляцией кокаином» приводил нормы для осуществления обязанности по борьбе с наркопреступностью.
К лицам, распространяющим и применяющим наркотические вещества, декретом ВЦИК и СНК от 27 июля 1922 г., включена норма, в виде санкции за противодействии данному положению, которая принуждала к работам от 1 до 3 месяцев и штрафовала в размере до 300 золотых рублей.
ВЦИК и СНК Президиумом Госплана СССР 9 апреля 1924 г. был основан комиссионный совет по борьбе с распространением наркотических средств. А уже 22 декабря 1924 г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР распространение наркомании санкционировалось уголовной ответственностью.
Необходимый опыт в данной области был получен благодаря систематизации законодательства в 20–30 годы двадцатого века, органами, которые вели борьбу с наркотической преступностью. Началом по обеспечению мер в борьбе с наркооборотом являлось Постановление ВЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934 г., в дополнение Постановления ЦИК и СНК от 23 мая 1928 г.
Этот нормативно-правовой акт на территории СССР запрещал сеять индийскую коноплю и опийный мак, в целях личного потребления и распространения, не подпадали под эту категорию посевы, образованные государством, для взращивания таких растений в целях медицинского использования.
Международной конвенции о наркотических средствах 1925 г., к которой СССР присоединился 29 января 1936 г., установлены главенствующие правила, которые предъявляются к ввозу, вывозу, продаже, применению наркотиков, исходя из медицинской или научной нужды каждого отдельного государства. Содержащиеся, на тот момент, нормы в законодательстве СССР, были зафиксированы в конвенции, поэтому изменение законодательства в этой сере, не понадобилось на протяжении следующих двух десятков лет.
В начале пути СССР, исходя из анализа всех предпринятых мер, уменьшить производство и потребление наркотических веществ в стране не удавалось. Однако, сдерживать этот проблемный вопрос в суженых пределах, при которых он еще не доставлял серьезных проблем безопасности населения, государству удалось.
По прошествии многих десятков лет, лишь 7 июля 1973 г. свою работу по борьбе с наркопреступностью начал самостоятельный орган, именуемый Отделом по борьбе с наркоманией Управления уголовного розыска МВД СССР. В 1989 г., в перестройку, Отдел по борьбе с наркотиками преобразуется в 3-е Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлений, связанных с иностранными гражданами ГУУР МВД СССР. Хотя в УК РСФСР 1960 года содержалось несколько составов преступных деяний, связанных с незаконным наркооборотом: преступления, нарушающие режим применения наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств; а также хищение наркотических средств и др. Отечественное законодательства, на тот период времени, развивалось в соответствии с общемировым тенденциям. Но переходя к завершающему этапу существования СССР, значительное воздействие на распространение наркомании оказала война в Афганистане. Эта страна является одним из господствующих центров противозаконного наркопроизводства.
Последовавшие после распада СССР социально-экономические потрясения помогли перестроить в ходе создания нового государства экономический уклад и спровоцировать небывалый рост наркомании.
В начале девяностых, по причине большого количества штатных сотрудников в ГУУР и ГУБХСС МВД СССР создается Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР. Структура включала в себя кроме двух центральных, еще семь межрегиональных ведомств по борьбе с наркобизнесом, которые подчинялись, естественно, МВД СССР.
После многочисленных реорганизационных и преобразовательных модификаций в структуре Управления приказом МВД СССР от 28 ноября 1991 г. это особое подразделение милиции исключается из юрисдикции ГУУР МВД СССР. Вместо Управления создается Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД СССР, что характеризует его уже автономной отраслевой службой криминальной милиции.
К началу 1998 года, в информационном письме Минздрава отмечается, что вследствие потребления наркотиков без медицинского назначения было зафиксировано более 214 тысяч случаев, при которых лица были поставлены на медицинский учет, из которых приблизительно 24 тысячи женщин и около 31 тысячи несовершеннолетних.
Хочется обозначить, что в России переход от приема простых наркотиков к более серьезным проистекает достаточно быстро, по сравнению с другими странами. Явным результатом потребления наркотиков можно считать активный процесс деградации взрослой и подрастающей части населения страны, которая в будущем была бы динамикой для дальнейшего построения государства. Ведь давно известно, что лица, потребляющие наркотические вещества, называются хроническими наркоманами, средняя продолжительность жизни которых заканчивается на рубеже 30 лет.
Системные изучения оснований распространения наркомании в стране были обусловлены постоянно растущими фактами активной наркотизации населения. С учетом увеличения числа лиц, злоупотребляющих наркотиками, на законодательном уровне сложилось понимание нужды поиска свежих способов индивидуального подхода к реабилитации пациентов (наркоманов) и активизации борьбы с наркопреступностью, вместе с обеспечением обширных общественно-профилактических, антинаркотических мер. В связи с этим в стране формируется антинаркотическое законодательство, которое в последующем фактически становится кодифицируемым и приобретает форму Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Однако основные обязанности по пресечению оборота наркотических веществ поручались тогда таможне, долгом которой было, отклонять и порицать ввоз наркотических веществ на территорию Российской Федерации.
Подытожить сказанное, хотелось бы небольшим анализом исторической сводки. В период, когда в Российской Империи, СССР и России начали возникать наркотические вещества, наряду с этим феноменом стали формироваться многочисленные постановления, решения, распоряжения, приказания, декреты, которые реализовывали меры правового характера в данной сфере. Создавались органы, наделенные властными полномочиями по борьбе с наркооборотом. Но к сожалению, наперекор этим стараниям властей, производство и потребление наркотиков среди постоянного населения страны с каждым годом постоянно возрастало.
Литература:
- Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. // Сборник законодательства СССР и РСФСР. 1968–1970 гг. Т.3. М.,1974.
- Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1974. № 29. Ст. 782.
- О причинах и последствиях афганского наркотрафика для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества и наркоагрессии: материалы парламентских слушаний / Федер. Собр. Рос. Федерации — Гос. Дума; [сост. е. К. Волчинская; под общ. ред. В. А. Васильева]. — М.: Издание Государственной Думы, 2012.
- Всемирный доклад о наркотиках за 2010 год [Электронный ресурс] // Наркоконтроль. — 2014. — № 3. — Режим доступа: Система Консультант Плюс.
- Артемова Ю. Страшные цифры // Новая. 2016. № 4.
- Аксенкин А. Л. Наркопреступность в России: исторические предпосылки и уголовно-правовые аспекты борьбы с ней. М., 2017.
- Брюн, Е. Факторы риска. Вторая волна наркомании, угроза национальной безопасности] / Евгений Брюн; записал Борис Руденко // Наука и жизнь. — 2013. — № 7.
- Воронин, М. Ю. Общая характеристика распространенности наркотических средств и психотропных веществ в России в первой четверти XX столетия [Электронный ресурс] / М. Ю. Воронин // Наркоконтроль. — 2015. — № 4. — Режим доступа: Система Консультант Плюс.
- Геродот. История: В 9 кн. Л., 1972.
- Дончу, А. Терроризм и наркобизнес [Электронный ресурс] / А. Дончу, А. Мардарь // Наркоконтроль. — 2014. — № 3.
- Исаев, Игорь. В поисках забвения. Всемирная история наркотиков 1500–2000. — М.: ЭТП, 2013. — ISBN 5–9410–6029–7.
- Левинштейн И. Первые русские аптеки //Вестник фармации. 1927. № 12.
- Сборник договоров России с Китаем. 1689–1881. СПб., 1889.
- Сборник документов по истории уголовного аконодательства СССР и РСФСР. 1917–1953 гг. М., 1953. (п. «д« ст.140 УК 1922 был внесен на основании Декрета ВЦИК и СНК СССР от 22 декабря 1924 г.). СЗ СССР. 1928. № 2. Ст. 290.
- Фролова Я. А., Зазулин Г. В. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт. М., 2012.
- Центральный Государственный Архив имени Октябрьской Революции (ЦГАОР). Фонд 130. Оп. 2. Д. 96–99.