В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию.
Рыночные условия развития экономики в настоящее время постоянно выдвигают требования как количественных, так и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу.
Термин «инновация» используется в следующих смыслах:
Во-первых, для описания первого использования нового продукта, процесса или системы.
Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как проектирование, исследования и разработку, и организацию производства нового продукта, процесса или системы.
Инновация –это новшество, нововведение, новация. К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и социальную пользу.
Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Новшества имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке.
Инновационная деятельность — это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, который удовлетворяет потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Результатом инновационной деятельности являются инновации.
Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов НИОКР(Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.
В инновационной деятельности можно выделить несколько подходов:
– Предпринимательский подход, для которого характерно включение в инновационный процесс собственно коммерческой деятельности, связанной с реализацией продукции потребителям. 4, с.135.
– Креативно-функциональный подход, где инновационную деятельность рассматривают как один из видов продуктивной творческой деятельности, под которой они, в свою очередь, понимают деятельность, связанную с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. 7, с864.
– Философский подход, в соответствии с которым под инновационной деятельностью понимается «процесс, объединяющий науку, экономику, технику, управление и предпринимательство» 3, с58.
При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты.
Субъектами инновационной деятельности являются: инновационные предприятия различных форм собственности и их инвесторы, владельцы интеллектуальной собственности, посредники инновационного процесса, государственные органы и органы местного самоуправления, различные общественные организации. Инноватор — автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения и др.).
Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.
Управление предприятием является довольно-таки сложным процессом, который состоит из: планирования, организации, мотивации, координации и контроля. Но, в связи с тем, что современное производство усложняется, происходит выделение еще двух немаловажных управленческих функций: маркетинговая и инновационная. Необходимо отметить, что чтобы принести предприятию долговременные преимущества, новый метод в управлении должен удовлетворять хотя бы одному из следующих условий:
– быть системным, то есть охватывать целый ряд процедур и методов;
– основываться на новаторском принципе;
– быть этапом непрерывного процесса поиска новых решений, за счет которого и происходит развитие предприятия.
Организации добиваются конкурентного преимущества благодаря нововведениям, к которым относят:
– новые технологии, способы маркетинга, производства и улучшения соответствующих услуг;
– новые или изменившиеся запросы покупателей;
– появление нового сегмента отрасли;
– изменение стоимости или появление новых компонентов производства и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновация — это превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновационная деятельность же — это деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования, результатом которой являются новые или дополнительные товары и услуги с новыми качествами.
Организация управления инновациями как элемент инновационной системы, обеспечивает возможности гибко реагировать на постоянно происходящие изменения, повышать эффективность научных разработок, ускорять их внедрение в производство и выход на рынок.
Литература:
- Авшаров, А. Г. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция» / Авшаров, А.Г. и др. — М.: Москва, 2015.
- Кулагин, А. С. Немного о термине «инновация» // Инновации. — 2004. — № 7. — С. 58.
- Курнышева, И. Р. Макроэкономическое развитие. Тенденции и перспективы / И. Р. Курнышева. — М.: Наука, 2005. — 135с.
- Теория и практика инноватики: учеб. пособие / Н. И. Лапин. — М.: Университетская книга; Логос 2008. — 328с.
- Пригожин, А. И. Методы развития организаций / А. И. Пригожин. М.: МЦФЭР, 2003. — 864с.