В соответствии с нормой п. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возложена:
‒ на граждан, претендующих на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
‒ на граждан, претендующих на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;
‒ на граждан, претендующих на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
‒ на лиц, замещающих вышеуказанные должности [1].
Деятельность кадровой службы в соответствии с законодательством предусматривает анализ и проверку доходов руководителей образовательных учреждений и специального основания для прекращения трудовых отношений с ними.
Результаты заполнения справок о доходах, представленные руководителем учреждения, размещаются в Интернете на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения. При этом Приказом Минтруда России от 30.01.2015 N51н определено, что сведения о доходах должны размещаться и на официальном сайте учреждения в специальном разделе «Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи». Данный раздел интернет ресурса ведется отделом кадров.
Результаты публикации информации подобного характера позволяют надзорным органам осуществлять соответствующий мониторинг.
В области образования Приказом Минобрнауки России от 13.09.2013 N1070 к такой категории работников отнесены:
‒ в образовательной организации высшего образования — первый проректор, главный бухгалтер, директор филиала;
‒ в организации дополнительного профессионального образования — главный бухгалтер.
Работники, для которых работодателем является министерство просвещения Российской Федерации, сведения о доходах представляют в Департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки министерства. Работники, для которых представителем работодателя является руководитель учреждения — непосредственно в учреждение.
При этом учреждение осуществляет прием и анализ данных сведений, после чего передает их в упомянутый выше департамент.
В рамках проверки коррупционных действий, кадровой службой осуществляются следующие мероприятия:
‒ направляются запросы в учебные заведения с целью установления подлинности документов об образовании;
‒ проведение беседы с гражданином или государственным служащим;
‒ изучение представленных гражданином или государственным служащим дополнительных материалов;
‒ получение от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им материалам;
‒ —направление в установленном порядке запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы (кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности), государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению [3].
В целях получения информации о возможных коррупционных и иных правонарушениях, а также о соблюдении требований к служебному поведению работников в Управлениях установлены телефоны доверия [2].
Помимо прочего, для профилактических целей в государственных учреждениях страны созданы информационные стенды, на которых размещены нормативные правовые акты Российской Федерации и внутренние документы о противодействии коррупции и иная информация по данной тематике. Информация о противодействии коррупции и иная информация по данной тематике также размещается на Интернет-сайтах государственных учреждений [2].
Данную работу проводит непосредственно отдел кадров, своевременно обновляет информацию, а также следит за исполнением.
После проведения проверки, на имя работодателя готовится доклад с полным описанием проверенных материалов по ее результатам. В докладе специалист отдела кадров проводит анализ информации, полученной от руководителя учреждения и информации, полученной от органов, в которые были направлены запросы в связи с проведением проверки.
После рассмотрения доклада, работодатель назначает заседание комиссии, на которой заслушивается доклад и принимается решение о применении дисциплинарного взыскания к работнику, предоставившего заведомо недостоверные сведения о доходах. Самой жесткой мерой применяемой к руководителю образовательной организации является прекращение трудовых отношений. Данная мера регулируется статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации и предусматривает основания прекращения трудовых отношений за непредставление или представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей), а также в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является
Литература:
1. Федеральный закон от 23 декабря 2008г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета 30 декабря 2008. — № 4823.
2. Мусаелян М. Ф. Совершенствование уголовной политики в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2014. — № 5 / СПС «Консультант плюс».
3. Баранов В. М., Бикеев И. И., Кабанов П. А., Магизов Р. Р., Хайрутдинова Л. Р. Антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации.- 2017.