Актуальность совершенствования механизмов реализации государственно-частного партнерства в системе социального обслуживания населения в современных социально-экономических условиях обосновывается не только зарубежным опытом применения данных механизмов в странах с развитой экономикой, но и российским опытом. Можно говорить, что в научных трудах вопросам применения государственно-частного партнерства в России отводится значительное внимание после 2000-х годов, также в это время начинают применяться некоторые механизмы в экономической деятельности.
Как отмечают Ж. Ю. Вологина, А. Х. Мавликасов, актуальность вопросов взаимодействия государства и бизнеса в сфере реализации крупных инвестиционных проектов вызвана необходимостью модернизации всей инфраструктуры, как на федеральном, так и на региональном уровне [2]. По оценкам экспертов, государственно-частное партнёрство позиционируется как «новая технология развития экономики» [1].
Правильно выстроенная инфраструктура содержит предопределяющую роль в социально-экономическом развитии страны и ее последующем успехе. Цели долгосрочного развития России призывают к модернизации всей инфраструктуры учреждений социального обслуживания. Частные финансовые (инвестиционные) вложения в социальные проекты могут обладать жизненно-важным значением для достижения данных целей.
Государственно-частное партнерство рассматривается как долговременное обоюдовыгодное сотрудничество общественного и индивидуального партнеров, нацеленное на реализацию проектов ГЧП в целях решения задач публично-правовых образований, увеличения степени доступности и качества социально-общественных услуг, достигаемое с помощью привлечения частных ресурсов и распределения различных рисков среди партнеров. Наиболее важные реформы в Российской Федерации предпринимаются с 2012 года, для привлечения частных инвестиций, нацеленных на совершенствование инвестиционного климата в государстве и образование надежной институциональной основы для эффективного функционирования государственного частного партнерства [3].
Развитие механизмов взаимодействия страны, граждан, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов государственно-частного партнерства считается одним из первенствующих направлений формирования институциональной среды инновационного развития, обозначенных в «Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года».
Реализация механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере определяется невысокой степенью ее формирования в плане применения передовых методов управления. Данный сектор, на протяжении многих десятков лет, представлявшийся объектом непосредственного государственного управления, испытывает на сегодняшний день максимальную необходимость в различных ресурсах с целью реализации поставленных задач социально-экономического развития страны. Частные структуры различаются предприимчивостью, стремлением к поиску технологических инноваций. Государство может обеспечить определённые гарантии, используя административные, организационные и финансовые рычаги.
В системе социального обслуживания возможно применение различных форм ГЧП, но наиболее часто используются: аутсорсинг; открытие частных учреждения социального обслуживания; концессии (в настоящее время целый ряд организаций, таких как «Третий век», «Глубина», «SeniorGroup» реализуют проекты под общим названием «Резиденция для пожилых»).
Отметим, что использование той или иной формы государственно-частного партнерства обусловливается в зависимости от условий самого проекта, определенных его участников, инвестиционной модели и других специфических параметров проекта. Помимо этого, одним из современных направлений формирования государственно-частного партнерства в разных секторах социальной сферы считается совместное развитие партнерства государства, частного сектора и социально-ориентированных некоммерческих организаций, но к внедрению его механизмов в систему социального обслуживания населения уделяется недостаточно внимания.
Анализ литературы, посвященной изучению механизмов реализации ГЧП-проектов в социальной сфере, показал, что в настоящее время в России существуют значительные проблемы, препятствующие развитию ГЧП в системе социального обслуживания населения. Отметим наиболее важные проблемы, которые требуют государственного внимания и решения:
– недостаточное адаптированное под ГЧП-проекты законодательство;
– низкая готовность бюджетов к финансированию услуг по нормативам, покрывающим экономически обоснованные затраты учреждений при соблюдении установленных стандартов;
– неразработанность методической базы финансового обеспечения выполнения государственного задания на основе нормативов;
– недостаточность объектов социальной инфраструктуры и кадрового потенциала, что является препятствием для развития конкуренции и, как следствие, повышения доступности услуг.
Таким образом, дальнейшее вовлечение элементов государственно-частного партнерства в процедуру преодоления ограничений социально-экономического развития — «провалов рынка» — как инфраструктурных, так и в области развития человеческого капитала даст возможность Российской Федерации выйти на новый уровень социально-экономического развития за счет достижения нового качества экономического роста.
Литература:
- Варнавский В. Г. Процессы институциональной адаптации частно-государственного партнерства к реальной экономике очень сложны [Электронный ресурс]. — URL: http: //www.opec.ru/point_doc.asp? tmpl=point_doc_print&d_no=50580#33. (дата обращения: 01.06.2018).
- Вологина Ж. Ю., Мавликасов А. Х. Государственно-частное партнерство на современном этапе [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 43–45. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/43/3021/ (дата обращения: 10.09.2018).
- Гучев И. А., Шевченко Е. Д. Вектор развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации в контексте международной практики [Текст] // Государственно-частное партнерство. — 2016. — № 3(1). — С. 7–18. [Электронный ресурс]. — URL: https://journal/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo//doi: 10.18334/ppp.3.1.35034 (дата обращения 02.06.2018).