Учет доходов учреждений в свете последних изменений в классификации операций сектора государственного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.10.2018

Статья просмотрена: 453 раза

Библиографическое описание:

Сапунова, Н. А. Учет доходов учреждений в свете последних изменений в классификации операций сектора государственного управления / Н. А. Сапунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 266-271. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53387/ (дата обращения: 19.12.2024).



Минфин РФ издал приказ от 27.12.2017 № 255н 2, в котором говорится о том, что в классификацию операций сектора государственного управления введены обновленные коды. В рабочий план счетов было необходимо ввести новые счета аналитического учета, которые соответствуют вновь введенным кодам КОСГУ. В данной статье я рассмотрю порядок учета расчетов по доходам автономных и бюджетных учреждений спорта, руководствуясь Приказом № 255н и проектами изменений в инструкциях № 174н, 183н.

Бухгалтерский учет государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам включает следующие синтетические счета:

– 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» — здесь отражаются суммы доходов (поступлений), начисляемые учреждением при появлении требований к их плательщикам, возникающие в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступивших от плательщиков авансовых платежей), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно действующего законодательства функций;

– 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» — этот счет предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, либо порчи денежных средств и иных материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, которые подлежат возмещению виновными лицами в установленном порядке, по суммам авансовых платежей, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (соглашений), в том числе по решениям суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, включая возмещение ущерба, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Необходимо рассмотреть аналитические счета для отражения в учетной политике бюджетного и автономного учреждений к указанным синтетическим счетам по доходам и порядок их применения.

Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000

Перед тем, как начал свое действие Приказ № 255н 2 синтетический счет 0 205 00 000 включал такие аналитические счета:

– 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (120 КОСГУ);

– 0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (130 КОСГУ);

– 0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (140 КОСГУ);

– 0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (150 КОСГУ);

– 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (170 КОСГУ);

– 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (180 КОСГУ).

При вступлении Приказа № 255н в силу коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали накопительными и включают в себя ряд новых подстатей. 2

В таблице 1 представлены отдельные коды КОСГУ по доходам и соответствующие им аналитическим счетам бухгалтерского учета, которые применяются в деятельности автономных и бюджетных учреждений спорта.

Таблица 1

Данные по номерам счетов икодам КОСГУ

Код КОСГУ (в редакции Приказа №255н)

Номер счета иего наименование (с учетом проектов приказов Минфина овнесении изменений винструкции №174н, 183н)

Доходы учреждений от собственности

121 «Доходы учреждений от операционной аренды»

0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»

122 «Доходы бюджетных учреждений от финансовой аренды»

0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»

124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»

0205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»

129 «Иные доходы учреждений от собственности»

0205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»

Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг/работ, компенсаций затрат

131 «Доходы от оказания платных услуг/работ»

0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных услуг/работ»

135 «Доходы бюджетных учреждений по условным арендным платежам»

0 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам»

Прочие доходы

183 «Доходы от субсидии на иные цели»

0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели»

184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»

189 «Иные доходы»

0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам»

В структуре рабочего плана счетов (в 15–17‑м разрядах счета) к счету 0 205 00 000 применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

Наиболее распространенные операции по начислению и поступлению доходов в бюджетных и автономных учреждениях спорта приведены в таблице 2.

Таблица 2

Начисление ипоступление доходов вбюджетных иавтономных учреждениях

Содержание операции

Дебет

Кредит

Операции по начислению доходов

Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания

4 205 31 560 (000)

4 401 10 131

Начислены доходы будущих периодов в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

4 205 31 560 (000)

0 401 40 131

Начислены доходы по предоставленной учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов

5 205 83 560 (000)

5 401 10 183

Начислены доходы по предоставленным в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетным инвестициям в сумме, подтвержденной отчетом

6 205 84 560 (000)

6 401 10 184

Начислены доходы от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам

2 205 21 560 (000)

2 401 10 121

Начислены доходы за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные товары (в рамках видов приносящей доход деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами)

2 205 31 560 (000)

2 401 10 131

Начислены заказчикам (в соответствии с долгосрочными договорами) суммы доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг

2 205 31 560 (000)

2 401 40 131

Начислены доходы от условных арендных платежей

0 205 35 560 (000)

0 401 10 135

Начислены иные доходы, в том числе полученные пожертвования (гранты), благотворительные (безвозмездные) перечисления

2 205 89 560 (000)

2 205 52 560 (000)

2 205 53 560 (000)

2 401 10 189

2 401 10 152

2 401 10 153

Операции по поступлению, зачету и списанию доходов

Отражено поступление доходов в рамках заключенных договоров (соглашений)

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 205 00 660 (000)

Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом

2 302 00 000

2 205 00 660 (000)

Списана с балансового учета дебиторская задолженность по доходам, признанная в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию

0 401 10 173

Забалансовый счет 04

0 205 00 660 (000)

Итак, выяснилось, что, доходы, которые получены в виде субсидий на выполнение государственного или муниципального задания и от оказания платных услуг/работ, предусмотренных уставом учреждения, учитываются на одном счете по 131 КОСГУ (ранее 130 КОСГУ); доходы, полученные в рамках операционной аренды, отражаются по 121 КОСГУ (ранее 120 КОСГУ). Остальные же виды доходов в учете более детализированы. К примеру, доходы, которые относятся к компенсации расходов учреждения по договору аренды отнесут к условным арендным платежам и учитывают отдельно.

Необходимо сказать, что операции бюджетных и автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения и отражаются в его учетной политике.

Пример: Автономное спортивное учреждение предоставило в аренду ледовый каток на период проведения спартакиады с 1.03.2018 по 11.03.2018. Договором аренды предусмотрена фиксированная плата — 55 000 руб. и возмещение арендатором расходов на электроэнергию по показаниям счетчика. Последние фактические расходы составили 2 700 руб.

Данный объект учета относят к операционной аренде.

На основании актов оказанных услуг в бухгалтерском учете отражаются расчеты с арендаторами по арендной плате и обусловленным арендным платежам (см. таблицу 3).

Таблица 3

Расчеты сарендаторами по арендной плате

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена передача ледового катка арендатору

Забалансовый счет 25

1*

Начислены предстоящие доходы от операционной аренды (в момент заключения договора аренды)

2 205 21 000

2 401 40 121

55 000

Отражено признание доходов текущего финансового года (на основании акта об оказании услуг)

2 401 40 121

2 401 10 121

55 000

Начислены условные арендные платежи (на основании акта о фактических расходах на электроэнергию)

2 205 35 000

2 401 10 135

2 700

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде арендного платежа

2 201 11 000

Забалансовый счет 17

2 205 31 000

55 000

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде условного арендного платежа

2 201 11 000

Забалансовый счет 17

2 205 35 000

2 700

Отражена передача ледового катка учреждению

Забалансовый счет 25

1*

* 
В условной оценке.

Учет отдельных видов расчетов на счете 209 00 000

Этот синтетический счет применим для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному или автономному учреждению, иным доходам и содержит следующие группы счетов:

– 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»;

– 0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»;

– 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

– 0 209 80 000 «Расчеты по иным доходам».

До вступления Приказа № 255н в силу аналитические счета применяли только к счетам 0 209 70 000, 0 209 80 000, а теперь нужно использовать новую аналитику также к счетам 0 209 30 000, 0 209 40 000.

Приведем в таблице 4 новые коды КОСГУ и аналитические счета соответственно, применяемые при расчетах по ущербу и иным доходам в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.

Таблица 4

Новые коды КОСГУ ианалитические статьи

Код КОСГУ (в редакции Приказа №255н)

Номер счета иего наименование (с учетом проектов приказов Минфина овнесении изменений винструкции 174н, 183н)

Доходы от компенсации затрат

134 «Доходы от компенсации затрат»

0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат»

Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба

141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

143 «Страховые возмещения»

0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений»

144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия»

Прочие доходы

189 «Иные доходы»

0 209 89 000 «Расчеты по иным доходам»*

* Ранее для учета иных доходов применялся счет 0 209 83 000.

В рабочем плане счетов к счету 0 209 00 000 (в 15–17‑м разрядах) применены коды соответствующего подвида доходов (подразд. 4.1 классификации доходов бюджета).

Приведем отдельные операции с использованием новых аналитических счетов по учету расчетов по ущербу и иным доходам в таблице 5.

Таблица 5

Учет расходов по ущербу

Содержание операции

Дебет

Кредит

Операции по начислению доходов

Отражена сумма задолженности работника по излишне выплаченной ему сумме оплаты труда в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Начислена сумма задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при увольнении его до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Отражена сумма задолженности перед учреждением, подлежащая возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Начислена сумма ущерба в виде процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения

0 209 45 560 (000)

0 401 10 145

Отражена сумма задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев

0 209 43 560 (000)

0 401 10 143

Отражена задолженность по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по иным санкциям

2 209 41 560 (000)

2 401 10 141

Начислена задолженность в сумме требований по компенсации затрат к получателям авансовых платежей по произведенной предварительной оплате в рамках договоров, а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договора, в т. ч. по результатам претензионной работы

0 209 34 560 (000)

0 206 00 660 (000)

0 208 00 660 (000)

Отражена сумма задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

0 209 34 560 (000)

0 401 10 134

Операции по поступлению, зачету и списанию доходов

Поступили средства от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 209 00 660 (000)

Возмещен ущерб виновным лицом из заработной платы на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

0 304 03 830 (000)

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с неустановлением виновных лиц

0 401 10 172

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

0 401 10 173

Забалансовый счет 04

0 209 00 660 (000)

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю договора (контракта) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов):

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет приносящей доход деятельности

2 302 00 830 (000)

2 209 41 660 (000)

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет иных источников финансового обеспечения

2 304 06 830 (000)

2 209 41 660 (000)

Работнику в бюджетном учреждении спорта, впервые заключившему трудовой договор, выдается бланк трудовой книжки за плату (в размере расходов на его приобретение). Стоимость бланка трудовой книжки удерживается из зарплаты работника по его заявлению. Выплата заработной платы осуществляется за счет субсидии на выполнение государственного задания.

Учетной политикой учреждения предусмотрено начисление НДС и налога на прибыль организаций по 131 КОСГУ.

Выдача работнику трудовой книжки или вкладыша в нее сопровождается удержанием с работника платы, размер которой определяется исходя из расходов на приобретение (п. 46–47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Оплата, которая взимается работодателем при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша к ней, подлежит учету при определении базы по налогу на прибыль организаций и НДС. В учете бюджетного учреждения данные операции отражаются следующим образом (Таблица 6)

Таблица 6

Операции по выдаче работнику трудовой книжки

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена задолженность за работником в сумме компенсации стоимости бланка трудовой книжки

2 209 34 560

2 401 10 134

Начислен НДС

2 401 10 131

2 303 04 730

Начислен налог на прибыль организаций

2 401 10 131

2 303 03 730

Удержана из зарплаты работника сумма компенсации стоимости бланка трудовой книжки

4 302 11 830

4 304 03 730

Отражен перевод суммы удержания с КВФО 4 на КВФО 2 в погашение задолженности

4 304 03 830

2 304 06 830

4 304 06 730

2 304 03 730

Погашена задолженность работника по компенсации расходов на приобретение бланка трудовой книжки

2 304 03 830

2 209 34 660

Или рассмотрим другую ситуацию, когда автономное учреждение спорта заключило договор на поставку спортивного инвентаря на сумму 500 000 руб. Оплата по договору — за счет средств целевой субсидии. Поставка инвентаря произведена с нарушением срока, предусмотренного договором. В связи с этим поставщику предъявлено требование об уплате неустойки в размере 25 000 руб.

По доходам в бухгалтерском учете операций они отражаются (Таблица 7)

Таблица 7

Операции по поставке инвентаря

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступление спортивного инвентаря

5 106 31 000

5 302 31 000

500 000

Предъявление неустойки по условиям договора

2 209 41 000

2 401 10 141

25 000

Оплата поставщику согласно договору (с учетом встречного требования)

(500 000 — 25 000) руб.

5 302 31 000

5 201 11 000

475 000

Зачет встречных требований

5 302 31 000

2 304 06 000

5 304 06 000

2 209 41 000

25 000

Или ситуация — автомобилю бюджетного учреждения спорта в результате ДТП нанесен ущерб. Потерпевшей стороной признано учреждение. В соответствии с договором ОСАГО, страховщик перечислил страховое возмещение на лицевой счет учреждения. Учетная политика учреждения предусмотрела отражение начисления и уплаты налога на прибыль организаций по 131 КОСГУ.

Подлежит учету сумма страхового возмещения для целей исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут отражаться следующие операции (Таблица 8)

Таблица 8

Выплата страхового возмещения по ОСАГО

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена задолженность в сумме страхового возмещения по договору ОСАГО

2 209 43 560

2 401 10 143

Поступила на лицевой счет учреждения сумма страхового возмещения по договору ОСАГО

2 201 11 510
 Забалансовый счет 17

2 209 43 660

Начислен налог на прибыль организаций

2 401 10 131

2 303 03 730

Обобщая вышесказанное, отмечу что с вступлением в силу Приказа № 255н 2 доходы автономных и бюджетных учреждений детализированы новыми кодами КОСГУ. Этим изменениям в рабочем плане счетов необходимо предусмотреть новые аналитические счета к 0 205 00 000, 0 209 00 000 счетам. В статье приведены новые коды КОСГУ по доходам, которые соответствуют счетам аналитического учета, применяемых в бюджетных и автономных учреждениях. На конкретных примерах рассмотрен порядок учета отдельных операций по доходам на основе подготовленных проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции 
№ 174н, 183н.

Литература:

  1. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
  2. Приказ Минфина России от 27.12.2017 № 255н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н»
Основные термины (генерируются автоматически): доход, расчет, трудовая книжка, счет, Забалансовый счет, законодательство РФ, прибыль организаций, содержание операции, операционная аренда, страховое возмещение.


Похожие статьи

Особенности учета и контроля доходов и расходов, финансовых результатов в сельском хозяйстве

Бухгалтерский учет операций санкционирования в организациях государственного сектора

Организация управленческого и бухгалтерского учета основных средств в организации

Направления улучшения внутрифирменного бюджетирования на предприятии и оценка экономического эффекта

Оценка динамики и структуры расходов в части реализации государственных программ Федеральной таможенной службы России на основе данных Федерального казначейства РФ

Особенности организации процесса бюджетирования и его роль в финансовой деятельности организации

Вопросы экономического анализа финансовых результатов производственной деятельности предприятия в подготовке бакалавров экономики

Проблема учета основных средств сельскохозяйственного предприятия в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Анализ и учет доходов, расходов и финансовых результатов деятельности предприятия

Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях

Похожие статьи

Особенности учета и контроля доходов и расходов, финансовых результатов в сельском хозяйстве

Бухгалтерский учет операций санкционирования в организациях государственного сектора

Организация управленческого и бухгалтерского учета основных средств в организации

Направления улучшения внутрифирменного бюджетирования на предприятии и оценка экономического эффекта

Оценка динамики и структуры расходов в части реализации государственных программ Федеральной таможенной службы России на основе данных Федерального казначейства РФ

Особенности организации процесса бюджетирования и его роль в финансовой деятельности организации

Вопросы экономического анализа финансовых результатов производственной деятельности предприятия в подготовке бакалавров экономики

Проблема учета основных средств сельскохозяйственного предприятия в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Анализ и учет доходов, расходов и финансовых результатов деятельности предприятия

Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях

Задать вопрос